А.С. Попова
ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В тезисах рассматривается проблема развития речи детей раннего возраста, а также как легоконструирование является значимым средством для развития речи детей раннего возраста.
Ключевые слова: легоконструирование, речь, развитие речи, ранний возраст.
Речь - важная часть жизни человека. Ранний возраст – это период своевременного овладения правильной речью как одной из предпосылок нормального интеллектуального развития ребёнка. Активное употребление речи способствует формированию полноценной личности, психофизического развития.
В настоящее время возрастает число детей с нарушениями речи. Следовательно, важно вести работу по развитию речевой активности детей и предотвращению речевых нарушений, своевременно заметить и подкорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать её развитие, способствуя полноценному развитию ребёнка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательную практику необходимо внедрять новые развивающие педагогические технологии.
Легоконструирование является оптимальным условием, так как оно многофункциональное. Конструкторы лего безопасны, привлекательны, красочны и прочны. Для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) – идеальными конструкторами будут лего серии «Duplo» и лего серии «Sоft». Кубики «Duplo» в 8 раз больше стандартных лего-деталей, и поэтому подходят даже для самостоятельной игры.
Легоконструирование обладает огромным спектром способов для формирования речевой активности, а также абсолютно всех психических процессов, способность анализировать, выполнять, устанавливать причинно-следственные связи.
Развитие речи детей на сегодняшний день считается важным по ряду некоторых причин:
1) чувственность детей от года до трёх лет к развитию речи. Ранний возраст считается периодом интенсивного развития всех психических функций. Ключевым новообразованием данного периода считается овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка;
2) речь главное средство передачи ребёнку общественного опыта;
3) ухудшение здоровья ребёнка может влиять на формирование развития речи;
4) возрастающее количество детей, которые имеют нарушения речи, связанные с нехваткой внимания в формировании речи со стороны не только родителей, но и педагогов.
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребёнок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка…».
Известные отечественные исследователи Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина определили, что максимальная динамичность в овладении языком достигается в том случае, если ребёнок вовлечён в интенсивную речевую работу. Освоение речевыми умениями совершаются постепенно. Процесс освоения речью зависит от развития деятельности детей, от их восприятия, а также мышления.
Исследования М. С. Рузиной, З. А. Репиной свидетельствуют о том, что уровень развития речи непосредственно связан с уровнем развития мелкой моторики. В данной связи использование конструкторов лего развивает мелкую моторику, активизирует речевые отделы головного мозга. В результате у детей улучшается звукопроизношение, речь становится более чёткой и разборчивой.
В процессе легоконструирования дети постоянно взаимодействуют не только друг с другом, но и с педагогом. У детей формируются навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений. Всё это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.
Таким образом, использование конструктора лего способствует развитию связной речи, формированию словаря, его активизации и обогащения. Работа по развитию речи детей раннего возраста с применением легоконструирование является результативной, если дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению поэтапного выполнения работы.