СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методические основы изучения процессуального права в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: статья посвящена анализу учебных пособий дореволюционной россии а также статье Н.К. Крупской как человека, перенесшего свои педагогические воззрения из одного государственного строя в другой. В заключении статьи нами рассматриваются учебники и методические пособия советской России, а также учебникипо правовым дисциплинам новейшей истории России на предмет сохранения основных целей и задач курса права в средней школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические основы изучения процессуального права в школе"»

Методические основы изучения процессуального права в школе


Автор: Молодушкина Екатерина Сергеевна, учитель обществознания ГБОУ «Академической гимназии №56» Санкт-Петербурга


Аннотация: статья посвящена анализу учебных пособий дореволюционной россии а также статье Н.К. Крупской как человека, перенесшего свои педагогические воззрения из одного государственного строя в другой. В заключении статьи нами рассматриваются учебники и методические пособия советской России, а также учебникипо правовым дисциплинам новейшей истории России на предмет сохранения основных целей и задач курса права в средней школе.

Разработанные в отечественной педагогике пути и способы

формирования знаний и умений, системы ценностей и опыта творческой деятельности, гражданского образования и воспитания учащихся, их приобщения к нравственной, правовой и политической культуре находят отражение в рамках компетентностного подхода и современных педагогических технологий. На основе анализа литературы как для ученика (учебные пособия), так и для учителя (педагогические журналы), мы сможем выявить, были ли попытки проведения тренингов по процессуальному праву в истории методики с начала 20 века, а также сильные и слабые стороны в освещении тем процессуального права.

  1. Гольцев, В.А. Основные понятия о правоведении : (Элементарный очерк) / [Соч.] В.А. Гольцева. - М. : ред. журн. "Детское чтение" и "Педагогический листок", 1900. - 70 с. - (Учительская библиотека)

Данный очерк представляет собой опыт доступного и краткого изложения основных начал правоведения. Сам автор указывает направленность данного пособия – это народные учителя, которые должны содействовать распространению в народ разумного правосознания. В введении отмечается, что необходимо распространять юридическое знание путем школы и печати – с этим связано появление несколько книг (например, книга г. Дружинина «Общественное законоведение». Освещается проблема отбора информации и ее представления – автор говорит о том, что необходимо упрощать изложение идей, а не урезать сам смысл идей: иногда популяризация сводится на то, что богатая содержанием мысль сокращается до того, что остается лишь одна ее сторона, и притом не всегда самая важная.

В правовом очерке начала 20 века ставится вопрос о происхождении права – говоря о двух школах: с одной стороны юристы, считающие право неизменным (абсолютным) и его предписании раз и навсегда заключенным в нашей природе; с другой стороны историки, доказывающие, что право изменяется, что такое действия, которые когда-то считались дозволенными, теперь признаются преступлениями, и наоборот. Прежде, например, господину дозволялось безнаказанно убивать раба; теперь же рабство исчезло у всех сколько-нибудь образованных народов, и убийство кого бы то ни было наказывается.

Помимо вопросов о происхождении права, автор говорит о самом историческом процессе развития права: для юридического развития много сделали ученые-правоведы, которые изучали обычаи и законы у разных народов, сравнивали их между собой. Посредством такого сравнения в


юридический процесс вводятся новые правила – суд присяжных, гласность, устность судопроизводства; автор дает основное разделение право на его ветви – государственное, гражданское, уголовное право.

  1. Зносско-Боровский, курс законоведения (правоведения) для 7 класса мужских гимназий, С.П.Б. 8 октября, 1903 г.

Данное учебное пособие представляет собой общее учение о праве: понятие права, задачи, содержание и значение права, определение права. Поскольку учебник датирован 1903 годом, нам удалось подробно изучить только введение к учебнику, оглавление и часть первой главы «понятие права», в котором говорится о необходимости правил, определяющих отношения между людьми. Право есть совокупность норм, производящих общеобязательную расценку и разграничение интересов. Право есть совокупность норм, принудительно разграничивающих и охраняющих человеческие интересы путем распределения субъективных прав и обязанностей.

При анализе оглавления учебника, мы можем увидеть главы, посвященные объективности и субъективности понятия «право», главу о положительном праве, источниках права, а также главу, посвященную обзору русского законодательства, включая памятник допетровского права, полное собрание законов, а также подробный разбор понятия «государство», сведения о его населении, территории. В рамках нашего исследования нам могла бы быть интересна глава 5, посвященная законодательству, управлению и суду.

  1. Н. К. Крупская. «К вопросу о школьных судах», 1911, ТОМ ПЕРВЫЙ. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы, МОСКВА 1957, подготовка текста и примечания Ф. С. Озерской

Интересный взгляд на школьные суды предлагает нам Надежда Константиновна Крупская, рассматривая игру-суд как подражание поведению взрослых. Мысль Крупской идет в разрез с главной идеей нашего исследования: в контексте тренинга ролевая игра понимается как форма


организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета.»11 Участвуя в игре, ребенок старшего школьного возраста продолжает свое развитие как личность: у него формируются те стороны психики, от которых в будущем может зависеть его отношения с окружающими и с самим собой, а также в целом успешность его социальной практики. Игра является тем важнейшим воспитательным компонентом, в котором можно устроить поле

«социальных проб» - испытаний, в которых учащимися осваиваются возможные способы решения возникающих проблем во время игры – особенно касающихся межличностных отношений. Ролевая игра дает возможность ребенку приобрести жизненный опыт. Именно поэтому данный метод тренинга крайне важен при изучении такой области обществознания как право, где господствует плюрализм мнений и постоянное сталкивание интересов. Ролевую игру хорошо использовать в тренинге, который касается процессуального права, поскольку в сам сценарий игры можно включить образовательный компонент – непосредственную информацию об гражданском, уголовном и административных процессах. (например, как подавать жалобу или писать заявление в правоохранительные органы).

Однако Крупская в своей статье раскрывает урок-суд не как самостоятельную деятельность, а как подражание – глупости, жестокости взрослых, что устраивать всерьез детские суды – вещь очень рискованная, поскольку на детей такие мероприятия имеют дурное влияние. Роль прокурора, который стремится порой белое делать черным, роль защитника, который стремится порой черное сделать белым – несомненно, развращают их исполнителей. Кроме того, игра в суд приучает детей, поскольку они подражают настоящему суду с его процедурой, удовлетворяться внешней, формальной стороной дела. Конечно, то, что дети близко знают друг друга,




11 Соболева. О. Б, Кузин Д. В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Изд-во Юрайт, 2017, С. 363


что проступки иx весьма примитивного свойства, служит некоторым противовесом формалистике. Но тенденция остается та же: решение дела с точки зрения формальной, условной, внешней справедливости. Если в государственной жизни формальная справедливость иногда, может быть, и лучше отсутствия всякой справедливости, если подобный формализм неизбежен при полной невозможности ознакомиться с психологической подкладкой проступка подсудимого, то внесение такого совершенно ненужного формализма в интимный кружок товарищей-детей более чем вредно. Дети должны привыкать решать каждое дело с точки зрения справедливости, – как они себе ее представляют, – а не с точки зрения внешнего соответствия букве закона, хотя бы и школьного. По мнению Крупской, научиться говорить, точно формулировать свои мысли дети могут и на обычных детских беседах; уважение к правовым нормам – вещь весьма условная: правовая норма правовой норме рознь. Мы постараемся раскрыть возможные риски при проведении учебно-ролевых и деловых тренингов в параграфе, посвященном рискам при проведении тренингов в курсах процессуального права.

  1. Томашевич В.А., учебник законоведения для гимназий и реальных училищ, курс 8 класса гимназий., издание Т-ва И.Д. Сытина., Москва. – 1915 г.

Данное учебное пособие дает более широкое представление о праве в целом: автор делит по главам гражданское, уголовное и судебное право, последнее из которых включает в себя судоустройство (общее понятие; низшие и высшие суды), а также подробно описывает гражданское и уголовное судопроизводство, включая предъявление иска и производство до слушания дела, понятие встречного иска, третьих лиц, слушание дела, неявку сторон, обжалование решения, пересмотр судебных приговоров. К сожалению, нам не удалось познакомится с самим текстом этих глав, поскольку пособие датировано 1915 годом, и до нас дошла лишь малая часть содержания учебника.


  1. Ефимов, Е.Н. Курс законоведения. Ч. 1. Элементарные понятия о государстве и праве / [Соч.] Е.Н. Ефимова. - М. : Задруга, 1916. - VIII, 128 с.


В предисловии данного учебного пособия сам автор говорит о праве народа участвовать через своих представителей в осуществлении государственной власти и тем оказывать влияние на дальнейшее развитие своей страны. Такое расширение прав народа возлагает на каждого из членов долг серьезно отнестись к своим обязанностям гражданина – принимать деятельное участие в жизни государства и стремится к ее совершенствованию. Чтобы выполнить этот долг в сознании своей ответственности перед страной, необходимо прежде всего отдать себе ясный отчет об организации государственно-правовой жизни и ее принципах, выработанных долгим историческим опытом народов. Служить уяснению основных правовых принципов и ставит своей задачей курс законоведения. Стоит отметить об актуальности данных задач и по сей день – ведь изучение права в курсе обществознания ставить задачи по приобщению учащихся к нравственной, правовой и политической культуре. Сам учебник методически не проработан, в нем отсутствуют любого вида задания и вопросы, информация представлена в теоретическом формате с большим нагромождением понятийного аппарата по правовой дисциплине. Анализ оглавления показал направленность данного учебного пособия на раскрытие таких тем как «исторические формы общения», «элементы государства», «социальные нормы», «источники права»,

«процесс образования закона»


  1. Борьба за обществоведение и школьная практика последних лет, сборник под ред. С.Н. Дзюбинского, Б.Н. Жаворонковой, изд. «МИР», Москва – 1925.

Данная методическая брошюра является интересной для рассмотрения раздела «методы работы по обществоведению», историко-методический этюд. В нем освещается проблема, актуальная до сих пор в школьной практике – это методы преподавания. Автор пишет о вопросе, который встает перед учителя


  • не о том, как преподать школьникам тот или иной учебный материал, а о том, как организовать работу школьников по изучению того или иного жизненного явления. В рамках нашего исследования стоит обратить внимание на возрастание самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения: особое место на уроках начали занимать «инсценировки». Процветали, главным образом, различные «общественные суды»: «суд над народничеством», «суд над идеализмом», «суд над религиозным трудшкольником», «суд над февральской революцией» и. т. д. Такие «суды» не только способствовали большему общественному развитию школьников, но и более глубокому и прочному знакомству с вопросом: для обвинения или защиты необходимы был «точные данные», которые получались не из учебников или «кратких» руководств, из документов, мемуаров, газет и. т. д.

Однако, среди подобных «инсценировок» зачастую происходили ошибки: инсценировалась «сословная борьба в Риме», «суд над Лютером», также встречались вредные инсценировки в связи с «комсомольской пасхой», когда сначала «воскресили Христа» а потом сожгли его на костре. Разумеется, такие «инсценировки» бестактны и методически ничем не оправдываемы. Это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что для проведения тренинга в формате игры необходимо обладать высоким уровнем знаний материала со стороны учителя, а также уметь направить тренинг в нужное русло для достижения поставленных целей и планируемых результатов образовательной деятельности.

  1. Журнал «Преподавание истории в школе», 6 изд., ноябрь-декабрь, государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1951 г., Стр. 81 94 «Суд и прокуратура» - методическая разработка из опыта учителей московских школ, Жукова Т.И.

Данная разработка (изучение данной темы) должно показать 1) что суд и прокуратура являются составной частью советского государственного аппарата, в котором они занимают важное и почетное место; 2) что суд и


прокуратура являются органами, тесно связанными между собой. Методы работы у них разные, но задачи – общие. Они призваны охранять и укреплять советский общественный и государственный строй СССР: охранять социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, воспитывать граждан СССР в духе преданности родине и делу социализма.

В соответствии с программой по Конституции СССР на изучение данной темы отводятся 3 урока:

    • 1-й урок: «Советский суд и его задачи»

    • 2-й урок: «Советская судебная система»

    • 3-й урок: «Советская прокуратура»

Все три методические разработки уроков представлены по четкому плану (конспекту). Прописаны:

  • цель урока;

  • план урока (включающий в себя фронтальную беседу с целью актуализации знаний по ранее пройденному материалу),

  • объяснение нового материала – с постоянными отсылками на слова Ленина В.И. из сочинений; Сталин И.В. из «Вопросы ленинзма»)

  • закрепление (учащимся задаются вопросы по примеру: «для чего необходимо было сломать, уничтожить суд царской России и создать новый, советский суд?»)

  • домашнее задание (изучение Конституции СССР - учитель дает номер главы, указывая, на какие статьи особенно обратить внимание; а также учебное пособие Карпинского В.А. «Конституция СССР» 1951год, 151-155 стр.)

Методический аппарат не разработан; редко в сносках даются правовые определения (например, «Санкции – утверждение, одобрение»)

  1. Методический журнал министерства просвещения РСФСР

«Преподавание истории в школе», 1 изд., январь-февраль, государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1959 г. Стр 106 109., Консультация: «Что такое советское гражданское право», Братусь С.Н.


В статье представлен теоретический материал, обеспечивающий методическую помощь учителям по предмету «Конституция СССР». Раскрывается понятие «Советское гражданское право», «гражданско-правовое регулирование имущественных отношений», указываются участники (субъекты) имущественных отношений, даются отсылки к статьям Конституции СССР. Вся информация носит справочный характер и методической разработкой не является.

Консультация: «основные отрасли советского социалистического права» помощь преподавателям Конституции СССР)

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к общественно полезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам социалистического общества – это главная задача нашей школы.

В статье указываются главное средство достижения данной задачи – это введение с 1959 года в десятом классе курса Конституции СССР и основ советского законодательства. В статье дается подробное описание обязательных к изучению тем (похоже на рабочую программу, без календарно- тематического планирования), также дается рекомендуемая литература, среди которой можно выделить (встречаются эти источники не раз):

  • Юридический словарь в двух томах (М., 1956г)

  • Периодические журналы «Социалистическая законность», «Бюллетень Верховного суда СССР», «Советское государство и право». Помимо ознакомления с основными проблемами советской юридической науки, учитель найдет в этих журналах материал, иллюстрирующий применение того или иного закона на практике. Такие иллюстрации помогут школьникам лучше разобраться в сложных правовых вопросах.

Преступая к преподаванию данного предмета, учитель должен учитывать те знания, которые получили учащиеся по Конституции в седьмом классе. Делается акцент на уровень подготовки учителя к ведению данного предмета, его большой творческой работы, в которой надо раскрыть всю полноту содержания курса Конституции СССР.


  1. Методический журнал министерства просвещения РСФСР

«Преподавание истории в школе», 2 изд, март-апрель; государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1959 г., Стр 99 – 104., Консультация: «Советское уголовное право», Сахаров А.Б.

Данная статья раскрывает понятие советского уголовного права, указывая на его главную задачу – охрану советского общественного и государственного старя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств; также раскрывается содержание советского уголовного права, даются ссылки на Конституцию СССР. Материал методически не обработан и имеет справочный характер для учителя-предметника.

  1. Методический журнал министерства просвещения РСФСР «Преподавание истории в школе», 5 изд, сентябрь-октябрь; государственное учебно- педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва, 1959 г. Стр 47 50., «Глубже раскрывать вопросы советского права», Сингал Б.П., учитель истории школы №327 г. Москвы

Данная статья повествует о важной проблеме, которая актуальная до сих пор в курсе «Право» старших классов – это отбор содержания. Правильный, всесторонне продуманный отбор материала к урокам – важный этап в подготовке учителя к успешному решению образовательно- воспитательных задач курса. На примере курса «Конституция СССР» автор предлагает использовать то новое, существенное, что рождается в нашей жизни и что должно в известной степени преломиться в практике преподавания курса Конституции СССР как предмета, органически связанного с современностью, с событиями наших дней.

Статья, повествующая о методике отбора фактов и сведений при подготовке к уроку, актуальна до сих пор, раскрывает те проблемы, которые можно сейчас услышать на методических конференциях по предметной области обществознания (включая право). Автор указывает, что надо


стремиться повысить интерес учащихся к предмету, поднять их активность на уроке и способствовать более прочному усвоению ими курса. Делать это предлагается посредством использования разнообразных средств наглядности и конкретизации изучаемого материала: схемы, таблицы, непосредственное знакомство с документами (образец трудовой книжки, рассмотренный в классе, рассмотрение трудового договора, попытки составить его самостоятельно, экскурсии на промышленные предприятия)

Автор акцентирует наше внимание на метапредметных связях курса Конституции СССР и курсом истории, на котором может параллельно происходить работа с нормативно-правовыми документами.

  1. Научно-методический журнал министерства просвещения СССР

«Преподавание истории в школе», 3 изд, май-июнь, издательство

«Педагогика», Москва, 1970 г. Стр 64 – 70., «Об изучении прав и обязанностей граждан СССР в курсе «Обществоведение» (по материалам опытной работы), Мазуренко В.И. (институт содержания и методов обучения АПН СССР)


Данная статья посвящена планируемым целям и результатам, которые, по окончанию учебного курса, не достигаются.

Автор указывает на актуальную проблему современного образования – это расхождение планируемых результатов обучения с их реальными результатами. Предметом органов народного образования, органов правосудия является воспитание молодежи, в том числе учащихся средней школы, в духе гражданственности, нетерпимости отношения к нарушениям норм социалистического общежития, советских законов: формирование людей, способных управлять делами общества и государства. Между тем, практика свидетельствует, что выпускники средней школы обладают недостаточно глубокими знаниями по вопросам государства и права. Экзамены по истории и обществоведению показывают, что у учащихся нет четкого представления о системе и функциях советских органов власти и управления, роли советского права в осуществлении этих функций, а также


необходимых знаний по основам трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Данные выводы автор делает на основе анализа анкетирования учащихся 10 классов на предмет выявления круга интересов, начитанность по то проблемам государства и права до изучения на уроках обществоведения темы 111 «социализм и коммунизм – две фазы единой коммунистической формации». Вопросы были такие:

  1. Что бы Вы хотели узнать о советском социалистическом обществе при изучении курса «обществоведение»?

  2. Что бы Вы хотели узнать о Советском государстве и праве?

  3. Какую литературу Вы читали по вопросам государства и права?

Нас более интересуют результаты ответов на второй вопрос, поскольку подавляющее большинство учащихся назвало вопросы трудового, уголовного, семейного, гражданского права и судопроизводства; высказали пожелание также познакомится с советской избирательной системой, правами и обязанностями граждан, особенностями социалистической демократии в целом и перспективами ее развития.

Далее в этой статье для конкретизации ряда изложенных выше исходных положений приведен примерный план урока по теме «Единство основных прав и обязанностей граждан СССР. Гарантия прав граждан»

План урока:


  1. Понятие о современном гражданстве (вносится в план, если это понятие не изучалось на уроке, посвященном характеристике государственного устройства СССР)

  2. Единство прав и обязанностей граждан СССР

  3. Гарантия прав и свобод

  4. Социалистическая законность и охрана прав граждан СССР

При анализе конспекта урока мы можем выделить следующие положения:


  1. Прослеживаются межпредметные связи с историей. Учащимся предлагается подумать над вопросом «когда наименование «подданство» было упразднено в нашей стране?»

  2. Проводится работа с понятийным аппаратом. Учитель раскрывает понятия

«правоспособность» и «дееспособность» гражданина (учащимся предлагается работа со статьями Гражданского кодекса РСФСР)

  1. Наличие этапа «актуализация знаний» - проводится в том случае, если ранее при изучении государственного устройства СССР понятие о гражданстве изучалось, с учениками повторяется этот материал по вопросам:

  • Что необходимо понимать под гражданством?

  • Кто, согласно закону, считается гражданином СССР?

  • Чем определяется место гражданина СССР в социалистическом обществе?

  • Почему советские граждане гордятся принадлежностью к Советскому Союзу?

  1. Преобладание диалогового метода ведения урока – объяснение теоретического материала строится на беседах и фронтальных беседах, в которых учитель – направляющий модератор

  2. Наличие опережающего задания – перед учащимися ставится задача: на следующих уроках в процессе ознакомления с основными обязанностями граждан подготовить ответ на вопрос «Почему неуклонное выполнение обязанностей граждан способствует созданию лучших условий для осуществления прав граждан?», ответ проиллюстрировать примерами

  3. Наличие индивидуальных заданий – целесообразно на конкретных примерах показать деятельность местного Совета по охране интересов и прав граждан (подбор таких данных можно заранее поручить отдельным ученикам)

  4. Прослеживание идей дифференцированного домашнего задания, включающего в себя:

    • Работу с учебником (параграф)

    • Работу с Конституцией СССР (глава Х)

    • Задание по подбору материала периодических изданий, подтверждающих гарантии в нашей стране прав на труд, на отдых, на материальное обеспечение и на образование


При этом автор указывает, что выполнение этого задания в комплексе позволит учащимся на следующем уроке активно участвовать в беседе по содержанию новой темы.

  1. Научно-методический журнал министерства просвещения СССР

«Преподавание истории в школе», 3 изд, май-июнь, издательство

«Педагогика», Москва, 1984 г., Стр 84 – 85., Мартынова М.М., Плющевский Б.Г., Удмуртский государственный университет; «100 игр по истории», Кулагина Г.А. Пособие для учителя. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1983.

Данная статья посвящена обзору учебного пособия для учителей «100 игра по истории» автора Г.А. Кулагиной, описанию структуры издания, его положительных и отрицательных сторон, а также целевому предназначению. Стоит отметить, что разработка и систематизация исторических игр осуществлена с учетом возраста учащихся и особенностей школьных курсов 5-10 классов. Сам характер игр, объем информации в них меняется, усложняясь от класса к классу и от курса к курсу. Часть игр рассчитана на урочные занятия, часть – на внеклассные мероприятия, кружки и факультативы.

В первой части книги дается психолого-педагогическое обоснование исторических игр для школьников. Автор предостерегает читателя от стремления безгранично увеличивать число исторических фактов, обращая внимание на развитие логического мышления, установление исторических связей между событиями и формирование умения сопоставлять, сравнивать и оценивать их. Вторая часть посвящена собственно историческим играм и рекомендациям по их самостоятельному составлению

  1. Минина С. Н., учебное пособие для старшей школы «Закон и несовершеннолетние граждане России», составлено по материалам международного и национального Ювенального права, СПБ.: Иван Федоров, 2002 г.


В сборнике собраны и систематизированы Законы России и международные правовые акты, обеспечивающие защиту прав, достоинства и ценности личности несовершеннолетнего, а также их обязанности и гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность за причинение вреда, правонарушения и преступления. В целях закрепления знаний, осмысления и освоения Законов России, касающихся правового положения несовершеннолетних граждан, в сборник включены задачи по отраслям права, взятые из многолетней прокурорско-следственной практики автора, доступные для самостоятельной работы и аудиторного решения на практических занятиях.

В 6 главе данного пособия подробно рассматривается гражданский процессуальный кодекс РСФСР: приводится целый перечень статей с необходимым пояснением, а также предлагаются задачи по гражданскому процессуальному праву, при решении которых учащимся необходимо самостоятельно продумать доводы, и при их обосновании давать ссылки на правила Гражданского процессуального кодекса.


Рассмотрим для примера задачу №2 по гражданскому процессуальному

праву:


«Суд вынес решение о взыскании алиментов с Макарова в пользу его бывшей жены Макаровой Э. С. на содержание троих малолетних детей. Судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на большую загрузку по работе, предложила Макаровой зайти через месяц, тогда ей будет сообщено о движении, пересылках исполнительного листа.

  1. Имеет ли место в действиях судебного пристава-исполнителя нарушение правил Гражданского процессуального кодекса?

  2. К взысканиям какой очереди относят нормы ГПК требования в взыскании алиментов?

  3. Кому надлежит обжаловать действия судебного пристава-исполнителя?

  4. Кто наделен правом принесения протеста на незаконные действие судебного пристава-исполнителя?


После вопросов к задаче дана справочная информация: обратитесь к статьям 210, 340, 419, 348 и 428 Гражданского процессуального кодекса, найдите необходимые правила для правильного решения данной ситуации.

Рассматривая раздел, посвященный нормам уголовного права, для самостоятельной работы учащимся предлагается ответить на вопросы повышенной сложности: следить за правильностью употребляемых ими юридических терминов, делать ссылки на статьи Уголовного кодекса РФ. Например:

  1. Назовите задачи Уголовного кодекса РФ и способы их решения уголовно- правовыми средствами;

  2. На основе каких принципов действует уголовное законодательство России

– УК РФ?

  1. Что является основанием уголовной ответственности?

  2. Поясните понятие преступления?

  3. Какие категории преступлений, исходя из характера и степени их общественной опасности, Вы можете назвать сразу и самостоятельно?

Само учебное пособие крайне теоретизировано, методический аппарат (помимо шрифта) отсутствует, к возможному применению знаний относятся разделы «задачи» и «вопросы для самостоятельной подготовки»

13. Ильин А. В, Морозова С.А. «Из истории права», курс правоведения, 10- 11 класс, СПБ.: 2001 г., Стр 91-99

Предлагаемый учебник представляет собой системное изложение основных событий и фактов из истории права, имеющее целью показать достижения мировой правовой культуры, основные вехи истории российского права, приоткрыть завесу над правовой жизнью людей разных исторических эпох, стран и народов, продемонстрировать особенности их правосознания. Заключительный раздел пособия посвящен истории международного права, его месту в развитии мировой правовой культуры. Учебник содержит большое количество фрагментов нормативно-правовых актов.


В рамках нашего исследования стоит уделить внимание разделу «право древнейших цивилизаций», в котором подробно описывается суд в Афинах. Работа с таким историческим источником может служить сценарием для тренинга с последующим проведением тренинга по современному российскому процессуальному праву для нахождения отличий/сходств по самому процессу судопроизводства:

  • на чем основывается судопроизводство (в Афинах – обычаи, в России – нормативно-правовые документы),

  • время проведения судов (суд по делам об умышленном убийстве в Афинах происходил только в последние три дня каждого месяца и непременно под открытым небом, дабы присутствующие не осквернили себя нахождением под одной крышей с преступником; чтобы решение ареопага было беспристрастным, слушание дела происходило ночью, и судьи не видели лиц ораторов, но внимали лишь аргументам),

  • расположение обвинителя и обвиняемого в суде (обвинитель – ближайший родственник погибшего – стоял на камне непрощения, тогда как отрицающий свою вину обвиняемый занимал камень обиды)

Работа с историческим источником «суд присяжных» также можно использовать в формате тренинга на уроке обществознания (права) старших классов. Этот материал посвящен описанию главного судебного учреждения Афин в эпоху расцвета демократии под названием гелиэя, или суд присяжных. Можно попросить учащихся сравнить работу суда присяжных в Российском праве и в Афинах, вывести их отличительные особенности, сделать вывод об эффективности работы этих двух форм судов присяжных.

После работы с данными источниками в комплексе уроков можно провести закрепляющий тренинг (например, «6 шляп мышления» Э.-де-Боно на выявления общих недостатков и достоинств афинского суда, положительных и отрицательных сторон в сравнении с российским процессуальным правом.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные методические проблемы в курсе преподавания обществознания (права) в темах

процессуального права тянутся на протяжении ста лет: авторами методической литературы четко выдвигались проблемы о недостаточной мотивации учащихся на уроках, их неспособностью применять полученные знания на практике в реальной, внешкольной жизни. Также авторами была отмечена проблема расхождения планируемых целей и результатов с реальными результатами, основанная на результатах экзаменуемых, а также анкетирования учащихся старшей школы. Стоит отметить наличие консультаций по содержательной части курса права для учителей- предметников, которая не являет собой методически-проработанный текст, однако служит помощью при подготовке к урокам повышенного уровня теоретического материала (не стоит забывать, что в современной практике проблема учительской некомпетентности в вопросах права стоит довольно остро). Если говорить о самих тренингах в темах процессуального права прошлых столетий, то мы можем проследить идею о необходимости научить учащихся применять полученные знания на практике, однако в прямую мы смогли рассмотреть только игры по истории, когда в курсе обществоведения нам встретились лишь теоретизированные разработки уроков по процессуальному праву всех отраслей.

Также стоит отметить, что в анализируемых учебных пособиях конца

20 века были найдены интересные материалы, которые можно было бы использовать как сценарии к тренингам по процессуальному праву. Однако, многие достойные разработки остаются на бумаге, их реальное внедрение остается лишь перспективой по развитию тренинговых технологий в области процессуального права. Чтобы перенести это содержание с бумаги в школьный класс, нам необходимо разработать методические рекомендации по проведению тренингов в курсе права полной средней школы.


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!