Адаптация заданий как способ формирования грамматического строя речи в младшем школьном возрасте у детей с тяжелыми нарушениями речи
М.А. Тарантаева
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького»
Научный руководитель Ю.В. Михель, преподаватель
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами [1].
При тяжелых нарушениях речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил [2].
Для меня открылось множество интересных методов и приемов обучения детей, которыми я бы хотела с вами поделиться.
Для адаптации учебного материала для детей с ОВЗ потребуется выделение дополнительного времени. Хорошей опорой могут стать уже существующие программы и пособия для коррекционных школ.
Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов:
Упрощение инструкции к заданию.
Например, задание из математики: «Найди значение выражения. Где нужно, реши более легким способом». Здесь мы применим способ упрощения инструкции следующим способом: «Реши примеры»
Индивидуализация стимульных материалов.
Практически у всех учеников есть особые интересы, которые можно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма.
Минимизация двойных требований.
В процессе обучения к детям часто предъявляются задания, содержащие в себе два требования: выделить орфограммы в тексте и списать его т.д. Выполнять такие задания – сложная задача для учеников. Здесь необходимо выделить главную цель обучения и исключить дополнительные требования.
Дополнительная визуализация.
Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию.
Упрощение содержания задания.
Например, весь класс пересказывает текст, а ученик с особыми образовательными потребностями пересказывает текст с визуальной.
Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.
В связи с трудностями переработки информации, нарушениями произвольного внимания у детей с ОВЗ часто отмечается замедленный темп работы. В русском языке он может выполнить вместо пяти предложений только два, при этом выполнив в них синтаксический анализ слова, наряду с другими учащимися.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разнообразными. Это может быть, как инструкции к заданию, уровень сложности, объем, так и содержание. Но цель обучения остается прежней.
Разные факторы влияют на обучение детей. Важно, чтобы педагог был заинтересован в обучении каждого ребенка.
Библиографический список
1. Гильфанова Зульфия Равильевна – URL: "Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР". - Логопедия (multiurok.ru) (дата обращения 26.02.2024).
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) . —— СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.