СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ"»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Польшакова Е.Н., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная школа д. Чемоданово"

В наше время малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором сельского поселения, поэтому требуются новые подходы к сохранению, эффективному использованию, развитию материальной базы сельских школ. Я работаю в сельской малокомплектной школе. Конечно, такая школа имеет свои минусы: малочисленность, удаленность от культурно-просветительных благ, некоторые семьи имеют достаток ниже прожиточного уровня. Из двадцати пяти учащихся у восьми есть компьютеры, ноутбуки. Поэтому перед учителями стоит трудная задача: компенсировать эти недостатки, чтобы наши ученики, окончив школу, не чувствовали себя ущербными только потому, что учились в сельской малокомплектной школе. При организации уроков в сельской школе, важно учитывать, прежде всего, специфику сельского социума и те проблемы, которые выявлены специалистами при изучении состояния педагогического процесса сельских школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, которая создаёт ряд проблем:

- отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

- психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

- однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Поэтому, я считаю, что в малокомплектной сельской школы – необходимо применять такие педагогические средства, которые способствовали бы раскрепощению личности, развитию ее способностей и важнейших социально-значимых качеств. К таким средствам нельзя не отнести инновационные образовательные технологии. Кроме того, изучив познавательные интересы обучающихся своей школе, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения инновационных образовательных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения.

Основными цели, которые проследую я, применяя инновационные образовательные технологии следующие:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что детям урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в игру. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию речевых навыков, формируются аналитические способности учащихся, повышается качество и прочность полученных знаний. В особых условиях работы в малокомплектной школе приходиться обращаться к методам и приёмам различных инновационных технологий, но наиболее используемые мною на уроках русского языка и литературы следующие.

Наиболее перспективным представляется мне метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. Конечно, к использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно.

Например, в 5 классе мои ученики выполняют на уроках литературы мини-проект "Иллюстрации к сказке А.Погорельского"Черная курица, или Подземные жители". Обучающиеся подбирают к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображенным художниками. Выводится проблема: помогает ли живопись лучше воспринимать произведения, и предлагается подобрать материал, иллюстрирующий данную задачу. Результатом индивидуальной работы над проектом является презентация . В 6 классе ребята подготовили и презентовали несколько своих проектов по русскому языку. Например, "Пословицы и поговорки в картинках" "Фразеологизмы как средства выразительности речи". А уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. Если работу в этом направлении вести целенаправленно, то в 8 классе ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Например, учащиеся 8 класса презентовали проект "Художественный вымысел и историзм в романе А.С. Пушкина " Капитанская дочка".

Метод проектирования я использую и во внеурочной деятельности. В течение 5 лет являюсь руководителем кружка"Учимся говорить правильно". Вместе с детьми созданы проекты "Мир школьных прозвищ", "Лексикон учащихся 5-9 классов моей школы".

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов. Например: урок - семинар, лекция, беседа, практикум, защита проекта, путешествие («Урок- путешествие по Липецкой области "Михаил Михайлович Пришвин - наш земляк, писатель, краевед", презентация «И.А.Бунин и Становлянский край"» и т.д.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Также я уделяю большое внимание созданию у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности мотиваций к сохранению своего психического и физического здоровья целях сохранения здоровья. С этой целью использую здоровьесберегающие технологии:

  • групповая дискуссия

  • интерактивные методы

  • ролевая игра

Применение вышеперечисленных педагогических технологий обеспечивает:

  • создание на уроке атмосферы заинтересованности, ситуации успеха

  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов

  • выполнение заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ

  • использование карточек-тренажёров для достижения обучающимися уровня обязательной подготовки, разноуровневых контрольных работ

  • развитие слуховой и зрительной памяти обучающихся, образного мышления

  • поощрение высказывания оригинальных идей

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

  • высокое качество организации образовательного процесса

  • формирование устойчивой мотивации школьников к обучению

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.

Подводя итог всему выше изложенному , я пришла к выводу, что на уроке с использованием инновационных образовательных технологий устраняются многие негативные моменты: минимум бумаг, четкость и наглядность хода урока. Использование таких технологий позволяет мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную ), создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнеров. В результате чего и возникает ситуация успеха. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащихся. Но не надо забывать основной признак педагогических технологий двусторонний характер процесса познания. Конечно, начинает создание ситуации успеха учитель, но обязательно наступит момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха для своего учителя. И это, я считаю, самое главное в нашей работе.

Но на сегодняшний день есть и проблемы, затрудняющие эффективное использование технологий в школьном образовании, особенно в малокомплектных школах. С одной стороны у наших учителей наблюдается недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями, с другой стороны отсутствуют четкие методические рекомендации по использованию данных технологий в преподавании предметов, но все-таки я считаю, необходимым использование современных информационных технологий.

Список использованной литературы

  1. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.

  2. Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № №(7). С. 34-60

  3. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34.

  4. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.

  5. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006

  6. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.

  7. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.

  8. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127.

  9. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14. 10. Русский язык № 24, 2009 с.6-16.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!