СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников-одно из основных направлений ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников- одно из основных направлений ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников-одно из основных направлений ФГОС"»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников -

одно из основных направлений ФГОС

Авторы: Тугутова Валентина Валерьевна, учитель начальных классов, Догданова Марина Михайловна, учитель бурятского языка,

МАОУ «СОШ №37 г. Улан-Удэ»


Кто двигается вперед в знании,

но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед.

Аристотель

Основная задача, стоящей перед современной системой образования, - обеспечить опережающее развитие человеческого капитала страны в условиях постиндустриального общества, активной глобализации, с одной стороны, и сбалансированности социальных интересов – с другой.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования обществом, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России.

Духовность, на наш взгляд, – характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, и способность гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия на духовно-нравственную сферу личности, формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория духовно-нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять учебную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Духовно-нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом или внеклассным мероприятием проблему нравственной воспитанности не разрешить.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения (учебная деятельность). На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Изучаемые предметы начальной школы:

  • Математика;

  • Русский язык;

  • Литературное чтение;

  • Бурятский язык;

  • Английский язык;

  • Окружающий мир;

  • Изобразительное искусство;

  • Технология;

  • Физическая культура.

К примеру, использование произведений художественной литературы помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Во многих произведениях ученики находят пример правильного нравственного поведения. На уроках бурятского языка происходит непосредственно патриотическое воспитание (краеведение, любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству, уважение к родной и другим культурам, знакомство с традиционными российскими религиями – представление о вере, духовности, уважения к другим нациям) и т.д. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажутся они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям разных народов, толерантности и других ценностей развития личности.

Итак, непосредственно в процессе обучения, на всех уроках достигается прямое нравственное поучение. Также и не менее важным является внеурочная деятельность, которая включает в себя:

  • Классные часы;

  • Посещения театров;

  • Просмотр фильмов и мультфильмов;

  • Этические беседы;

  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Благотворительные акции;

  • Экскурсии, целевые прогулки;

  • Организация выставок и др.

Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится духовное и нравственное самовоспитание.

Воспитанный человек очень многое делает автоматически: так ему не надо думать, уступить ли место человеку, нуждающемуся в этом. Для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.


Литература

  1. ФГОС – Базовые документы - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.

  2. Бочарникова М.А. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования (ВУЗ – школе) //Начальная школа.- 2012. -№3. – С.64-66.

  3. Никитина Н. Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, 2012 г. Г. Ставрополь. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nikitina-natalya-borisovna.

  4. Скрипова Н.Е. Экспертиза основной образовательной программы начального общего образования (Документы) // Управление начальной школой. - 2012. - №3. – С.10-14.

  5. Строганова Н. А. Организация системы духовно-нравственного воспитания в условиях внедрения ФГОС. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-279550.html.

  6. Филимонова Л. Н. Реализация духовно-нравственного компонента в контексте ФГОС второго поколения, 2012. - Режим доступа: http://www.uchmet.ru/articles/section/6073/

  7. Шмелькова Л.В., Бурункин Д.А. Социальное партнерство в системе общего образования (Новый образовательный стандарт в действии) //Управление начальной школой. - 2012. - №3. – С.4-9.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!