СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Музыкальные таланты" (рекомендации)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Музыкальные таланты". 

Музыкальный талант – один из тех, что определяется чрезвычайно рано. Вместе с тем, родители иногда не обращают внимания не неординарные музыкальные способности и «звёздочки» гаснут, так и не появившись. Справедливости ради, стоит сказать, что взрослые зачастую ошибочно считают ребёнка музыкально одарённым и, тем самым, собственноручно ломают ему судьбу. Как же в этом разобраться?

Просмотр содержимого документа
«Статья "Музыкальные таланты" (рекомендации)»

Музыкальные таланты. Как «зажигаются» звёзды?

Музыкальный талант – один из тех, что определяется чрезвычайно рано. Вместе с тем, родители иногда не обращают внимания не неординарные музыкальные способности и «звёздочки» гаснут, так и не появившись. Справедливости ради, стоит сказать, что взрослые зачастую ошибочно считают ребёнка музыкально одарённым и, тем самым, собственноручно ломают ему судьбу. Как же в этом разобраться?

Есть хорошие музыканты, есть очень хорошие музыканты, а есть – подлинные таланты. Последние отличаются тем, что музыка – это их образ жизни, естественная потребность, без которой они себя плохо чувствуют. Они слышат музыке совсем не то, что слышим мы все, а гораздо больше. 

При наличии определённых задатков и умелом педагогическом подходе можно сделать из малыша неплохого музыканта. Однако для гения обучение не столь важно. У него кроме задатков есть ещё и устойчивая внутренняя мотивация и иное мироощущение, что в народе зовётся «божьим даром». По сути, это сильное и постоянное желание совершенствоваться и реализовывать себя в музыке. 

Талант к музыке можно распознать уже в возрасте 2-3 лет. Хотя, строго говоря, у крохи наблюдаются лишь выраженные способности, а талант появляется в результате развития. 

Подозрение на талант 

Обычно способности к музыке у своих малышей мамы определяют так: «ему нравиться слушать записи», «он пытается воспроизводить песни, подражая знаменитому певцу», «он увлечённо перебирает клавиши фортепиано». Поверьте, 99% детей попадают под эти определения. Ребёнок равнодушный к музыке большая редкость, но это не означает, что все дети – музыкально одарённые. 

Профессионалы называют три способности, которые стоит проверить, прежде чем записывать ребёнка в «гении»: 

- музыкальный слух, 
- чувство ритма, 
- музыкальная память. 

У педагогов есть специальные методики определения этих способностей. Их, обычно, диагностируют при поступлении в музыкальную школу. 

Не дожидаясь 7-10 летнего возраста (возраст, когда в музыкальную школу «уже можно») мы с вами тоже можем составить собственное мнение о музыкальных способностях собственного ребёнка. Требуется умение наблюдать и, выбрав подходящий момент, в игровой форме предложить малышу несколько тестов. 

Тест 1. Хорошо, если в доме есть музыкальный инструмент, если нет – можно воспользоваться игрушечным синтезатором или другой музыкальной игрушкой. Выберете несколько высоких звуков, проиграйте их, приговаривая «пи-пи-пи - так мышка пищит», затем выбирайте звуки в средней тональностьи «ля-ля-ля - лисичка бежит и песенку поёт», потом очередь низких звуков: «топ-топ-топ - это медведь идёт». И снова проиграйте все звуки с теми же присказками. По прошествии часа подойдите к инструменту и воспроизведите знакомые малышу звуки, спросите «кто это: мышка, лисичка или медведь?». Если ребёнок с первого раза различит их – скорее всего, музыкальный слух у него есть. Обычные дети тоже могут запомнить и различить эти звуки, но не с первого раза. Для чистоты эксперимента лучше, чтобы ребёнок не видел, как вы воспроизводите звуки (попросите его отвернуться и просто послушать). 

Тест 2. Приготовьте 5-6 отрывков из классических произведений. Послушайте их вместе с ребёнком, каждый обозначьте словом или жестом (если малыш ещё плохо говорит). Повторите опыт слушания на следующий день. Узнаёт ли малыш отрывки? Если узнал (сказал правильное слово, показал правильный жест) все – восприятие и музыкальная память у него очень сильны. Продолжайте слушать и запоминать отрывки каждый день. Когда ему это надоест? Если через несколько дней – это норма, если даже через месяц слушает с удовольствием (хоть и знает наизусть) – тяга к музыке налицо. Очень хорошо, если он сможет охарактеризовать отрывок «весёлый-грустный», «быстрый-медленный», «тихий-громкий» и т.д. 

Тест 3. Слушая детскую песенку с простой мелодией (например «Антошка») попробуйте воспроизвести ритм (похлопайте ладонями по коленкам в такт песне). Пусть малыш повторяет за вами. При последующем прослушивании прервите мелодию и спросите «а как дальше? Давай похлопаем, как там дальше было». Воспроизвести ритм с первого раза в норме могут только школьники (да и то, не все). Для старшего дошкольника требуется 5-6 повторений, для ребёнка 4-5 лет – гораздо больше. Если малыш схватывает ритм «налету» - готовьтесь передать его в руки профессионалов, ведь музыкальные задатки налицо. 





Чтобы «зажглась звезда»: чего делать НЕ надо 

1. Настаивать на своем и заставлять заниматься. Талант не терпит насилия. Авторитет убивает гения. Да, занятия музыкой требуют системы и регулярности, но желание заниматься должно исходить от ребёнка, а не от мамы. 

2. Поощрять успехи материальными благами. Если за хорошее исполнение гаммы вы обещаете ребёнку игрушку или поход в Макдональдс – вы формируете не гения, но «ремесленника». Возможно, у вас вырастет неплохой исполнитель, но творческое начало сильно пострадает. 

3. Перехваливать и ставить ребёнка в пример всем окружающим. Формируя, таким образом, завышенную самооценку, родители сами «отдаляют» ребёнка от мира. Потом они ещё и удивляются: почему ему так трудно общаться, откуда берутся неврозы и страхи.… Именно отсюда. 

4. Возлагать на ребёнка свои надежды и обязательства. Слова «ты должен», «ты просто обязан», «ты не можешь подвести» - вносят переполох в душу малыша. Постоянная стимуляция гения подобным образом приводит к снижению той самой «естественной», «природной», «идущей изнутри» мотивации к творчеству. 

Выявляйте способности, развивайте их, оберегайте талант своего малыша, но не переусердствуете в этом! 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!