СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Краеведение"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья-размышление на тему "Что такое краеведение". В статью добавлено авторское стихотворение-шутка  о том, кто такой краевед.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Краеведение"»



Краеведение

Из Москвы столичной в Серпухов я еду,

Со своей попутчицей завела беседу.

Время незаметно пролетело с ней,

Сколько я узнала интересных новостей.

Про Серпухов. Новый и старинный,

Город интересный: простой и чинный.

Про фабрики, заводы. О тех, кто их создал.

Россию, заграницу изделиями снабжал.

«Сколько Серпухов собрал замечательных людей,

Сколько они сделали добрых, важных дел.

Церкви реставрируют и со всех сторон

Слышится такой родной колокольный звон!

В наши монастыри едут люди со всей земли,

Чтобы причаститься, иконам поклониться.»

Каждое слово мне в сердце запало,

Талантом актрисы соседка обладала.

«Кто вы по профессии, если не секрет?»

Она сказала весело : « Я просто краевед.»

Вот так просто – краевед!

А цены им, люди, нет!

Пытливы, любознательны

Собою привлекательны

Всё хотят найти, узнать

И людям рассказать…



Всё что-то ищут, расследуют

Т.е. всем краем заведуют!!!!

Всем краеведам Новогодний салют и привет!!

Здоровья, сил и бодрости на много-много лет!!!!

Дед Мороз



Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва, …

Александр Пушкин.

Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.

Родиноведение, краеведение, регионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика.
Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.
Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края. О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали В.Н.Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И.Новиков, Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский, В.П.Семенов-Тян-Шанский, B.О.Ключевский, Д.С.Лихачев, С.О.Шмидт и многие другие ученые, педагоги, писатели, философы, священнослужители.
Первое краткое определение краеведения было представлено в 1916 г. в академическом словаре: "Краеведение – это изучение родного края...". "Педагогическая энциклопедия" определяет школьное краеведение" как "...изучение учащимися на уроках и во внеурочное время природы, социально-экономического и культурного развития местного края. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью и практикой развития общества". Председатель правления Союза краеведов России академик РАО С.О.Шмидт полагает, "что краеведение – это наука о прошлом и настоящем какого-либо "края" во всем многообразии тематики. Краеведное знание – обычно комплексное знание и природы, и общества, знание не только историческое, но и историко-культурное, историко-экономическое; не просто географическое, но и географо-биологическое, географо-астрономическое". Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Обращение к истории отечественного краеведения позволяет сделать вывод о том, что краеведение на протяжении веков являлось формой общественного социокультурного движения, любительским занятием "краезнатцев", проживающих в этой местности. Содержанием любительского краеведения было изучение прошлого, настоящего и будущего родного края; культурно-просветительская, попу­ляризаторская деятельность по распространению полученных крае­ведческих сведений среди населения родного края. Любительское краеведение имело глубокие нравственные корни. Самодеятельными краеведческими обществами сохранялись и преумножались культурно-исторические традиции народа.Параллельно с любительским краеведением возникает и разви­вается научное краеведение.

Со второй половины XVIII в. это направление (научное краеведение) сложилось при Академии наук, в это же время начали возникать общественные научные краевед­ческие обществ. Одним из первых трудов по краеведению в России явилось "Описание города Оренбурга", составленное в 1744 г. Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777). Уроженец Вологодчины, П.И. Рычков благодаря своим способностям стал главным помощником наместника Оренбургского края И.И.Неплюева. В качестве заве­дующего губернской канцелярией П.И.Рычков много способствовал развитию промышленности и торговли края, изучению его природных богатств. Для него краеведение было не умозрительным занятием, а конкретно-деятельным трудом государственного значения. Его "Записки о Пугачёвском бунте" опубликовал А.С.Пушкин во второй части своей "Истории Пугачевского бунта".
В 1761 г. М.В.Ломоносов предпринимает попытку исследования края с участием местного населения и детей. Он составил анкету из 30 вопросов о городах, губерниях и провинциях России. Эту анкету можно считать первой программой краеведческого изучения страны.
С 1786 г. начал выходить первый в России ежемесячный провин­циальный журнал – "Уединенный пошехонец", содержавший значитель­ный краеведческий материал по городам и уездам Ярославской гу­бернии. В 1788 г. правительством составлен документ, предписывающий изучение и составление "кратких известий о древней истории губер­ний, и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют; каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги, не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются; какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий; какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен; колико число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно; какой герб каждого уезда".
В 1789 г. Василий Васильевич Крестинин и Александр Иванович Фомин основали в Архангельске общество исторических исследова­ний, в задачу которого входил сбор сведений о прошлом, докумен­тов, археологических и прочих материалов о жизни русского Севе­ра. Развитию краеведческих исследований успешно содействовало созданное в 1765 г. "Вольное экономическое общество", в "Трудах" которого освещалось состояние сельского хозяйства, положение крестьянства и т.д. в различных областях России. Было подготов­лено топографическое описание всех губерний России, где, кроме характеристики природных условий и экономики, предусматривались и вопросы местной истории. Многие исторические сведения, собран­ные в этот период знатоками-краеведами были обобщены А.Щекатовым и Л.Максимовичем в "Географическом словаре Российского госу­дарства" (т.1 – 7, 1801-1809 гг.). Историко-краеведческие знания использовались при составлении гербов городов и губерний Россий­ской империи.Еще в программах народных училищ (1782) учителям рекомендовалось собирать сведения о древней истории губерний и о "народах тамо живущих, о древних остатках и курганах и что о них повествуют".
В начале и середине XIX в. центрами краеведческих исследований стали провинциальные университеты (в Казани, Харькове, Киеве, Одессе), научные общества (местные отделения "Общества истории и древ­ностей российских", "Русского геральдического общества" и др.), были созданы первые музеи (первоначально в Причерноморье для сохранения и изучения античных древностей). В 1834 г. была создана Археографическая комиссия в Петербурге, затем – в других городах России. Материалы краеведческого характера публиковались в изданиях научных обществ, с 1888 г. – в "Губернских ведо­мостях", других местных изданиях. Развивалось церковное крае­ведение. В 1830-х гг. были созданы предпосылки для формирова­ния исследовательской сети по всей России – были созданы ста­тистические комитеты в областях и губерниях России. Всего в 1759-1917 гг. действовало свыше 70 научных обществ. В течение XIX столетия краеведческая литература значитель­но умножилась, в школах были введены курсы "родиноведения" или "отечествоведения", выпущена целая серия учебников. В начале 1860-х гг. Дмитрий Дмитриевич Хмыров (1830-1872) составил про­ект "Энциклопедии русского отечествоведения", оставшийся, правда, неосуществленным.
Замечательным подвижником отечествоведения был писатель и ученый Сергей Васильевич Максимов (1831-1901), исходивший пешком Владимирскую, Нижегородскую, Вятскую, Костромскую губернии, собирая литературно-этнографический материал, делая зарисовки крестьянского быта, вошедшие в его книгу "Лесная глушь" (1871). Исходил Максимов и берега Белого моря, печерские деревни ("Год на Севере", 1859),"Амур, Сибирь, Урал, Белоруссию... Им созданы замечательные книги "О русской земле", "О русских людях", а "Крылатые слова" заняли почетное место на полках рядом со сло­варем В.И.Даля. Велик вклад русских писателей в литературно-этнографическое отечествоведение. Вспомним – "На горах" и "В лесах" П.И.Мельникова – Печерского, "Остров Сахалин" А.П.Чехова, "С севера на юг" Н.Н.Карамзина, "По Восточной Сибири" И.А.Гончарова. Значительный вклад в развитие краеведения внесли областные съезды исследователей истории и древностей (1901-1911 гг.).
В конце XIX – начале XX вв. краеведы России были объединены в многочисленных архивных комиссиях, обществах изучения природы и истории местного края и т.п., существовавших практически повсе­местно. Наряду с периферийными изданиями выходили и централь­ные журналы краеведческого направления, такие как "Русский экскурсант-", "Экскурсионный вестник", "Старые годы" и др.
Провинциальная краеведческая мысль России рубежа ХIХ-ХХ вв., отразившая многообразие и противоречие процесса национально-государственного, духовного и культурного развития Российской державы, имела своим логическим продолжением массовое научно-культурное движение в так называемое "золотое десятилетие" оте­чественного краеведения. Только с 1917 по 1927 гг. число краеведных организаций увеличилось в десять раз. В.1927 г. в Рос­сии было 1765 краеведческих обществ, 560 музеев, 64 краеведчес­ких обществ, 560 музеев, 64 краеведческих исследовательскихстанции. Краеведение в те годы было сферой и научно-культурной работы и общественной деятельности. В 1921-1923 гг. в ряде ву­зов появились кафедры краеведения.В декабре 1921 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. Было избрано Цент­ральное бюро краеведения, в состав которых вошли крупнейшие ученые, академики С.Ф.Ольденбург, Н.Я.Марр, А.Е.Фереман, М.М. Богословский, С.Ф.Платонов. ЦБК было подчинено Главнауке, со­стоявшей при Наркомпросе. Постановлением Наркомпроса от 5 августа 1930 г. краеведение вводилось в программы всех педаго­гических вузов и техникумов.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. краеведы сыграли значительную роль в мобилизации местных ресурсов на разгром врага.
В 1950-1960-х гг. появилось немало ценных краеведческих ис­следований, неоднократно проводились региональные совещания и конференции. Значительное внимание стало уделяться охране па­мятников истории и культуры. Массовое движение в этом направле­нии организационно оформилось с созданием в 1965 г. Всерос­сийского общества охраны памятников истории и культуры, в ре­гиональных отделениях и секциях которого объединилось большин­ство краеведов страны.
Большое влияние на дальнейшее развитие краеведной работы оказал академик Д.С.Лихачев. В ряде работ он обосновывал необ­ходимость "в программы средней школы ввести преподавание крае­ведения с основами экологии и охраны памятников культуры, шире создавать кружки по истории и природе своего района, области, республики". С серией статей, посвященных краеведению, выступил известный журналист В.Песков, увидевший основной стержень этой деятельности – "радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постепенно формирует у человека понятие "Отечество".
Дальнейшее развитие российского краеведения в 1980-1990-х гг. связано в первую очередь с именем академика С.О.Шмидта, избранного в 1990 году председателем Союза краеведов России. Разработанная под руководством С.О.Шмидта «Комплексная долговременная программа Союза краеведов России" на мно­гие годы определила организационные принципы, основные направ­ления развития краеведения в России, совершенствование его те­ории и методики, содержание деятельности первичных и региональ­ных краеведческих объединений.

Практически ежегодно Союз краеведов России участвует в под­готовке и проведении общероссийских, межрегиональных и международных краеведческих конференций в различных городах России. Назовем лишь наиболее значимые: Международная конференция по проблемам краеведения и генеалогии (Петрозаводск, 1992); Первая республиканская конференция "Русская провинция: культура ХVIII-ХХ вв" (Москва, 1993); Всероссийская научная конференция "Российская провинция ХVIII- XX веков: Реалии культурной жизни" (Пенза, 1995); Международная краеведческая конференция "Туль­ский металл в истории промышленности и предпринимательства" (Тула, 1996), Международная научно-методическая конференция "Малые города России. Проблемы истории и возрождения" (Переяславль-Залесский, 1998) и др.Еще в 1996 г. в РГГУ по инициативе С.О.Шмидта были созданы Центр исторического краеведения и москвоведения и кафедра регио­нальной истории и краеведения, которые проводят большую работу по созданию, экспертизе и апробации соответствующих программ и учебно-методических пособий.
Программа "Краеведение" создает организационные, теорети­ческие и методические предпосылки для реализации национального, регионального и местного компонентов государственных образова­тельных стандартов – одного из базисных понятий Закона РФ "Об образовании". Неслучайно поэтому при разработке программы туристско-краеведческого движения учащихся РФ "Отечество" Мин­образования РФ взяло программу СКР "Краеведение" в качестве ор­ганизационно-методической основы, а ряд целевых программ ("Летопись родного края", "Культурное наследие", "Великая Оте­чественная война", "Земляки", "Исторический некрополь России", "Исчезнувшие памятники России" и др.) включало в программу "Отечество". Программой "Отечество" предусмотрено систематичес­кое проведение детских и учительских краеведческих конференций, чтений, олимпиад школьников и т.д. Проведено уже восемь детских краеведческих конференций, четыре краеведческих конференции педагогов, пять краеведческих олимпиад учащихся. Всем участни­кам вручены билеты члена Союза краеведов России, а лауреаты награждены грамотами и дипломами СКР.
Сегодня основными центрами теоретических и методических ис­следований в области краеведения являются Союз краеведов России, Научный совет по краеведению Российской Академии образования и Центр исторического краеведения и москвоведения при Российском государственном гуманитарном университете.



Россия, Русь – куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя....

Николай Рубцов.






Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о много­образии общественной жизни и служит основой для научного позна­ния и является историческим источником. Историческое знание, утверждал И.Д.Ковальченко, "является дважды субъективированным отражением. Первый уровень субъективизации имеет место при фиксировании исторической действитель­ности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком. Естественно, что это делает историческое познание зна­чительно более сложным по сравнению с теми областями науки, где такой двойной субъективизации нет. Использование историком в ка­честве исходной базы субъективизированной картины прошлого, оставленной его современниками, требует тщательного предваритель­ного критического анализа этой картины для выявления степени адекватности и полноты отражения ею исторической действительности. Важность и самостоятельность этой задачи привели к возникновению специальной исторической дисциплины, занимающейся ее решением – источниковедения". Поэтому источниковедческая подготовка является необходимым условием профессиональной деятельности и историка и краеведа. Издан ряд пособий по этой дисциплине. Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений. Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятель­ности музеев, определяют их специфику как научно-исследователь­ских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу. Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы. Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и геро­ических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство". Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной под­линными свершениями".Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных уч­реждений:
– ознакомление слушателей с географией, историей, этногра­фией, культурой и современной жизнью формирование у слушателей представления о различных сто­ронах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;
– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;
– развитие гражданских качеств школьников и студентов, патрио­тического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);
-изучение проблем родного города (политических, экономи­ческих, демографических, экологических...), формирование у слу­шателей видения своего места в настоящее время и в будущем реше­нии этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;
– адаптация школьника, студента к действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего об­разования, выбора работы.

Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведени­ях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории. Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.
Деятельность школьных музеев неотделима от краеведчес­кого движения, процессов в области культуры, досуга. Следо­вательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востре­бованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитатель­ном процессе.
Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может на­нести непоправимый урон национальной культуре, делу воспита­ния молодого поколения.
Основные направления деятельности:
– привлечение внимания общества к школьным музеям, ис­ходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в ре­шении историко-культурных, учебных и воспитательных задач;
– разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его ста­туса и условий материального обеспечения;
– паспортизация школьных музеев и каталогизация их кол­лекций;
– совершенствование деятельности школьных музеев, про­фессиональная подготовка их руководителей.

Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Ми­хайлович Карамзин: "Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совест­ливостью.
Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим буду­щим. Веками провинция была "матерью талантов", а столица – средой их произрастания, утверждения и расцвета. Но и столичная, и провинциальная культура суть ветви единой культуры, ко­торые часто "забывали" о своем родстве.
Сегодня столицы (центры страны и регионов), обладающие выс­шими культурными ценностями и призванные обновлять культурный запас, вводить в него лучшие формы, сами подчас утрачивают то, что составляет основу национальной культуры. Не обогащение, а утрата, разрушение "провинциальных" (исконных) ценностей нации -одна из опасностей для национальной культуры в целом. Разруша­ются традиции провинции, рушатся памятники, уничтожается исто­рическая территория, оскверняются могилы, утрачивается националь­ное достоинство, либо оно принимает уродливую форму национализ­ма. Создается реальная угроза распада этноса. В поисках новой культуры разрушается алгоритм жизнедеятельности, код земного существования данного народа.
Сохранить лучшие культурные традиции, сохранить преемствен­ность во всех областях экономики, науки, культуры, умножить па­мять о "человеческом" в человеке, его способах существования, законах его бытия – насущная потребность, которая, увы, плохо осознается общественным сознанием. Опора на региональное своеоб­разие во всем, вплоть до искусства, может стать средством кон­солидации всех культурно-творческих сил регионов и сыграть ве­ликую роль в нравственном, духовном и эстетическом воспитании новых поколений, в возрождении национальных и региональных тра­диций и в конечном счете – в возрождении России.

Ушедший XX век войдет в историю как один из самых динамич­ных, противоречивых и драматических. Наверное, за всю свою ис­торию человечество так не уставало от войн и революций. Взлет научной и технической мысли, впечатляющие открытия и свершения человеческого разума, расширение и укрепление влияния демокра­тических идей парадоксальным образом сосуществовали с самыми крайними проявлениями тоталитаризма и насилия, варварского отношения к природе, чреватого тяжелейшими экологическими катастро­фами.
Наше отечество переживает сейчас сложное, но очень интерес­ное время, эмоционально насыщенное поисками нового, самобытного, не проторенного никем, попыток правдивого анализа политических событий прошлого и настоящего. Последнее десятилетие XX и начало XXI века – целая эпоха, многое изменившая в нашей жизни. Вспоминая важнейшие события истории родного края, мы отдаем достойную дань памяти, дань искреннего уважения своим предкам, которые отличались глубокой привязанностью к родным местам, сыновней любовью к ним. Но в вечном, неоплатном долгу мы перед тем древним, минув­шим. В современном обществе гуманитарная наука буквально «беременна» проектами создания «нового человека», способного соревноваться с западным человеком, т.е. обладающего такой же энергией, предприимчивостью, прогнозируемостью действий, плановостью построения своей жизни и т.д. Чувство истории – последнее в списке ценностей, но отнюдь не по важности. Думается, когда современные условия в период социально-экономического кризиса общества характеризуются духовным обеднением, необходимостью переориентации социальных и личных ценностей, усилением тенденции потери смысла собственной жизни и жизни другого человека, воспитание у подрастающего поколения чувства истории, особенно родного края, связи времен, ценности лучших дел наших предков трудно переоценить.

Я полностью согласна с мнением Д.С.Лихачева: « Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры». И нам с вами предстоит продолжить труды наших предков на родной земле, сохранить, приумножить и передать потомкам их великое наследие новым поколениям, идущим нам на смену.























































1.1. Археологические. Вещи, найденные во время раскопок

1.2. Памятники архитектуры

1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических со­бытий или людей.

1.4. Орудия труда, производственный инвентарь.

1.5. Предметы быта.

1.6. Оружи1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмбле­мы и т.д.
е и 2. Изобразительные источники.

военное снаряжениПроизведения изобразительного искусства, Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображе­ниями

2.1. Фотографии, Картографические материалы, чертежи, планы.

3. Письменные источники. Рукописные памятники, Печатные материалы, Местные и центральные газеты и журналы, Энциклопедические и другие справочные издания, путеводи­тели, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, ме­муарная и учебная литература по истории края, Копии рукописей и печатных материалов.

4. Устные источникиПамятники устного народного творчества, Воспоминания, рассказы местных жителей , Материалы топонимики

5. Звукозаписи (фоноисточники). Магнитные ленты. Грампластинки, диски и т.д.

6. Киноисточники. Киноленты. Видеоисточники, диски и т.д.

Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.

Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятель­ности музеев, определяют их специфику как научно-исследователь­ских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу. Главнейшим, фундаментальным источником почти по всем проблемам истории родного края являются архивы. Архивы – память народа. "Память о великих свершениях и геро­ических делах, служащая делу созидания, нравственного воспитания народа, могущая стать одной из составляющих той национальной идеи, которую так долго и с разным успехом ищет российская душа и российское государство"1.

Архивы являются надежной гарантией того, чтобы "память народа осталась живой и многомерной, свободной от идолов и знающей подлинных героев, не замутненной мифами и просветленной под­линными свершениями".

Любовь к родному краю можно отнести к самому важному уровню учебного краеведения, хотя бы потому, что соприкосновения с действительностью не всегда вызывают чувства восторга,... благоговения...

Школьное и, в значительной мере, вузовское краеведение призвано решить комплекс образовательных и воспитательных задач, лежащих в одной плоскости с общими задачами образовательных уч­реждений:

– ознакомление слушателей с географией, историей, этногра­фией, культурой и современной жизнью области, городов и област­ного центра – Самары, как одного из крупнейших городов России, значительного научного и культурного центра Поволжья и России;

– формирование у слушателей представления о различных сто­ронах жизни края, развития у них умения сочетать панорамный взгляд на регион в целом, с вычленением отдельных деталей и повседневности региона;

– развитие у слушателей стремления знать свой регион, понять его умом и сердцем, формирование личностного отношения к своему краю;

– Развитие гражданских качеств школьников и студентов, патрио­тического отношения к своей "малой родине" (Прежде, чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города, знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами);

-изучение проблем родного города (политических, экономи­ческих, демографических, экологических...), формирование у слу­шателей видения своего места в настоящее время и в будущем реше­нии этих проблем, личного вклада в совершенствование жизни своего региона, города или села;

– адаптация школьника, студента к самарской действительности, помощь в ориентации учащегося в решении вопросов дальнейшего об­разования, выбора работы.

Россия, Русь – куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды

Люблю навек, до вечного покоя....

Николай Рубцов.


Музеи в школах и других учебно-воспитательных заведени­ях создавались еще в дореволюционной России. Это одно из самых самобытных явлений в отечественной истории.

Массовое развитие школьных музеев и их упадок всегда были связаны с политическими процессами, господствующей идеологией, экономическими преобразованиями и общественным сознанием, уровнем духовности и культуры.

Деятельность школьных музеев неотделима от краеведчес­кого движения, процессов в области культуры, досуга. Следо­вательно, реализация программы развития школьных музеев возможна лишь при тесном сотрудничестве и координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востре­бованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитатель­ном процессе.

Прекращение жизнедеятельности школьных музеев может на­нести непоправимый урон национальной культуре, делу воспита­ния молодого поколения.

Основные направления деятельности:

– привлечение внимания общества к школьным музеям, ис­ходя из далеко не полностью раскрытого их потенциала в ре­шении историко-культурных, учебных и воспитательных задач;

– разработка концепций школьного музея на современном этапе исторического развития общества, определение его ста­туса и условий материального обеспечения;

– паспортизация школьных музеев и каталогизация их кол­лекций;

– совершенствование деятельности школьных музеев, про­фессиональная подготовка их руководителей.

Прав был великий историк, писатель и гражданин Николай Ми­хайлович Карамзин: "Россия сильна провинцией", ибо и в самом деле обильна она природными богатствами и многообразна укладом жизни, неиссякаема талантами и терпением, трудолюбием и совест­ливостью.

Российская провинция – это невиданное в мире многоцветье укорененных этносов с общей исторической судьбой и общим буду­щим.

Веками провинция была "матерью талантов", а столица – средой их произрастания, утверждения и расцвета. Но и столичная, и провинциальная культура суть ветви единой культуры, ко­торые часто "забывали" о своем родстве.

Сегодня столицы (центры страны и регионов), обладающие выс­шими культурными ценностями и призванные обновлять культурный. запас, вводить в него лучшие формы, сами подчас утрачивают то, что составляет основу национальной культуры. Не обогащение, а утрата, разрушение "провинциальных" (исконных) ценностей нации -одна из опасностей для национальной культуры в целом. Разруша­ются традиции провинции, рушатся памятники, уничтожается исто­рическая территория, оскверняются могилы, утрачивается националь­ное достоинство, либо оно принимает уродливую форму национализ­ма. Создается реальная угроза распада этноса. В поисках новой культуры разрушается алгоритм жизнедеятельности, код земного существования данного народа.

Сохранить лучшие культурные традиции, сохранить преемствен­ность во всех областях экономики, науки, культуры, умножить па­мять о "человеческом" в человеке, его способах существования, законах его бытия – насущная потребность, которая, увы, плохо осознается общественным сознанием. Опора на региональное своеоб­разие во всем, вплоть до искусства, может стать средством кон­солидации всех культурно-творческих сил регионов и сыграть ве­ликую роль в нравственном, духовном и эстетическом воспитании новых, поколений, в возрождении национальных и региональных тра­диций и в конечном счете – в возрождении России.

Ушедший XX век войдет в историю как один из самых динамич­ных, противоречивых и драматических. Наверное, за всю свою ис­торию человечество так не уставало от войн и революций. Взлет научной и технической мысли, впечатляющие открытия и свершения человеческого разума, расширение и укрепление влияния демокра­тических идей парадоксальным образом сосуществовали с самыми крайними проявлениями тоталитаризма и насилия, варварского отношения к природе, чреватого тяжелейшими экологическими катастро­фами.

Наше отечество переживает сейчас сложное, но очень интерес­ное время, эмоционально насыщенное поисками нового, самобытного, не проторенного никем, попыток правдивого анализа политических событий прошлого и настоящего.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века – целая эпоха, многое изменившая в нашей жизни.

Вспоминая важнейшие события истории родного края, мы отдаем достойную дань памяти, дань искреннего уважения своим предкам, которые отличались глубокой привязанностью к родным местам, сыновней любовью к ним.

Но в вечном, неоплатном долгу мы перед тем древним, минув­шим. Крутые взвозы, по которым некогда ломовые извозчики "под­нимали товары" с волжских пристаней в город и по которым теперь мы спускаемся к реке в полуденный зной, политы потом, а то и кро­вью предков.

И нам с Вами предстоит продолжить труды наших предков на родной волжской земле, сохранить, приумножить и передать потомкам их великое наследие новым поколениям, идущим нам на смену.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!