СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "критериальное оценивание достижений учащихся по физике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

О критериальном оценивании достижений учащихся по физике. 

критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достиже-

ний учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем уча-

стникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствую-

щими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья "критериальное оценивание достижений учащихся по физике"»



КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПО ФИЗИКЕ


Важной задачей учителя сегодня является правильное

оценивание превращения информации в знания и умения.


Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выстав-

лении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществле-

ния контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успеш-

ности образовательного процесса.


Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как,

например, обучение пилотов. На графике видно, чем отличается понятие норма от понятия критерий.

Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты по-

лучили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы пло-

хо учим? Тогда у нас и норма будет другой. То есть такие сферы жизни, где нельзя ориентироваться

на норму, а нужно выставлять некий эталон, некий минимум, ниже которого уже быть не может.


Традиционно в большинстве школ СНГ сохраняется система оценивания, построенная на сис-

теме из пяти баллов. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал "цифр" по

пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя

ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл ста-

новится неким интегрированным показателем:

а) уровня учащегося относительно определенного эталона,

б) уровня учащегося относительно класса в целом,

в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с

учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та

отметка.


Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оцени-

вания. Их можно выделить три.

1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкрет-

ного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили

все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного за-

ведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников,

школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.

2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содер-

жательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоцио-

нальную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценива-

ние в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным про-

цессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.

3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не

требует дополнительных пояснений.

Требования к системе оценивания. Теперь, опираясь отчасти на перечисленные функции, а

больше на здравый смысл и эмпирически сформировавшееся представление о данном вопросе, очер-

тим круг проблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или, проще гово-

ря, те требования, которым она должна отвечать.



1



Итак, в первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, на-

сколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический

навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с опреде-

ленным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется

целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может

быть более или менее четко определен.

Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготов-

ленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной дея-

тельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей

и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на

пути получения образования.

В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возмож-

ность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания

должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а

также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.

В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и разви-

вающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в

ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возмож-

ность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя

В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт

между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и пе-

дагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формиро-

ванию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.

В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходи-

мо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному

классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем

оценивания, основанных на разных принципах.

И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как

можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достиже-

ний учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем уча-

стникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствую-

щими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-

диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть

ликвидирована.

На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания.

Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начина-

ем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пяти-

балльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществ-

ляться методом сложения, т.е. к базовому уровняю достижения приплюсовываются. И это принципи-

ально новый подход и очень важная вещь.

На этом и строится критериальное оценивание.

Данная технология включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня

сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет

учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до

проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не

учитываются.

Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформиро-

ванности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится

по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и

т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по

курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).

2










Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познако-

миться со следующими терминами.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов

деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в

результате работы.

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она опре-

деляется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрываю-

щими данную рубрику.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последова-

тельно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются оп-

ределенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Для оценивания достижений учащихся по предметам естественного цикла мы применяем

шесть критериев.

С названием критериев и кратким описанием их содержания можно ознакомиться с помощью

разработанной таблицы.

А

В

С

D

E

F

Единство мира

Коммуникация

Научные знания и понимания

Научные исследования

Обработка информации

Проведение эксперимента

Итого:

6

6

6

6

6

6

36

К

Общие критерии по предмету «Физика»

































Таким образом, в XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значи-

тельной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной обра-

зовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентно-

стном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных дости-

жений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формиро-

вание учебно-познавательной компетентности учащихся.


3


Критерий

Описание содержания критерия

А (6 mах)

Единство мира

Учащийся описывает физические знания через понимание смысла законов

и основных закономерностей. Для расширения представлений о научной

картине мира, демонстрирует понимание роли науки в развитии общества

и её применение в технике, быту и окружающей среде

В (6 мах)

Коммуникация

Учащийся передает научную информацию, используя соответствующую

терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или

письменного ответа. При передаче информации опирается на сопутствую-

щие наглядности (рисунки, схемы, модели)

С (6 mах)

Научные зна-

ния

и понимания

При воспроизведении научной информации пользуется различными источ-

никами, умеет применять полученные знания для решения проблем в зна-

комых и нестандартных ситуациях, умеет анализировать полученную ин-

формацию.

D (6 max)

Научное ис-

следование

Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, фор-

мулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятель-

ность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты.

E (6 мах)

Обработка ин-

формации

Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости

используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде

схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.

F (6 max)

Проведение

эксперимента

Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает

необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая техни-

ку безопасности. Эффективно сотрудничает с другими или проявляет само-

стоятельность при проведении эксперимента.










Литература


1. Зачёсова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся//

Школьные технологии. 2007. - №2. - с. 167-172.

2. Панина А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьни-

ков в педагогическую практику // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - с. 28-31.

3. Петерсон Л.Г. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению// Школьные техноло-

гии. — 2007.- №3. с. 178-184.

4. Романов Ю. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание // Управ-

ление школой. 2009. - №3. - с. 15-19.

5. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной сре-

ды// Школа здоровья. 2003. №3. — с. 36-39.























































4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!