СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование исследовательских умений младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование исследовательских умений младших школьников"»

Формирование исследовательских умений младших школьников


Выполнила:

Волкова Екатерина Валерьевна

студентка 21П-7 группы специальности:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Министерство образования Красноярского края
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



Аннотация: В статье отражены основные исследовательские умения младшего школьника. А также упражнения и задания, которые могут способствовать развитию исследовательских умений младших школьников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, младший школьник.


Для формирование исследовательских умений младшего школьника нужно знать возрастные особенности данного возраста. Младший школьник – это ребенок от 6 (7) до 10 лет, обучающийся в 1-(4) классах начальной школы. Этот возраст характеризуется переходом от игровой деятельности к учебной, которая становится для него ведущей [2]. Учитываются также прописанные в примерной основной образовательной программе начального общего образования, психологические особенности, характерные для младшего школьного возраста:

- центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения [3].

Исходя из вышеизложенного, основной целью начальной школы является создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей.

Рассмотрим, что такое исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность ̶ деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Исследовательская деятельность направлена на развитие исследовательских умений. Под общими исследовательскими умениями А. И. Савенков понимает умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Также А.И. Савенков предлагает методы и приёмы активации учебно-исследовательской деятельности.

Первое умение, которые рассмотрим – это умение видеть проблемы. Одно из самых важных свойств в исследовании выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Одно из упражнений «Назовите как можно больше признаков предмета». Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, дет­ским, удобным и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Ещё одно упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку». Упражнение требует составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения.

Примеры концовок:

  • «Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».

  • «Маленький щенок приветливо вилял хвостом».

  • «Котенок сидел на дереве и громко мяукал».

Второе умение – это умение выдвигать гипотезы. Гипотеза — это предположительное, вероятно­стное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза — это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение. В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. И в этом может помочь следующее упражнение «Назови причины». 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий:

  • На улице стало холодно;

  • Птицы улетели на юг;

  • Миша и Сережа поссорились;

  • Автомобиль стоит на обочине;

  • Человек сердится;

  • Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

  • Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

2. Назови две­три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.

Данное умение можно формировать игрой «Угадай, о чём спросили». Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан. Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Далее рассмотрим такое умение, как учимся наблюдать. Наблюдение — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большин­стве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления — телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Следующий этап упражнения — нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Ещё одно умение – это познание в действии, или как провести эксперимент. Эксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим.

Рассмотрим эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента нам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.

Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают [4].

Все вышеперечисленные упражнения и задания помогут сформировать исследовательские умения у младшего школьника. Однако, для постоянного развития исследовательских умений обучающихся нужно привлекать к участию в различных детских научных исследовательских конференциях, а также выполнять различные задания и упражнения для развития исследовательских умений.


Список литературы:

  1. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. - https://infrescenter.ucoz.ru/Shk_Bibliotek/proekt_deyat/2013/leontovich.pdf

  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике [Электронный ресурс]. - https://didacts.ru/slovari/slovar-po-obrazovaniyu-i-pedagogike.html

  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, 2015 [Электронный ресурс]. - https://fgosreestr.ru/uploads/files/378432e63fc983b0b474460483478fd9.pdf

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!