СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Использование «головы, рук и сердца» в экологическом обучении и воспитании»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная мудрость гласит: «Новое – хорошо забытое старое». Это актуально и для педагогики.  Как известно, в современной педагогике в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса важно развивать инновационные методики и технологии. А что такое «инновация»? Это «новое», в основе которого лежит качественно измененное и улучшенное «старое». Если рассматривать современные педагогические технологии, то практически для каждой из них можно найти, несколько упрощенный аналог в прошлой педагогической практике. Поэтому, чтобы эффективно пользоваться современными педагогическими технологиями, не будет лишним ознакомление с педагогическим опытом основоположника теории обучения Иоганном Генрихом Песталоцци.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование «головы, рук и сердца» в экологическом обучении и воспитании»»

М
униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр

«Смоленский зоопарк»

города Смоленска






«Использование «головы, рук и сердца» в экологическом обучении и воспитании»









Педагог дополнительного образования

Куреленкова Маргарита Анатольевна








Смоленск, 2020

На смену XX веку – веку научно-технической революции пришел XXI – век глобальной экологизации. В современном обществе все больше и больше укрепляется мнение, что одной из главных причин возникновения экологических проблем на планете является низкий уровень экологической культуры людей. В числе причин медленного прогресса в этой области не последнее место занимает то обстоятельство, что во многих странах пока еще нет четко сформировавшейся системы экологического образования и воспитания.

Актуальность проблемы экологического образования и воспитания населения обусловлена кризисом отношений «природа – общество». Существование и процветание цивилизованного общества не возможно без гармоничной его связи с окружающей средой. Экологические катастрофы, кризисы природных сообществ, уменьшение биологического разнообразия на сегодняшний момент грозит гибелью всей природы и человечеству в целом. Это ставит перед нами задачи исправления негативных последствий потребительского отношения к природе.

Как это можно сделать?

С одной стороны необходимы большие финансовые средства на преодоление уже существующих экологических кризисов. Но их все время будет не хватать, так как количество экологических проблем с каждым годом увеличивается, а это значит, что с каждым годом будет требоваться все больше и больше средств на их решение. С другой стороны можно не допустить негативные изменения в среде, занявшись воспитанием человека в духе гармонии с природой, понимания закономерностей ее развития, грамотного природопользования.

Необходимым условием для реализации программы воспитания нового отношения человека к самому себе и природе, является подготовка подрастающего поколения к осознанию собственной личной ответственности за состояние окружающей среды.

Экологическая культура все более органично входит в общую культуру развивающегося человечества. Приобщение молодых людей к этой сфере культуры предполагает создание широких возможностей для развития качеств личности, необходимых для экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим экологическое образование и воспитание является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Отсюда и очевидна первостепенная задача – добиваться включения полноценного экологического образования в обязательные дошкольные, школьные и вузовские программы.

Первые шаги в этом направлении наше государство уже сделало:

- в статье 58 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»;

- разработана национальная доктрина образования в Российской Федерации, в которой сказано, что к основным целям и задачам образования относится «…экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе»;

- принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;

- в Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что «…Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) …Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;»;

- в Законе «Об охране окружающей природной среды» ,,… устанавливается система всеобщего и непрерывного экологического образования,, (Статья 73). А в статье 74 этого же закона говорится о ,,… необходимости овладения минимумом экологических знаний и обязательное преподавание экологии,,;

- Федеральное Собрание РФ приняло Закон «О государственном регулировании образования в области экологи».

Не смотря на это, анализ сложившейся системы образования говорит о том, что дошкольное и школьное образование уделяет очень мало внимания экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Во-первых, катастрофически не хватает часов для организации экологического воспитания; во-вторых, всеобщая перегруженность школьников и так уже негативно сказывается на их здоровье; в-третьих, экологическое образование и воспитание чаще всего сводится к банальной экологизации предметов (биология, химия, физика, география), где, чаще всего, вскользь, не вдаваясь в подробности, педагог сообщает прописные истины, которые не воспринимаются учениками должным образом, а иногда, вызывают раздражение и отторжение, желание сделать все наоборот.

Таким образом, назрело противоречие между запросами общества и государства на усиление роли экологического образования и воспитания, и неспособностью существующей системы образования адекватно отреагировать на данный запрос. В этой связи первостепенную роль в экологическом образовании начинают играть неформальные общественные организации, клубы, секции и кружки по интересам.

В этой связи обращает на себя внимание принцип обучения и воспитания, предложенный еще в 18 веке основоположником теории обучения Иоганном Генрихом Песталоцци. Суть данного принципа заключается в следующем: использовании в обучении и воспитании «головы, рук и сердца ребенка».

Данный принцип уместен для применения в системе дополнительного образования. В школьной практике, чаще всего, педагог обращается к «голове» ребенка и старается сообщить ему определенную сумму знаний, а вот в системе дополнительного образования, педагог может и должен включать в «работу» все органы чувств ребенка, использовать не только «голову», но и «руки», и «сердце». Необходимо не только сообщить ребенку сумму знаний, но и обучить его умениям и навыкам, научить думать, чувствовать, размышлять. "Совершение поступков — это демонстрация того, что ты действительно знаешь ", — отмечал один из героев философской повести Ричарда Баха "Иллюзии".

Данная статья посвящена применению принципа Песталоцци «использование в обучении и воспитании «головы, рук и сердца ребенка» в практике дополнительного экологического образования.

Песталоцци были выделены силы человеческой природы троякого рода. Силы знания, которые даны в задатках к внешнему и внутреннему созерцанию. Силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию сил и ловкости тела. Силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться, владеть собой. Соответственно, первоначальное элементарное обучение подразделялось на умственное, физическое и нравственное. Причем подчеркивалось, что эти составляющие должны совершенствоваться в непрерывном согласии и взаимодействии. В противном случае, какая-либо из сторон личности получит непомерное развитие за счет остальных, тогда как природосообразное воспитание должно охватить целостное совершенствование всех природных задатков.

Поэтому цель воспитания состоит в том, чтобы вырабатывать у воспитанников, «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться «равновесие» между умственным, физическим и нравственным воспитанием. По мнению Песталоцци, элементарное обучение должно быть ориентировано на выбор таких средств обучения, которые вызывают «деятельность ума и активность сердца», стимулируют развитие внутренних сил детей. «Важнейшей чертой моего метода является общее побуждение к деятельности каждого из существенных задатков» (И.Г. Песталоцци. Избр. пед. соч. В 3-х томах. Т-3). Многосторонняя деятельность детей в процессе обучения — основа совершенствования внутренних сил, целостного развития их «ума, сердца и руки».

Несомненная заслуга Песталоцци состоит в том, что он раскрыл решающую роль воспитания в пробуждении ребенка к самодеятельности и саморазвитию его природных сил, задатков и способностей, которые в свете элементарного обучения должны проявляться в трех направлениях: «В нравственном отношении это самодеятельность любви, в умственном — самодеятельность мышления, в физическом — самодеятельность тела.» (И.Г. Песталоцци. Избр. пед. соч. В 3-х томах. Т-3).

Само название «элементарное образование» акцентировало идею о выделении в деятельности детей простейших элементов, что позволит непрерывно продвигаться от простого к сложному, доводя умения учеников до «степени совершенства».

Песталоцци впервые поставил задачу психологизировать обучение, т.е. организовать его в соответствии с тем естественным путем, которым пользуется сама природа для развития ума человека, т.е. с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. А для этого следует основательно изучать психологию ребенка.

Исходным моментом рационального обучения должна стать педагогически продуманная организация разнообразных видов деятельности ребенка. Обучение должно основываться на собственном опыте, полученном в процессе наблюдений. Это и есть основа наших знаний и необходимое условие возбуждения активной познавательной деятельности.

В таком контексте искусство обучения, по мнению Песталоцци, предполагало следование трем педагогическим требованиям. Во-первых, учить НАБЛЮДАТЬ, т.е. активно созерцать изучаемый объект. Во-вторых, ГОВОРИТЬ, т.е. выражать результаты наблюдений. И в-третьих, МЫСЛИТЬ, т.е. устанавливать связи между новыми явлениями и ранее приобретенными знаниями о них. Таким образом, Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрыл сущность принципа наглядности в обучении, связав его с задачами развивающего школьного образования. Такая интерпретация перекликается с принципом наглядности К.Д. Ушинского.

Песталоцци выделил особую роль нравственного воспитания, поскольку конечные результаты школьного образования и всех его средств, призваны осуществить общую цель воспитания — «формирование истинной человечности». «Без нравственной воспитанности немыслима гармония наших сил, немыслим внутренний мир «ни с самим собой, ни с людьми…» (И.Г, Песталоцци. Избр. пед. соч. В 2-х томах. Т-1). Основу нравственного развития ребенка необходимо, по мнению Песталоцци, заложить в семье. Школьное воспитание, по его глубокому убеждению, может быть успешным только взаимодействуя с семьей. Нравственная деятельность, предложенная Песталоцци, представляла собой ни искусственные упражнения в воспроизведении формальных норм и предписаний. Она вытекала из непосредственных обстоятельств и требований жизни.

Элементами физического развития детей Песталоцци считал не только двигательную деятельность, но и развитие органов чувств. Поэтому в воспитательных учреждениях Песталоцци гимнастические упражнения сочетались с экскурсиями, походами, играми, рисованием, занятиями музыкой и пением.

Песталоцци считал, что отдельно взятое интеллектуальное, отдельно взятое физическое и отдельно взятое нравственное образование, перестает быть элементарным именно потому, что ему не достает всестороннего, гармоничного соответствия человеческой природе. Песталоцци подчеркивает, что теория элементарного образования предполагает не только развитие всех сфер личности, ее умственных, нравственных и физических сил и способностей к труду, но и установление равновесия между ними, т.е. всестороннее развитие человека. По мнению Песталоцци, нравственное развитие может несколько опережать интеллектуальное и своей моральной основой прокладывать ему путь, но в тоже время, нравственное образование использует результаты интеллектуальной работы ума. Умственное развитие и, зависящая от него культура человека, требуют постоянного совершенствования средств, в целях природосообразного развития.

Соизмеряя вышесказанное с основным принципом обучения Песталоцци — «использование ума, руки и сердца» — становится ясным, что нравственное образование начинает свое святое дело не с обучения нравственным истинам, «а с заботливого развития нравственного чувства» (использование «сердца» ребенка). Умственное образование на каждой ступени, достигнутой ребенком, вызывает у него стремление к самосовершенствованию (использование «ума»). Но стремлению к самосовершенствованию и к «самому высокому и великому» способствует и нравственное образование. Следовательно, нравственное и умственное образование теснейшим образом связаны, а значит, при обучении нельзя отделять «ум» от «сердца» и наоборот. При этом следует помнить, что и развитие «тела», по мнению Песталоцци, имеет немаловажное значение (использование «руки»).

Таким образом, Песталоцци был убежден: все, что мы «проходим» на уроках, имеет смысл, только если развивает ученика, позволяет ему подняться на более высокую интеллектуальную и нравственную ступень. Но в поисках «смысла» занятия нельзя забывать, что ребенок — это «индивидуум», который является «единичным и неповторимым». Песталоцци считал, что природные силы ребенка, которым присущее стремление к развитию, могут стать развитой силой только благодаря воспитанию.

Уровень философско-педагогических знаний его времени не позволил ему осмыслить взаимозависимость природного и общественного, биологического и социального. Песталоцци принадлежал к числу педагогов-новаторов, видевших главную задачу воспитания в том, чтобы приучить ребенка к беспрестанной и разнообразной деятельности и самодеятельности, которая должна стать фундаментом развития его сил и способностей. Песталоцци продолжил, связанный с теорией познания Локка, поиск, направленный на психологизацию процесса обучения и развития логического мышления. Он развивает идеи Локка о сравнительно-сопоставительном изучении данных чувственного опыта как одном из необходимых средств развития логического мышления.

Теоретическая и практическая деятельность Песталоцци способствовала расширению содержания образования и привлекла внимание прогрессивной общественности многих стран.

Педагогические идеи Песталоцци еще при его жизни стали известны далеко за пределами Швейцарии. Они оказали плодотворное влияние на последующее развитие прогрессивной педагогической мысли и школьной практики.

В деятельности известного немецкого философа и педагога И.Ф, Гербарта получила развитие идея Песталоцци о том, чтобы искусство воспитания было поднято на уровень науки. Опираясь на данные философии и психологии, Гербарт сделал попытку теоретически обосновать педагогику.

Основополагающие идеи Песталоцци о назначении школьного обучения в подъеме общей культуры и развитии духовных и нравственных сил получили яркое продолжение в общественно-педагогической и теоретической деятельности таких видных педагогов-демократов, как А. Дистервег, К. Вандер и др.

Демократическая направленность педагогической деятельности Песталоцци была необычайно близка передовым общественным деятелям и педагогам России. Интерес к личности Песталоцци возник в России в самом начале 19 века в связи с предпринятой реформой просвещения. Решающую роль в распространении идей Песталоцци в России сыграли деятели образования — Ф.И. Янкович, И.И. Мартынов и М.Т. Каченовский. Трудами и жизнедеятельностью Песталоцци заинтересовались прогрессивные ученые Московского университета. Среди горячих сторонников демократических идей Песталоцци были будущие декабристы (С.И. Кривицкий и Н.И. Тургенев) и педагоги разночинцы.

Новый этап освоения и творческого развития в России идей Песталоцци связан с деятельностью великого русского педагога К.Д. Ушинского и его последователей. Один из главных заветов Песталоцци — о целостном подходе к педагогическим явлениям и выработке в процессе воспитания «всего человека» нашел реальное воплощение в идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Опираясь на идеи Песталоцци, Ушинский создал свои гениальные труды.

Проблема развивающего школьного обучения, поставленная с такой силой Песталоцци и его последователями, по существу решается только сейчас. В разработке проблем обучения современная педагогика многим обязана Песталоцци, который впервые поставил задачу психологизировать обучение. Идеи принципа Песталоцци стали в настоящее время актуальными как никогда. В наше время, когда сотни людей одержимы идеей открытия «своей» школы, пишутся концепции и программы развития, создаются и воссоздаются образовательные технологии, часто нравственные установки отходят на второй план. Но, в условиях современного мира с его катаклизмами, кризисами, потрясениями, необходимо уделять как можно больше внимания социальной реабилитации молодежи.

Известный педагог Выготский Л.С, создавая свою педагогическую психологию, обращается именно к идеям Песталоцци, правда, не все его идеи он полностью разделяет. В этой связи, идеи Песталоцци пересматриваются и модифицируются, но их основное содержание остается неизменным: единство и взаимодействие умственного, физического и нравственного развития на основе использования «головы, рук и сердца» ребенка. (Это интерпретация основного принципа Песталоцци «использование ума, руки и сердца», предложенная современными педагогами). Правда на практике, по мнению многих специалистов, идет недоразвитие одних сфер за счет переизбытка других. (О недопустимости подобного предупреждал, в свое время, Песталоцци).

В последние десятилетия получила особое развитие теория развивающего обучения, основоположником которой является Песталоцци. В своих последних работах вице-президент РАО В.В. Давыдов рассмотрел концепцию гуманизации российских начальных школ и теорию развивающего обучения. Под развивающим обучением, по мнению Давыдова, следует понимать не только получение учащимися эмпирических знаний и развитие теоретического мышления, но и развитие исследовательского и экспериментального мышления, не упуская, при этом, другие сферы развития ребенка.

Каждая эпоха, как известно, оставляет потомкам оригинальный «культурный» слой, состоящий в том числе, и из наследия выдающихся мыслителей. Песталоцци создал и успел апробировать педагогическую систему, которая не устареет в главном: ориентация на личность воспитанника, его интересы и природосообразное развитие и саморазвитие. В донаучный период развития психологии он понял не только ее значение для педагогики, но и предвосхитил основные направления ее развития, поставил вопросы, которые решают современные ученые. В эпоху социальных катаклизмов и неравенства он увидел в сфере образования органично присущую ей функцию социальной адаптации и реабилитации ребенка. Он сумел то, что удается немногим: преодолев воздвигавшиеся его временем препятствия, приступить к практической реализации собственной теории.

Применение принципа «использование «головы, рук и сердца ребенка» в экологическом обучении и воспитании предусматривает самые разнообразные методы и формы работы, направленные не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на, формирование мировоззренческих и нравственных основ. Ведь, как известно, знания, являясь фундаментом экологической культуры, сами по себе еще не определяют ее уровня. Школьник должен «присвоить» ценности, отражающие единство человека и природы, которые станут мотивацией его дальнейших поступков. Поэтому необходимо так строить занятия по экологии, чтобы на них органично сочетались задания и творческого, и практического направлений, выполняя которые учащиеся будут учиться понимать окружающий мир природы, видеть многообразие и неповторимость ее обитателей, уважать ее законы. А для этого совсем необязательно уезжать из города — достаточно внимательно взглянуть на то, что окружает нас каждый день дома, на улице, в школьном дворе.

Используя принцип Песталоцци, можно научить детей рассматривать окружающий их мир природы с различных точек зрения, что поможет сделать еще один шаг в осознании уникальности и хрупкости природных систем. И только на основе подобного осознания можно формировать убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

Применяя принцип Песталоцци — «использование «головы, рук и сердца» в экологическом обучении и воспитании, можно построить очень интересные и результативные занятия.




1. Антология гуманной педагогики. Песталоцци. М.-Издательский дом Ш. Амонашвили. 1998.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения.- М,-1961.

3. Вулис А. Литературные зеркала. М,- 1991.

4. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. М,-Изд-во АПН РСФСР, 1953.

5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

6. Загорский В.В. Воспитать ученого. М.-2003.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!