СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методика проведения уроков физики с компьютерной поддержкой".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель применения компьютера на уроке физики - создание дидактически активной среды, способствующей прдуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового и развитию мышления.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методика проведения уроков физики с компьютерной поддержкой".»

Методика проведения уроков физики с компьютерной поддержкой

Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока. Она поможет учителю использовать в обучении современные технологии и технические средства. Не менее важна задача воспитания у школьников культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

Поэтому компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся.

Принятие компьютера на уроке в качестве ТСО по-новому расставляет педагогические приоритеты. На первом месте не должна стоять техническая сторона внедрения компьютеров. Хотя наличие мощного компьютера преподавателя с локальной сетью ученических ПК - необходимое условие реализации идеи. Большее значение имеет качество создаваемых (используемых) учебных программ, простота их включения в урок, возможность сочетания с другими средствами обучения. При этом важно понять, что никакое, даже самое совершенное средство, не может обеспечить всех задач обучения и тем более воспитания. Для каждого средства имеется своя педагогическая ниша. Цель применения компьютера на уроке физики - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового и развитию мышления учащихся.

В комплексе средств обучения компьютеру может принадлежать системообразующая роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;

  • моделирования изучаемых физических явлений в реальном времени;

  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;

  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;

  • наличием постоянной обратной связи между учеником и компьютером, учащимся и учителем;

  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе - Internet).

Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения, сформулированное известным психологом В.В. Давыдовым. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно-распределённой учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.

Содержательно компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:

  • видео-, и анимационные фрагменты-демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Internet; но они не должны подменять живые демонстрации на уроке!);

  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно - диагностического);

  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

  • проведение компьютерных лабораторных работ (обучающая программа "Открытая физика");

  • использование в лабораторных работах встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчёта погрешностей;

  • создание физических моделей технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление (обучающая ПРГ "Живая физика");

  • включение в ход урока исторического и справочного материала;

  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого.

Творческим заданием для учащихся может быть создание слайдов (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволит ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.

Какой должна быть тактика использования компьютерных учебных материалов? Продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин. в 2 - 3 приёма. Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности". Это боязнь работы с компьютером, нерешительность в действиях с ним, что крайне важно преодолеть человеку ещё в школьные годы.

Особые требования предъявляются к качеству используемой наглядности. В со-временном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое, теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем восприятия компьютерного материала. При этом учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль обучаемых к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Наряду с традиционным контролем, оценивающим конечные результаты обучения, компьютер позволяет организовать контроль самого процесса обучения. Такой контроль осуществляет диагностику хода усвоения материала учащимися. И цель у него другая: коррекция процесса дальнейшего обучения. Поэтому диагностический контроль должен быть на каждом уроке, распределён во всех видах учебной деятельности, небольшой по объёму, но в интересной для ребят форме, и, желательно, - безоценочный, чтобы не боялись. Такого рода контроль формирует у школьников механизм внутреннего самоконтроля, мотивацию учения. Главной частью урока становится закрепление нового, только ещё становящегося материала ("учить на уроке!"). Наиболее простой и распространённой формой диагностического контроля являются тесты. Компьютерный вариант тестов реализуется просто, нет проблем в немедленном обсуждении ответов. Анимация позволяет предъявлять тесты по частям в необходимом темпе.

В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся.

Пора понять, что компьютер пришёл в школу не на время, а навсегда. Впереди - информационное общество. В силу этого, целесообразное включение компьютера в урок является насущной потребностью современного образования и требует его освоения всеми учителями - предметниками.

 Из опыта использования компьютера на уроках физики..

В настоящее время у детей очень высок интерес к компьютерам. Поэтому и надо этот интерес умело использовать в обучении. Ведение урока физики с использованием компьютера повышает эффективность обучения. Для эффективного усвоения материала деятельность учащихся необходимо направлять в нужном направлении, постоянно контролировать, менять виды работы, иначе урок с использованием компьютера станет для них таким же, как и изучение материала  по учебнику.

Можно использовать компьютер на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

Традиционные средства обучения- плакаты, диапозитивы, видеозаписи – могут быть с успехом заменены одним компьютером.

Компьютер позволяют продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: статические иллюстрации (рисунки, схемы, таблицы, графики), динамические модели, видеозаписи

Использование текстовых и графических редакторов позволяет учителю готовить разнообразные дифференцированные учебные материалы. 

Сценарий урока представляет собой фактически его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации, и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Если традиционная форма ведения урока заставляет постоянно обращаться к мелу и доске, то использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии используются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного и опросе, они выполненяются в виде мультимедийных презентаций (документов Power Point).

Демонстрационные слайды, разработанные средствами Microsoft Power Point, используются при объяснении нового материала, повторении, закреплении..... Использование компьютера позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися.

Считаю, что в преподавании физики компьютер может быть использован на всех этапах урока: объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, во внеклассной работе. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты, превращения, подборка портретов, цитат.

..При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока.  (презентация к уроку «Дисперсия»)

Особенностью применения компьютерных презентаций при изучении нового материала является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд- фильма ,что позволяет концентрировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Содержательно- компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:

  1. видео-, и анимационные фрагменты, демонстрации физических явлений, классических опытов, технических приложений (их источниками могут служить всевозможные компьютерные программы по физике, сайты Internet; материалы для тестового контроля )

  2. проведение компьютерных лабораторных работ (обучающая программа "Открытая физика");

  3. включение в ход урока исторического и справочного материала;

  На уроках обобщения и систематизации знаний очень полезно показать межпредметные связи. В презентации к  уроку физики на тему "Рождение новой европейской науки" представлены межпредметные связи физика-история-астрономия

Мультимедийные возможности дают удивительные результаты. Урок становится более насыщенным. Такие уроки обладают явными преимуществами перед обычными, потому что:


  • Пропадает необходимость по несколько раз переспрашивать учителя во время объяснения,- ведь вся необходимая информация имеется на экране.

  • Предоставляются широкие возможности электронного представления учебного материала: текст, графики, схемы, диаграммы, рисунки и фотографии, видеоролики, анимационные ролики, виртуальный эксперимент.

Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. Компьютер своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу. Но компьютер не может полностью заменить учителя Компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление. Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников

Учителя используют метод компьютерного обучения, опираясь на компьютерную грамотность учеников для повышения качества обучения физике, для развития самой же компьютерной грамотности и формирования компьютерной культуры учащихся.

Надеюсь, что своим рассказом, я хотя бы у некоторых коллег вызвала желание попробовать. Истинный учитель – творческая личность. Ещё несколько лет назад столь масштабное использование компьютера для нас тоже было пугающим. Но мы попробовали, у нас получилось, нам понравилось. Ряды учителей нашей школы, использующих в своей работе подобную методику, всё ширятся. Как видите, практически все предметники уже оценили преимущества подобной работы. Оценили его и дети, которые не устают радовать нас, учителей, повышением качества своих знаний практически по всем предметам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!