СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "формирование вычислительных навыков у учащихся средней школы с девиантным поведением"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "формирование вычислительных навыков у учащихся средней школы с девиантным поведением"»

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в средней школе для детей с девиантным поведением.

Подготовила публикацию учитель математики : Тимофеева Вера Александровна

У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органом чувств больше, чем у простых смертных.

Чарльз Дарвин,
английский натуралист и путешественник.

Одной из важнейших задач обучения математике формирование у учащихся вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом как для изучения математики и других учебных дисциплин так и для повседневной жизни. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения математики, но основа ее закладывается впервые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе обучения.

Помимо этого вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Именно поэтому, неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

В обучении детей с девиантным поведением я столкнулась с проблемой: подавляющее большинство учащихся не имеют навыков устного и письменного счета.

Причина проблемы достижение уровня обязательной подготовки стандарта математического образования - низкий уровень вычислительной культуры школьников. Такие дети, при отсутствии своевременной помощи учителя, обречены на неуспеваемость в обучении. Даже если они хорошо разберутся в новой теме, то все равно при выполнении заданий будут допускать ошибки вычислительного характера, что отрицательно скажется на результатах ОГЭ.

Формирование вычислительных умений и навыков считается одной из самых «трудоемких» тем. В век компьютерной грамотности значимость вычислительных навыков, несомненно, уменьшилась. Использование компьютера, калькулятора во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, поэтому традиционно вычислительным навыкам уделяется особое внимание в образовательной школе. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование этих умений и навыков

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям. Например, можно использовать:

Игры и игровые моменты;

Занимательные задачи

тесты с самопроверкой;

математические диктанты.

Систематическое использование устных упражнений :

активирует мыслительную деятельность учащихся;

развивает память, речь, внимание,

способствует восприятию сказанного на слух, быстроте реакции;

повышают эффективность урока.

Устные вычисления развивают логическое мышление, наблюдательность, математическую зоркость, волевые качества, способствуют развитию речи учащихся. Беглость в устных вычислениях достигается достаточным количеством упражнений, поэтому этого почти каждый урок начинается с устного счета , где встречаются и неявные задания н устный счет, например, с большими, но удобными для устного счета числами. Задания и время, отводимое на устный счет, зависит от многих причин: активности и подготовки учащихся, характера материала и т.п.

Как показывает практика, большое количество учащихся не владеют базовыми вычислительными навыками по окончанию 5-6 класса, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно выделить:

- низкий уровень мыслительной деятельности;

- неразвитые внимание и память учащихся;

-недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;

- отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения.

При обучении и совершенствовании техники счета необходимо отчетливо понимать, какие умения и навыки у учащихся необходимо сформировать.

Для того чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащемуся достаточно уметь устно:

- складывать и умножать однозначные числа;

- прибавлять к двузначному числу однозначное;

- вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное;

- складывать несколько однозначных чисел;

- складывать и вычитать двузначные числа;

- делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком;

- производить действия с дробными числами.



О уровне вычислительной культуры у учащихся можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рациональности вычислений и оценки полученных результатов,

Качество вычислительных умений на прямую зависит от знания правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.

К началу изучения алгебры важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:

- умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;

- использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;

-округлять числа до любого разряда;

- определять порядок действий при вычислении значения выражения;

- выполнять основные действия с десятичными, обыкновенными дробями и смешанными числами;

- выполнять основные действия с положительными и отрицательными числами;

- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений.

Большинство учащихся недостаточно владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях.

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а умение оперировать ими - это не дань моде, а скорее необходимость. Основным средством такого формирования устных вычислительных навыков учащихся были и остаются устные упражнения. Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; и при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Устные упражнения в этом комплексе имеют большое значение.

Работая над этой темой, сделаны вывод, что формирование устных вычислительных навыков у учащихся– это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед учителем.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Данилов. И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1 – 50с.

  2. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2 – 50с.

  3. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43 – 54с.

  4. Н.Н. Хлевнюк, М.В. Иванова, В.Г. Иващенко, Н.С. Мелкова Формирование вычислительных навыков на уроках математики классы Издание второе, дополненное Москва ИЛЕКСА 2014

  5. Ершова, Голобородько: Математика. 5-6 классы. Устные проверочные и зачетные работы дополненное Москва ИЛЕКСА 2019






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!