КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ФИЗИКЕ
Важной задачей учителя сегодня является правильное
оценивание превращения информации в знания и умения.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выстав-
лении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществле-
ния контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успеш-
ности образовательного процесса.
Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как,
например, обучение пилотов. На графике видно, чем отличается понятие норма от понятия критерий.
Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты по-
лучили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы пло-
хо учим? Тогда у нас и норма будет другой. То есть такие сферы жизни, где нельзя ориентироваться
на норму, а нужно выставлять некий эталон, некий минимум, ниже которого уже быть не может.
Традиционно в большинстве школ СНГ сохраняется система оценивания, построенная на сис-
теме из пяти баллов. Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал "цифр" по
пятибалльной шкале. Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Учитель, ставя
ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл ста-
новится неким интегрированным показателем:
а) уровня учащегося относительно определенного эталона,
б) уровня учащегося относительно класса в целом,
в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период,
причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с
учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та
отметка.
Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оцени-
вания. Их можно выделить три.
1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкрет-
ного учащегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили
все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного за-
ведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных учеников,
школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя.
2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содер-
жательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоцио-
нальную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценива-
ние в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным про-
цессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не
требует дополнительных пояснений.
Требования к системе оценивания. Теперь, опираясь отчасти на перечисленные функции, а
больше на здравый смысл и эмпирически сформировавшееся представление о данном вопросе, очер-
тим круг проблем, решению которых должна способствовать система оценивания, или, проще гово-
ря, те требования, которым она должна отвечать.
1
Итак, в первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, на-
сколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический
навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с опреде-
ленным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется
целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может
быть более или менее четко определен.
Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготов-
ленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной дея-
тельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей
и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на
пути получения образования.
В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возмож-
ность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания
должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а
также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.
В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и разви-
вающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в
ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возмож-
ность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя
В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт
между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и пе-
дагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формиро-
ванию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.
В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходи-
мо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному
классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем
оценивания, основанных на разных принципах.
И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как
можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достиже-
ний учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем уча-
стникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствую-
щими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-
диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть
ликвидирована.
На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания.
Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начина-
ем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пяти-
балльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществ-
ляться методом сложения, т.е. к базовому уровняю достижения приплюсовываются. И это принципи-
ально новый подход и очень важная вещь.
На этом и строится критериальное оценивание.
Данная технология включает в себя формирующее и констатирующее оценивание.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня
сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет
учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до
проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие оценки не
учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформиро-
ванности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится
по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и
т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по
курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).
2
Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познако-
миться со следующими терминами.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов
деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в
результате работы.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она опре-
деляется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрываю-
щими данную рубрику.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последова-
тельно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются оп-
ределенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.
Для оценивания достижений учащихся по предметам естественного цикла мы применяем
шесть критериев.
С названием критериев и кратким описанием их содержания можно ознакомиться с помощью
разработанной таблицы.
А
В
С
D
E
F
Единство мира
Коммуникация
Научные знания и понимания
Научные исследования
Обработка информации
Проведение эксперимента
Итого:
6
6
6
6
6
6
36
К
Общие критерии по предмету «Физика»
Таким образом, в XXI веке новые ориентиры модернизации школьного образования в значи-
тельной степени изменили роль оценочной деятельности учащихся. Становление обновленной обра-
зовательной парадигмы, появление новых образовательных стандартов, основанных на компетентно-
стном подходе способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных дости-
жений учащихся, обладающей системным, междисциплинарным характером, влияющей на формиро-
вание учебно-познавательной компетентности учащихся.
3
Критерий | Описание содержания критерия |
А (6 mах) Единство мира | Учащийся описывает физические знания через понимание смысла законов и основных закономерностей. Для расширения представлений о научной картине мира, демонстрирует понимание роли науки в развитии общества и её применение в технике, быту и окружающей среде |
В (6 мах) Коммуникация | Учащийся передает научную информацию, используя соответствующую терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или письменного ответа. При передаче информации опирается на сопутствую- щие наглядности (рисунки, схемы, модели) |
С (6 mах) Научные зна- ния и понимания | При воспроизведении научной информации пользуется различными источ- никами, умеет применять полученные знания для решения проблем в зна- комых и нестандартных ситуациях, умеет анализировать полученную ин- формацию. |
D (6 max) Научное ис- следование | Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, фор- мулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятель- ность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты. |
E (6 мах) Обработка ин- формации | Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод. |
F (6 max) Проведение эксперимента | Учащийся правильно использует лабораторное оборудование, получает необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая техни- ку безопасности. Эффективно сотрудничает с другими или проявляет само- стоятельность при проведении эксперимента. |
Литература
1. Зачёсова Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся//
Школьные технологии. 2007. - №2. - с. 167-172.
2. Панина А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьни-
ков в педагогическую практику // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - с. 28-31.
3. Петерсон Л.Г. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению// Школьные техноло-
гии. — 2007.- №3. с. 178-184.
4. Романов Ю. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание // Управ-
ление школой. 2009. - №3. - с. 15-19.
5. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной сре-
ды// Школа здоровья. 2003. №3. — с. 36-39.
4