СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной статье представлены основные уровни компетент- ности педагога, описаны нововведения в образовании, значительно улучшающие и облегчающие учебно-воспитательный процесс. ИКТ-компетентность рас- сматривается как один из основных показателей профессионализма, без кото- рого не обходится современный учитель. Авторами обоснована эффективность и описаны особенности применения технических новинок, интерактивных средств и презентаций в учебном процессе, представлена классификация уров- ней ИКТ-компетентности педагога.

Просмотр содержимого документа
«Статья "ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"»

Матвеева Наталья Сергеевна

Учитель начальных классов

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Аннотация: в данной статье представлены основные уровни компетент- ности педагога, описаны нововведения в образовании, значительно улучшающие и облегчающие учебно-воспитательный процесс. ИКТ-компетентность рас- сматривается как один из основных показателей профессионализма, без кото- рого не обходится современный учитель. Авторами обоснована эффективность и описаны особенности применения технических новинок, интерактивных средств и презентаций в учебном процессе, представлена классификация уров- ней ИКТ-компетентности педагога.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, учитель-наставник, информаци- онные умения, информационные навыки, ФГОС, этапы развития ИКТ-компе- тентности.

Современный мир не стоит на месте, происходит модернизация всех обла- стей развития человечества. Компьютерные технологии усиленно вторгаются в нашу жизнь. В последнее время мы ясно можем проследить увеличение влияния современных медиасредств на развитие человека. Особенно ярко это проявля- ется в воздействии на детей, которые, например, вместо прочтения книг выберут


игры на компьютере. Поэтому стало актуальным каждому образованному чело- веку, тем более учителю начальных классов, иметь базу знаний, умений и навы- ков и элементарные представления по работе с компьютером, медиасредствами, то есть быть ИКТ-компетентным. Важные, но фрагментарные элементы ИКТ- компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификацион- ные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро разви- вается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, мо- бильным телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. д. все это наталкивает на развитие компетентностей у субъектов учебного процесса.

Уже сегодня происходит формирование и развития и повышения ИКТ-ком- петентности как у обучающихся младшей школы, так и у учителей, не связанных с предметом «Информатика». Мы считаем, что первостепенные преимущества новых стандартов образования должны опираться на развитии ИКТ-компетент- ности и формировании ИКТ-грамотности на всех ступенях обучения. Можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала инфор- мационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учи- теля. Уже сегодня в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте говорится о том, что нужно развивать ИКТ-компетентность не только у обучаю- щихся, но и у учителей, чтобы вторые могли свободно пользоваться современ- ными технологиями и насыщать урок [5; 6].

На самом деле, развитие различного рода компетентностей не происходит в один день, это сложный, комплексный, неразрывный процесс, который представ- ляется несколькими этапами. Сначала идет формирование базовой ИКТ – компе-


тентности, то есть становление начальный знаний и умений, связанных с исполь- зованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на уровне пользователя. Дальше происходит подготовка учителя как наставника, способного передать знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся. В завершении структурирования необходимо сказать, что после этого учитель начальных клас- сов будет свободно пользоваться информационно-коммуникационными техно- логиями, зная при этом многие возможности технологий.

М.А. Горюнова выделяет следующие уровни ИКТ-компетентности педа- гога [1]:

  1. Базовый. Данный уровень подразумевает накопление базовых знаний, умений, навыков, необходимых для знакомства с компьютерной грамотностью и решения образовательных задач средствами ИКТ-технологий. На данном уровне минимальное использование ИКТ-технологий, только самое элементарное. Например, редактирование, сохранение, копирование и перенос информации в электронном виде, освоение поискового навыка в сети Интернет.

  2. Углубленный. Данный уровень подразумевает освоение ИКТ-технологий и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность спе- циализированных технологий и ресурсов. ИКТ становятся для педагога инстру- ментом в осуществлении прикладной деятельности.

  3. Профессиональный уровень. На данном уровне осуществляется создание новых инструментов для реализации информационной деятельности, разработка собственных электронных средств учебного назначения для решения професси- ональных и личных задач.

Под ИКТ-компетентностью педагога понимают:

  • один из основных показателей профессионализма;

  • ключевая компетентность для решения современных задач образования;

  • новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного про- цесса, для получения новых знаний, как ученика, так и учителя.


Из этого следует, что без ИКТ-компетентности в современной школе делать нечего. Поэтому современные высшие учебные заведения практикуют развитие у всех направлений данной компетентности.

ИКТ прибавляют эффективность в образовании учащихся. Каждый урок необходимо проводить с использованием интерактивных средств, с использова- нием презентаций. Данное нововведение облегчает задачу учителя тем, что по- вышаются темпы работы на уроке, равномерно у обучающихся распределяется объем полученной информации, развивается умственная культура труда и т. д.

Современный школьный учитель должен уметь самостоятельно искать, ана- лизировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразо- вывать, сохранять и передавать ее с помощью ИКТ [3].

Одной из особых технических новинок является интерактивная доска, кото- рая уже практикуется в каждой школе. Данное оборудование позволяет педагогу сделать процесс обучения более ярким, динамичным, наглядным. А также более эффективно осуществлять обратную связь с учащимися. Интерактивная доска позволяет педагогу: индивидуализировать и дифференцировать процесс обуче- ния, визуализировать учебную информацию, формировать умение принимать оптимальное решение различных ситуаций, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности и др. [4].

Вся эта поэтапная и своевременная работа привела к тому, что 90% педаго- гов современной школы не только используют уже готовые цифровые ресурсы для проведения уроков и внеурочных мероприятий, но и самостоятельно разра- батывают эти ресурсы, охотно делятся опытом и вполне успешно участвуют в различных профессиональных конкурсах по распространению своего опыта [7]. Таким образом, ИКТ-компетентность учителя имеет место быть в необхо- димом перечне компетентностей учителя начальных классов, так как современ- ная школа ставит перед собой задачу найти высококвалифицированных учите- лей для полноценной передачи знаний младшему поколению, чтобы учащиеся


стремились к саморазвитию, познанию. Для перечисленного необходимо, чтобы перед обучающимися был правильный пример, на который они будут равняться.

Список литературы
  1. Илюхина В.А. Школьный кабинет как показатель уровня профессиональ- ной компетентности педагога в ОУ инновационного типа / В.А. Илюхина. – М.: Перспектива, 2014. – 272 с.

  2. Лыкова И.В. Информационно-коммуникационно-технологическая ком- петенция (ИКТ-компетенция) / И.В. Лыкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 1016–1018.

  3. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования): Профессиональный стандарт.

  4. Турковская Н.В. Интерактивные технологии как средство взаимодей- ствия между участниками образовательного процесса / Н.В. Турковская, Ю.А. Сподарева // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – №1 (8) – С. 195–198.

  5. Турковская Н.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе / Н.В. Турковская, Е.В. Мелякова // Студент и наука – 2013: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 17–18 апреля 2013 г.). – Челябинск: Матрица, 2013. – С. 60–63.

  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543

  7. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподава- телей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. – М.: Бином. Лабора- тория знаний, 2015. – 189 c. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6486.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!