СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы " Формирование самообразовательной компетентности на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет обобщенный опыт работы по данной проблеме. Надеюсь, что материал будет полезным для работы моих коллег.  Буду признательна за комментарий.

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы " Формирование самообразовательной компетентности на уроках немецкого языка"»

Формирование самообразовательной компетентности учащихся

на уроке немецкого языка

(из опыта работы)

Н.B. БАБЦЕВА «УВК “Гармония“ города Донецка» Вступление

Самообразование учащихся – условие творческого развития. Каждый наставник не должен забывать, что его главная обязанность состоит в том, чтобы приучить воспитанников к разумной деятельности и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета.

К.Д.Ушинский

Ни для кого не секрет, что выпускники не всегда готовы к самостоятельной жизни, недостаточно подготовлены к продолжению обучения в ВУЗе, не могут самостоятельно приобрести знания, работать с литературой. Лабораторией ученого, педагога, доктора ПН Бориса Степашина был проведен опрос 1000 школьников старших классов. Исследования показали, что 81% учащихся не умеют планировать свою интеллектуальную деятельность; 76% не могут составить конспект литературных источников; 87% не умеют составить тезисы прочитанного; 95,4% просто беспомощны при работе с каталогами, картотекою, дополнительной литературой.

И эти проблемы остаются актуальными для большинства школьников. Современная педагогика утверждает, что самостоятельность – это моральное качество личности, которое проявляется в умении, способности без помощи педагога проникнуть в содержание учебного материала.

II. Основная часть


2.1. Самообразование – необходимое качество творческой личности


Среди множества задач, стоящих перед современной системой образования молодого независимого государства, важное место занимает формирование у подрастающего поколения уже в стенах школы навыков и умений самообразовательной деятельности, готовности к самообразованию. Самообразование рассматривается нашим обществом как необходимое качество творческой личности, готовой после окончания школы активно включиться в социально-экономическую жизнь государства.

В связи с этим особую актуальности приобретает как теоретическое осмысление проблемы самообразования применительно к учебному предмету иностранный язык, так и практическая организация самообразовательной учебной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам в условиях общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и т.д.

При этом методы обучения должны быть в значительной мере ориентированы на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, а формы организации обучения должны обеспечивать учет индивидуальных особенностей учеников, их интересов и способностей.

Закладывая уже в школьных стенах основы самообразовательной деятельности, мы должны хорошо помнить, что включает в себя понятие «готовность к самообразованию».

2.2. Понятие «готовность к самообразованию» и его сущность


Понятие «готовность к самообразованию» включает следующие компоненты, выступающие в роли внутренних условий самообразовательной деятельности:

- глубокие и прочные общеобразовательные знания, являющиеся фундаментом самостоятельной познавательной деятельности;

- действенные мотивы;

- стойкие познавательные интересы;

- осознание личной значимости постоянного пополнения знаний;

- развитые навыки самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования (чтении, слушании, наблюдении, эксперименты и т.д.);

- сформированные операции умственной деятельности (анализ, сравнение, выделение существенного, синтез, абстрагирование и др.), видение проблем и выбор путей их решения.

- умение самоорганизации познавательной деятельности (выбор источников познания и форм самообразования, планирование. Организация рабочего места, саморегуляция, самоконтроль, самоучет и т.д.).

Следует отметить, что все вышеназванные компоненты актуальны и применимы к учебному предмету «иностранный язык» (далее ИЯ) и рассматривать их целесообразно в качестве необходимых и сопутствующих каждому этапу обучения ИЯ.

2.3. Ступени самообразовательной деятельности и их задачи


Условно выделяются три ступени самообразования в процессе изучения предмета ИЯ.

I ступень (для учащихся 5-7 классов)

На этой ступени важно научить детей правильно организовать свою работу на уроке и во внеурочное время. Здесь в основном проводятся комбинированные уроки, на которых школьники – активные участники. Здесь нужно помочь осознать, что не стыдно спрашивать, если не понимаешь, а стыдно не хотеть знать. На данном этапе широко используется самостоятельная работа с учебником: выполнение упражнений, требующих самостоятельность выполнения, подготовка небольших сообщений, оформление рисунков, работа с дополнительной литературой с учетом возрастных особенностей и интересов школьников, знакомство с памятками-алгоритмами самообразовательной деятельности:

- как быстро научиться читать;

- как правильно и логично описать картинку;

- «Я говорю, я слушаю»;

- «Правильные звуки – еще не все»;

- «Вместе весело шагать…»;

- «Если спрашивают не тебя…»;

- «Видеть больше, чем изображено» и др.

Специалисты в области психологической теории учебной деятельности (Т.В.Габай, М.М.Гохлернер, И.А.Рапопорт) отмечают, что деятельность самообучения может иметь и имеет место в том случае, если учащийся рефлексирует эту деятельность как таковую, ставит перед собой соответствующие цели и так или иначе организует их достижения.

II ступень (учащиеся 8-9 классов) ставит такую цель для себя. Рефлексия играет на данном этапе огромное значение. Поэтому мы должны научить школьников элементам самоанализа, самоконтроля, самоотчета, учению планировать свой самообразовательный час по времени и объему.

На данном этапе учитель - режиссер обучения, поэтому следует разрабатывать оптимальный сценарий урока. Самостоятельные работы учащихся носят уже вариативный характер. Учащиеся учатся писать рефераты, сочинения, составлять опорные схемы, работать с дополнительной литературой, включая элементы прочитанного в свои ответы, ряд упражнений носит продуктивный характер, учит учащихся выражать своё собственное мнение, сравнивать, выделять главное. Мотивация обучения ИЯ намного повышается, т.е. школьники уже начинают осознавать самостоятельно важность знания ИЯ на современном этапе. Поэтому следует заметить тех школьников, которые проявляют особый интерес к изучению и овладению ИЯ и оказать им профессиональную помощь в самостоятельной деятельности: привлечение к внеклассной работе по предмету (олимпиады, конкурсы, эстафеты знаний и т.д.).

При опросе школьников данного возраста о факторах успешности, необходимых для самостоятельной работы без помощи учителя при изучении ИЯ 90% опрошенных школьников указали в качестве таких факторов хорошее владение техникой чтения, владение умением строить вопросительные предложения, умение быстро и правильно работать со словарем, переводить с изучаемого языка на родной и наоборот.

Приведенные данные уже сами по себе говорят об уровне рефлексии учащихся проблемы самообразовательной деятельности при изучении ИЯ применительно к себе.

75% учащихся указали, что они по разным причинам испытывают необходимость и потребность в дополнительной самообразовательной деятельности по ИЯ. И это не случайно. У многих учащихся не совпадают реальные результаты их учебной деятельности по иностранному языку с желаемыми. Поэтому эти учащиеся порой не всегда рациональным способом пытаются компенсировать возникающее в разной степени отставание от программных требований. Этим рациональным способам мы должны их учить систематически, целенаправленно, чтобы, будучи на III ступени (учащиеся 10-11 кл.), учащиеся в основном овладевали рациональными приемами организации самостоятельной работы, самообразовательной деятельности.

2.4. Средства самообучения и самообразовательной деятельности


Вопрос об условиях, необходимых для осуществления самообучения, связан, по нашему мнению, учителей ИЯ, и методистов, прежде всего со средствами самообучения, которые должны находиться в распоряжении учащихся. На всех ступенях обучения учащиеся, а особенно на II и III в распоряжении школьников должны быть словари, грамматические справочники, нормы правописания, разнообразный дидактический раздаточный материал (для индивидуальной, парной и групповой работы) не только на уроке, но и дома. Специальные учебные книги, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно как на уроке по заданию учителя, так и дома. На современном этапе огромную роль играет использование компьютерных и лингафонных программ для изучающих иностранный язык. Поэтому учитель должен ориентироваться в практической направленности данных программ.

Печатная продукция, сопровождающая магнитофонными и аудио записями типа «Hallo aus Berlin», „Hueber“, Интернет ресурсы и т.д. также используется школьниками II и III ступеней самостоятельно дома. Дополнительная информация широко используется учащимися 10-11 класса в своих докладах, сочинениях, на зачетах, на нетрадиционных уроках, которые на III этапе обучения самообразовательной деятельности занимают достойное место.

На таких занятиях учащиеся могут действовать самостоятельно, у них воспитывается ответственность за работу на уроке. Вырабатывается чувство конкурентности «А я вот это нашел!» Таким образом стимулируется работа с дополнительной литературой. Повышается уровень знаний, конечно, оценка ответа.

С целью повышения эффективности самостоятельной, самообразовательной деятельности мы также должны (наряду с учителями других учебных дисциплин) иметь памятки для учащихся старших классов «Как писать реферат», «Как составить конспект», «Как написать тезисы», «Как составить план пересказа текста», «Как написать письмо другу в Германию» и т.д.

Все вышеуказанные средства обучения учащихся самостоятельной, самообразовательной работе составляют арсенал кабинета иностранного языка, вход в который всегда открыт для учеников.

Под руководством учителя на начальной (первой) ступени самообразовательная работа учеников переходит в дальнейшем в необходимость личностного роста. Представляя собой особую высшую форму учебой деятельности, самостоятельная, самообразовательная деятельность обуславливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями школьника как ее субъекта. И это, естественно, следует нам, учителям ИЯ, учитывать, при оказании помощи школьникам по составлению своей личной образовательной траектории.

2.5. Приемы учебной деятельности, оказывающие влияние на усовершенствование самообразовательной деятельности


Большой интерес в плане организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку могут предоставить предложенные А.К.Марковой приемы учебной работы. Их целенаправленное формирование у школьников в классе обеспечит дальнейшее их использование в самостоятельной работе. К таким приемам относятся, согласно А.К.Марковой, «приемы смысловой переработки текстов, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходной идеи, принципов, законов, … самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа:

- приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписка, план, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

- общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

- приемы сосредоточения внимания с использованием разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы и т.д.;

- общие приемы поиска дополнительной информации и ее хранение в домашней библиотеке;

- приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, практическим работам, тематической аттестации и т.д.;

- приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных и легких, устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его оснащение, освещение и др.».

2.6. Правила разработки программ самообучения


В связи со всем вышесказанным можно поставить вопрос о необходимости разработки программ обучения прежде всего старших школьников самостоятельной работе над иностранным языком. Что же следует включить в данную программу?

Первое, это диагностирование школьником собственной познавательной потребности расширения, углубления иноязычных знаний к тому, что он получает в школе.

Второе, определение своих собственных интеллектуальных личностных возможностей, а также физических, в частности, объективная оценка свободного от посещения школы времени.

Третье, определение цели самостоятельной работы ближайшей и отдаленной.

Четвертое, самостоятельный выбор школьником объекта изучения и его обоснование для себя.

Пятое, разработку плана самостоятельной работы, программы самостоятельной работы.

Шестое, определение форм и времени самоконтроля. Было бы целесообразно, если формой контроля ученик выбрал бы выполнение конкретных видов работы – перевода, реферата, участие в научно-исследовательской работе и др.

Конечно, таких учащихся может быть немного, но предоставить возможность, научить приемам самостоятельной работы необходимо каждого учащегося, так как созданная система непрерывного образования потребует в дальнейшем применение навыков и умений самообразовательной, самостоятельной работы. А интеграция различных систем потребует от школьников - будущих специалистов в различных сферах трудовой деятельности – применение знаний по иностранному языку.

2.7. Место домашней учебной работы в процессе формирования самостоятельной компетентности школьников


Следует также подчеркнуть, что важную роль для формирования у школьников готовности к самообразованию играет домашняя учебная работа. Учитель иностранного языка должен использовать ее для совершенствования операционной стороны познания. Для формирования организационных умений. Однако эта роль может быть и шире. Домашняя учебная работа является тем связывающим звеном, которое объединяет обучение и самообразование, способствуя тем самым созданию единой системы подготовки учащихся к самообразованию. Для того чтобы эта система функционировала, следует придерживаться новых подходов к рассмотрению проблемы домашних заданий.

В современных условиях, когда учебное заведение перестало быть единственным источником духовного обогащения личности, учебная домашняя работа должна терять свой сугубо академический характер. В ее задачу должно входить не только закрепление и совершенствование полученных на уроке знаний, но и удовлетворение более широких потребностей развивающейся личности. Реализация этого требования будет возможна при условии гибкости, вариативности домашних учебных заданий. Это даст возможность учащимся строить свою деятельность с учетом своих интересов и потребностей. Так учащимся, которые увлечены иностранным языком, нужно иметь возможность расширить содержательную сторону своей работы, включить в нее работу над дополнительными источниками.

Необходимость гибкости и вариативности заданий обуславливается не только требованием придать домашней работе более личностный характер, но и стремление активизировать позицию учащихся в этом виде деятельности, дать возможность самостоятельно «строить» свой образование.

Домашняя учебная деятельность над языком репродуктивного характера, направленная на механическое запоминание, должна уступить место активной познавательной деятельности. В связи с этим в домашнее задание включаются вопросы, которые опираются на наблюдательность, общение, игру, жизненный опыт учащихся, направляют их самостоятельную работу на поиск, творчество, повышая таким образом степень самостоятельности в учебной домашней деятельности. Например, при изучении темы «Freizeit» дается не только задание выучить слова и выполнить ряд репродуктивных упражнений, но и поинтересоваться увлечениями своих одноклассников, членов семьи и составить опорный конспект по под теме «Hobbys in meiner Familie», «Meine Freunde und ihre Hobbys», прочесть познавательный текст о хобби своих сверстников за рубежом, сравнить со своими. Выразить своё мнение по прочитанному, оформить презентацию или проектную работу, cоставить кроссворд и другие творческие задания. Задание такого плана способствует приданию домашней работе познавательного характера, усиливает элемент творчества, представлено в различных формах и методике его выполнения.

Совершенствование методики домашних заданий даст возможность ученику более углубленно работать над интересующими его темами, используя при этом дополнительную литературу, справочники, словарь, ИКТ, что формирует более высокую степень познания, внутреннюю мотивацию, повышает уровень познавательных и организационных умений, сближает домашнюю учебную работу с самообразованием. Наиболее полно эти идеи реализуются в старших классах в системе опережающих домашних заданий. Своей задачей они ставят более глубокое изучение учениками определенного вопроса, темы, под темы. Для этого в начале изучения темы я даю детям задания творческого характера, рассчитанные на определенный срок. Обсуждаю с ними форму отчета, провожу инструктаж для выполнения, указываю дополнительные источники информации, провожу дополнительные консультации. Процесс выполнения рассчитан на самоконтроль, а результат представляется в самой различной форме: реферат, доклад, проект, инсценировка, газета и т.д. Некоторые задания требуют обращение к материалу различных учебных предметов: истории, географии, литературы, музыки и т.д., а также использованию радио-телепередач, прессы, компьютера. Применяемые школьниками приемы работы с источниками: конспектирование, тезисы, аннотации, рисование и т.д. способствуют формированию у них самообразовательной компетентности.

III. Заключение


Учитывая вышеизложенное, анализируя рекомендации ученых-практиков следует сделать следующие выводы:

- Самообразовательная деятельность школьников является важнейшим условием их личностного роста, развития личностной концепции: «Я»-концепция. Она закладывает в ребенке стремление к обогащению своих знаний, помогает в будущем ориентироваться в потребностях государства в плане профессионального роста , адаптации в социуме.

- Учитель иностранного языка как и учителя других школьных дисциплин имеет все возможности для научения на своих уроках школьников навыкам самообразовательной деятельности. И это является одной из важнейших задач профессиональной деятельности учителя иностранного языка.

- Кабинет иностранного языка должен стать лабораторией как для учителя так и для его учеников, где они могут получить всю необходимую информацию для повышения уровня самообразовательной деятельности.

- В работе учителя иностранного языка следует шире использовать методы диагностики для преодоления трудностей школьников в плане самостоятельности, т.е. проводить мониторинг самообразовательной деятельности.

- Следует помнить и учитывать поэтапность самообразовательной деятельности с точки зрения психологической науки, а именно:

1этап – целеполагание, где У  Уч.

2 этап – планирование, где У  Уч.

3 этап – самостоятельная деятельность.

4 этап – реализация продукции самостоятельной деятельности.

5 этап – аналитическая деятельность: самоанализ, самоконтроль, самоотчет, саморазвитие. Рефлексия

Таким образом систему работы над формированием самообразовательной компетентности можно представить в виде схемы, которой я постоянно придерживаюсь.


Благодаря целенаправленному руководству самообразовательной деятельностью учащихся можно выстроить модель выпускника школы, который владеет самообразовательной компетентностью:

- Личность с высоким уровнем образования и культуры, способная к творческому труду, профессиональному развитию, внедрению информационных технологий.

- Умеет выбрать формы самообразования и источники познания, обобщать и систематизировать тематическую информацию.

- Владеет системой сформированных навыков чтения, самостоятельно намечает цель чтения и использует полученную информацию в адекватной ситуации.

- Самостоятельно изучает отдельные вопросы школьной программы. Использует умения: конспектирования, выписки из текста, составить план, тезисы при подготовке к коммуникативной деятельности.

- Высказывает свою точку зрения, аргументирует, доказывает, сравнивает, критически мыслит.

- Умеет слушать учебный текст и использовать разные формы записи в процессе слушания.

- Умеет работать с компьютером, вести поиск информации в системе Интернет.

- Умеет критически подходить к оцениванию своей деятельности, текущих и конечных результатов, используя разнообразные формы самоконтроля, самооценки, самоанализа.

Информационные источники по данному вопросу
  1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Разинов П.А. Проблемы самообразования и самообучения иностранному языку в школе// Иностранные языки в школе. – 1989. - № 4.

  5. Ванна Л. Самоосвіта учнів – умова творчого розвитку// Завуч. – 2003. - № 8.

  6. Бухлова Н. Самоосвіта й самореалізація особистості// Завуч. - 2003. №7

  7. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников// Школьные технологии. – 1999. - № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!