Краеведение
Из Москвы столичной в Серпухов я еду,
Со своей попутчицей завела беседу.
Время незаметно пролетело с ней,
Сколько я узнала интересных новостей.
Про Серпухов. Новый и старинный,
Город интересный: простой и чинный.
Про фабрики, заводы. О тех, кто их создал.
Россию, заграницу изделиями снабжал.
«Сколько Серпухов собрал замечательных людей,
Сколько они сделали добрых, важных дел.
Церкви реставрируют и со всех сторон
Слышится такой родной колокольный звон!
В наши монастыри едут люди со всей земли,
Чтобы причаститься, иконам поклониться.»
Каждое слово мне в сердце запало,
Талантом актрисы соседка обладала.
«Кто вы по профессии, если не секрет?»
Она сказала весело : « Я просто краевед.»
Вот так просто – краевед!
А цены им, люди, нет!
Пытливы, любознательны
Собою привлекательны
Всё хотят найти, узнать
И людям рассказать…
Всё что-то ищут, расследуют
Т.е. всем краем заведуют!!!!
Всем краеведам Новогодний салют и привет!!
Здоровья, сил и бодрости на много-много лет!!!!
Дед Мороз
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва, …
Александр Пушкин.
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
Родиноведение, краеведение, регионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.
Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.
Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.
Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое". Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, популяризаторская деятельность по распространению полученных краеведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.Параллельно с любительским краеведением возникает и развивается научное краеведение.
Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краеведческие обществ. Одним из первых трудов по краеведению в России явилось "Описание города Оренбурга", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заведующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его "Записки о Пугачёвском бунте" опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей "Истории Пугачевского бунта".
В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.
С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провинциальный журнал – "Уединенный пошехонец", содержавший значительный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской губернии. В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление "кратких известий о древней истории губерний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда".
В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследований, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, документов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севера. Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. "Вольное экономическое общество", в "Трудах" которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготовлено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собранные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в "Географическом словаре Российского государства" (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Российской империи.Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о "народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".
В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения "Общества истории и древностей российских", "Русского геральдического общества" и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в "Губернских ведомостях", других местных изданиях. Развивалось церковное краеведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирования исследовательской сети по всей России – были созданы статистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ. В течение XIX столетия краеведческая литература значительно умножилась, в школах были введены курсы "родиноведения" или "отечествоведения", выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил проект "Энциклопедии русского отечествоведения", оставшийся, правда, неосуществленным.
Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу "Лесная глушь" (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни ("Год на Севере", 1859),"Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги "О русской земле", "О русских людях", а "Крылатые слова" заняли почетное место на полках рядом со словарем В.И.Даля. Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – "На горах" и "В лесах" П.И.Мельникова – Печерского, "Остров Сахалин" А.П.Чехова, "С севера на юг" Н.Н.Карамзина, "По Восточной Сибири" И.А.Гончарова. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.).
В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсеместно. Наряду с периферийными изданиями выходили и центральные журналы краеведческого направления, такие как "Русский экскурсант-", "Экскурсионный вестник", "Старые годы" и др.
Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое "золотое десятилетие" отечественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в России было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде вузов появились кафедры краеведения.В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Центральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, состоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педагогических вузов и техникумов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага.
В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих исследований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране памятников истории и культуры. Массовое движение в этом направлении организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в региональных отделениях и секциях которого объединилось большинство краеведов страны.
Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необходимость "в программы средней школы ввести преподавание краеведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики". С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – "радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие "Отечество".
Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России. Разработанная под руководством С.О.Шмидта «Комплексная долговременная программа Союза краеведов России" на многие годы определила организационные принципы, основные направления развития краеведения в России, совершенствование его теории и методики, содержание деятельности первичных и региональных краеведческих объединений.
Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в подготовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция "Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв" (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция "Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни" (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция "Тульский металл в истории промышленности и предпринимательства" (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция "Малые города России. Проблемы истории и возрождения" (Переяславль-Залесский, 1998) и др.Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра региональной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий.
Программа "Краеведение" создает организационные, теоретические и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образовательных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ "Об образовании". Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ "Отечество" Минобразования РФ взяло программу СКР "Краеведение" в качестве организационно-методической основы, а ряд целевых программ ("Летопись родного края", "Культурное наследие", "Великая Отечественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России" и др.) включало в программу "Отечество". Программой "Отечество" предусмотрено систематическое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участникам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР.
Сегодня основными центрами теоретических и методических исследований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.
Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя....
Николай Рубцов.
Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания и является историческим источником. Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, "является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание значительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в качестве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предварительного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения". Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений. Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятельности музеев, определяют их специфику как научно-исследовательских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу. Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы. Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и героических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство". Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной подлинными свершениями".Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных учреждений:
– ознакомление слушателей с географией, историей, этнографией, культурой и современной жизнью формирование у слушателей представления о различных сторонах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;
– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;
– развитие гражданских качеств школьников и студентов, патриотического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);
-изучение проблем родного города (политических, экономических, демографических, экологических...), формирование у слушателей видения своего места в настоящее время и в будущем решении этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;
– адаптация школьника, студента к действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего образования, выбора работы.
Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории. Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.
Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.
Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.
Основные направления деятельности:
– привлечение внимания общества к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач;
– разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его статуса и условий материального обеспечения;
– паспортизация школьных музеев и каталогизация их коллекций;
– совершенствование деятельности школьных музеев, профессиональная подготовка их руководителей.
Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Михайлович Карамзин: "Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совестливостью.
Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим будущим. Веками провинция была "матерью талантов", а столица – средой их произрастания, утверждения и расцвета. Но и столичная, и провинциальная культура суть ветви единой культуры, которые часто "забывали" о своем родстве.
Сегодня столицы (центры страны и регионов), обладающие высшими культурными ценностями и призванные обновлять культурный запас, вводить в него лучшие формы, сами подчас утрачивают то, что составляет основу национальной культуры. Не обогащение, а утрата, разрушение "провинциальных" (исконных) ценностей нации -одна из опасностей для национальной культуры в целом. Разрушаются традиции провинции, рушатся памятники, уничтожается историческая территория, оскверняются могилы, утрачивается национальное достоинство, либо оно принимает уродливую форму национализма. Создается реальная угроза распада этноса. В поисках новой культуры разрушается алгоритм жизнедеятельности, код земного существования данного народа.
Сохранить лучшие культурные традиции, сохранить преемственность во всех областях экономики, науки, культуры, умножить память о "человеческом" в человеке, его способах существования, законах его бытия – насущная потребность, которая, увы, плохо осознается общественным сознанием. Опора на региональное своеобразие во всем, вплоть до искусства, может стать средством консолидации всех культурно-творческих сил регионов и сыграть великую роль в нравственном, духовном и эстетическом воспитании новых поколений, в возрождении национальных и региональных традиций и в конечном счете – в возрождении России.
Ушедший XX век войдет в историю как один из самых динамичных, противоречивых и драматических. Наверное, за всю свою историю человечество так не уставало от войн и революций. Взлет научной и технической мысли, впечатляющие открытия и свершения человеческого разума, расширение и укрепление влияния демократических идей парадоксальным образом сосуществовали с самыми крайними проявлениями тоталитаризма и насилия, варварского отношения к природе, чреватого тяжелейшими экологическими катастрофами.
Наше отечество переживает сейчас сложное, но очень интересное время, эмоционально насыщенное поисками нового, самобытного, не проторенного никем, попыток правдивого анализа политических событий прошлого и настоящего. Последнее десятилетие XX и начало XXI века – целая эпоха, многое изменившая в нашей жизни. Вспоминая важнейшие события истории родного края, мы отдаем достойную дань памяти, дань искреннего уважения своим предкам, которые отличались глубокой привязанностью к родным местам, сыновней любовью к ним. Но в вечном, неоплатном долгу мы перед тем древним, минувшим. В современном обществе гуманитарная наука буквально «беременна» проектами создания «нового человека», способного соревноваться с западным человеком, т.е. обладающего такой же энергией, предприимчивостью, прогнозируемостью действий, плановостью построения своей жизни и т.д. Чувство истории – последнее в списке ценностей, но отнюдь не по важности. Думается, когда современные условия в период социально-экономического кризиса общества характеризуются духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных и личных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека, воспитание у подрастающего поколения чувства истории, особенно родного края, связи времен, ценности лучших дел наших предков трудно переоценить.
Я полностью согласна с мнением Д.С.Лихачева: « Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры». И нам с вами предстоит продолжить труды наших предков на родной земле, сохранить, приумножить и передать потомкам их великое наследие новым поколениям, идущим нам на смену.
1.1. Археологические. Вещи, найденные во время раскопок
1.2. Памятники архитектуры
1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических событий или людей.
1.4. Орудия труда, производственный инвентарь.
1.5. Предметы быта.
1.6. Оружи1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмблемы и т.д.
е и 2. Изобразительные источники.
военное снаряжениПроизведения изобразительного искусства, Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображениями
2.1. Фотографии, Картографические материалы, чертежи, планы.
3. Письменные источники. Рукописные памятники, Печатные материалы, Местные и центральные газеты и журналы, Энциклопедические и другие справочные издания, путеводители, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, мемуарная и учебная литература по истории края, Копии рукописей и печатных материалов.
4. Устные источникиПамятники устного народного творчества, Воспоминания, рассказы местных жителей , Материалы топонимики
5. Звукозаписи (фоноисточники). Магнитные ленты. Грампластинки, диски и т.д.
6. Киноисточники. Киноленты. Видеоисточники, диски и т.д.
Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.
Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятельности музеев, определяют их специфику как научно-исследовательских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу. Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы. Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и героических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство"1.
Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной подлинными свершениями".
Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...
Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных учреждений:
– ознакомление слушателей с географией, историей, этнографией, культурой и современной жизнью области, городов и областного центра – Самары, как одного из крупнейших городов России, значительного научного и культурного центра Поволжья и России;
– формирование у слушателей представления о различных сторонах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;
– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;
– Развитие гражданских качеств школьников и студентов, патриотического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);
-изучение проблем родного города (политических, экономических, демографических, экологических...), формирование у слушателей видения своего места в настоящее время и в будущем решении этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;
– адаптация школьника, студента к самарской действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего образования, выбора работы.
Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя....
Николай Рубцов.
Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведениях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.
Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.
Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.
Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может нанести непоправимый урон национальной культуре, делу воспитания молодого поколения.
Основные направления деятельности:
– привлечение внимания общества к школьным музеям, исходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в решении историко-культурных, учебных и воспитательных задач;
– разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его статуса и условий материального обеспечения;
– паспортизация школьных музеев и каталогизация их коллекций;
– совершенствование деятельности школьных музеев, профессиональная подготовка их руководителей.
Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Михайлович Карамзин: "Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совестливостью.
Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим будущим.
Веками провинция была "матерью талантов", а столица – средой их произрастания, утверждения и расцвета. Но и столичная, и провинциальная культура суть ветви единой культуры, которые часто "забывали" о своем родстве.
Сегодня столицы (центры страны и регионов), обладающие высшими культурными ценностями и призванные обновлять культурный. запас, вводить в него лучшие формы, сами подчас утрачивают то, что составляет основу национальной культуры. Не обогащение, а утрата, разрушение "провинциальных" (исконных) ценностей нации -одна из опасностей для национальной культуры в целом. Разрушаются традиции провинции, рушатся памятники, уничтожается историческая территория, оскверняются могилы, утрачивается национальное достоинство, либо оно принимает уродливую форму национализма. Создается реальная угроза распада этноса. В поисках новой культуры разрушается алгоритм жизнедеятельности, код земного существования данного народа.
Сохранить лучшие культурные традиции, сохранить преемственность во всех областях экономики, науки, культуры, умножить память о "человеческом" в человеке, его способах существования, законах его бытия – насущная потребность, которая, увы, плохо осознается общественным сознанием. Опора на региональное своеобразие во всем, вплоть до искусства, может стать средством консолидации всех культурно-творческих сил регионов и сыграть великую роль в нравственном, духовном и эстетическом воспитании новых, поколений, в возрождении национальных и региональных традиций и в конечном счете – в возрождении России.
Ушедший XX век войдет в историю как один из самых динамичных, противоречивых и драматических. Наверное, за всю свою историю человечество так не уставало от войн и революций. Взлет научной и технической мысли, впечатляющие открытия и свершения человеческого разума, расширение и укрепление влияния демократических идей парадоксальным образом сосуществовали с самыми крайними проявлениями тоталитаризма и насилия, варварского отношения к природе, чреватого тяжелейшими экологическими катастрофами.
Наше отечество переживает сейчас сложное, но очень интересное время, эмоционально насыщенное поисками нового, самобытного, не проторенного никем, попыток правдивого анализа политических событий прошлого и настоящего.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века – целая эпоха, многое изменившая в нашей жизни.
Вспоминая важнейшие события истории родного края, мы отдаем достойную дань памяти, дань искреннего уважения своим предкам, которые отличались глубокой привязанностью к родным местам, сыновней любовью к ним.
Но в вечном, неоплатном долгу мы перед тем древним, минувшим. Крутые взвозы, по которым некогда ломовые извозчики "поднимали товары" с волжских пристаней в город и по которым теперь мы спускаемся к реке в полуденный зной, политы потом, а то и кровью предков.
И нам с Вами предстоит продолжить труды наших предков на родной волжской земле, сохранить, приумножить и передать потомкам их великое наследие новым поколениям, идущим нам на смену.