СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Художественный текст при изучении темы "Наречие".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены виды работы при изучении наречий с опорой на художественный текст.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Художественный текст при изучении темы "Наречие".»

Художественный текст при изучении темы «Наречие».

Каждая тема в курсе русского языка трудна и интересна. И все-таки наречие особенная часть речи.

Для того чтобы изучение наречий было эффективно и интересно, несколько предваряющих работу замечаний. Во-первых, мы начинаем особую тетрадь «Наречие», в которой собираем «самое-самое». Содержание ее таково (постранично).

  1. Ученые и писатели о наречии.

2-4. Из истории слов.

5-6. Запомни! (Правописание наречий).

7-9. Значение наречий.

10-12. Употребление наречий писателями в художественных текстах.

На каждом уроке нужны лингвистические задачи, которые дают возможность ощутить трудности написания наречий и увидеть, как данное наречие «работает» у больших художников слова. Суть задач такова: на доске в трех столбиках написаны слова, вызывающие затруднения при письме. Ученики должны ответить на вопрос, какие строчки с этими наречиями приходят им на память, почему именно эти наречия выбрал писатель: получаются микрорассуждения, очень важные для развития языкового чутья. Как интересна эта работа! Во-первых, нужно вспомнить стихи или прозу, а значит, ненавязчиво формируется навык грамотного письма. Во-вторых, идет «погружение» в язык писателей, постоянно растет удивление, восхищение тем, как обыкновенные слова становятся так значимы у художников слова.

Очень близка к лингвистической задаче работа под названием «Восстанови строчку»: учитель дает нужные к данному уроку наречия из строчек поэтов, учащиеся должны восстановить или строчку, или несколько строк.

Особо нужно сказать о творческих работах при изучении наречий. Сочинения-миниатюры, изложения-миниатюры, восстановленные и творческие диктанты, сочинения по опорным словам очень эффективны. Любые работы должны показать возможности наречий, их роль как средства связи предложений в тексте.

Темы для сочинений-миниатюр могут быть следующими: «Весенняя симфония», «Песня веселого ручейка», «Веселая капель», «Музыка утра».

В работе с текстами русских писателей главным станут «исследования» учеников: «Как работает наречие в…» ( в стихах И. А. Бунина, в рассказе А. П. Чехова «Каштанка», в повести А. П. Чехова «Степь»).

Можно провести урок русского языка по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В произведении всего 495 строк, а вот наречий в такой небольшой, но с глубоким смыслом поэме более 90. Чтобы научить видеть «художественный текст под лингвистическим микроскопом», обязательна работа со словарями. Затем ищем наречия и «исследуем» их.

Закончить статью хочется словами Л.И. Скворцова: « Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их структурном многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!