СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об устных лингвистических "пятиминутках" как о средстве формирования мотивации в изучении русского языка. представлены формы лингвистической разминки, которые могут быть использовны на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"»













Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка





































Каждый учитель хочет, чтобы его предмет был для учащихся не только важен, но и интересен. Тогда знания будут усваиваться быстрее, глубже. Для этого ученик должен быть мотивирован, должен видеть конечную цель своей работы, идти к ней через интерес к изучаемой дисциплине.

У нас возникла мысль об устных лингвистических «пятиминутках», как о средстве формирования мотивации в изучении русского языка. Почему именно лингвистическая и что она дает для урока? Лингвистика как наука формирует языковое мышление школьников, необходимое для изучения не только русского , но и иностранных языков. Языковые задания легко увязать с текущим материалом. Такие разминки можно использовать с целью укрепления межпредметных связей. Ответы на вопросы могут быть представлены в форме кратких сообщений, что учит ребят создавать собственные устные высказывания.

Лингвистическая « пятиминутка» может задать нерв всему уроку, создаст ситуацию поиска ответа на вопрос, смоделирует проблемную ситуацию, привнесет в урок элемент игры, соревнования. Таким образом «пятиминутка» превращается в действенный прием, позволяющий развивать мотивацию к изучению русского языка.

В какой форме она может проходить? Попробуем классифицировать задания и покажем , как их можно использовать на уроках.

  1. «Отгадай слово». Ребята должны отгадать слово, учитывая его фонетические, морфологические, синтаксические признаки, или «собрать» слово по частям. При выполнении задания повторяются признаки частей речи, строение слов, явления омонимии.

  2. «Третий лишний». Учащиеся должны назвать «лишнее» слово и объяснить свой выбор. Критерии отбора не задаются.

  3. «Загадки-шутки». Шутливые вопросы вызывают оживление в классе и создают творческую и в то же время рабочую обстановку. Приведем примеры. 1. Какой алфавит состоит из 6 букв? 2. Названия каких 2 букв составляет целую эпоху?3. Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в Европе?

  4. «Найди ошибку». Данный вид задания используется при изучении языковых норм: орфоэпических, грамматических, стилистических, синтаксических. Желательно, чтобы задания содержали ошибки, относящиеся к разным областям знания о языке и речевой практики. Например: 1. «На дом мы получили задание написать рецензию о прочитанной книге». 2. «Все, кто прочитали новый роман Л.Улицкой, считают его лучшим произведением автора».3. «Сережа был более старше своих друзей».

Такие задания готовят детей к тестовым заданиям ЕГЭ.

  1. «Как правильно». Вопросы этого типа ставят учащихся в ситуацию выбора, заставляют рассуждать, доказывать свою точку зрения. Например: 1. Стакан чая или стакан чаю? 2. По приезду или по приезде? 3. Одеть пальто или надеть пальто?

Данные задания способствуют формированию речевой культуры школьников, развивают рефлексию на собственный речевой опыт.

  1. «Анатомия слова». Это один из занимательных видов задач. Всегла интересна судьба слова, его история. Приведем примеры: 1. Как появились междометия Пли! Чу! Баюшки-баю! Каким словам современного языка они родственны? 2. Можно ли считать однокоренными слова симметрия, симпатия, симфония?

Такие задания учат детей работать с этимологическими словарями, дополнительной литературой.

  1. «Информация к размышлению». Лингвистическую разминку в такой форме готовят ученики. Они рассказывают об истории слова, фразеологизма, истории того или иного названия. 1. А знаете ли вы, как в русском языке появилось слово шпаргалка? 2. Какому слову родственно слово рубль?

Задания, которые будет подбирать учитель, не должны быть сверхсложными. Они должны быть посильны ученикам. Радость открытия, уверенность в то, что он может так, отсутствие страха получить плохую отметку – безусловные плюсы такой работы.

Мы рассмотрели формы лингвистической разминки, которые могут быть использованы в начале урока как средство усиления мотивации к изучению русского языка. Подобная работа уместна не только на уроках родного языка, но и в процессе изучения других дисциплин. Впрочем, возможно использование лингвистических заданий на разных этапах урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!