СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится об использовании дидактических игр на уроках математики в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе".»

Баландина Людмила Вячеславовна

Учитель начальных классов (надомное обучение)

Областного специального (казённого) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Город Курск, РФ

Mila.balandina.70@mail.ru

В статье говорится

Ключевые слова:

Дидактические игры на уроках математики в коррекционной школе.

Подбор дидактических игр для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья математике провожу в соответствии с программными требованиями. Каждая математическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе дидактических игр по математике стараюсь учитывать особенности участия в игре, интерес к различным играм, возможности участия в игре.

При закреплении знания последовательности чисел от 1 до 10 провожу игру «Парад цифр». К доске вызываю 5-6 учащихся, раздаю им карточки с цифрами. Дети выстраиваются в ряд, каждый показывает карточку с цифрой. Читаю о ней стихи С. Я. Маршака «Весёлый счёт», затем обращаюсь к классу:

- Какие ещё цифры должны быть на параде? Где они станут? Кто их соседи?

С этой же целью можно провести игру «Звездочёты». Укрепляю на доске «звёзды» примерно в таком порядке:


1) * 2) * * 3) * *

* * * *

Потом говорю:

- Когда на землю опускается ночь, на небе зажигаются звёзды. Издавна люди любовались ночным небом. Сегодня у нас в гостях звездочёт. Хотите вместе с ним посмотреть на звёзды?

- … Сколько звёзд в первом созвездии? Во втором? В третьем?..

К доске вызываются 2-3 ученика, им надеваются шапочки звездочётов, даётся задание: обозначить цифрами звёзды и соединить их последовательно от большего числа к меньшему (или наоборот).

Коллективно каждому созвездию придумывается название.

Для закрепления состава числа используется игра «Ёлка».

На доске макет ёлки, на концах веток рисуются шары (слева-с цифрами, справа - пустые). Над ёлкой крепится звезда. С одной стороны она окрашена в красный цвет, а с другой в её центре находится цифра, обозначающая то число, состав которого надо повторить. Вызывается столько учеников, сколько шаров надо заполнить. Если все правильно заполнили их, звезда «зажигается» - переворачивается красной стороной.

Эту игру следует проводить и на более поздней стадии обучения. Перед Новым годом, например, можно наряжать ёлку. Для этого на макете из проволоки делаются крючки, а из плотного картона - разноцветные, небольшого размера игрушки. Выставляются карточки с примерами. Дети выходят к доске, берут карточку, решают пример вслух. Это даёт право выбрать и повесить игрушку.

В дальнейшем условия игры целесообразно несколько изменить. Например, к макету ёлки можно прикрепить фигурку белочки и корзиночку для орешков. Правильно решив пример на карточке, ученик вынимает для себя из корзинки орешек (подарок белочки) или наоборот, кладёт орешек в корзинку (дарит белочке). В конце игры класс хором считает, сколько орешков учащиеся «заготовили» для белочки на зиму.

Для упражнения в счёте предметов, закрепления понятий «за», «между», «перед» провожу игру «В зоопарке» использованием стихотворения С.Я. Маршака «Где обедал воробей?». Необходимо заранее заготовить фигурки тех животных, с которыми воробей встречался в зоопарке. Перелёт воробья демонстрирую с помощью мяча.

Игра проходит так.

Учитель:

- Где обедал воробей?

Дети хором:

- В зоопарке у зверей.

Учитель:

- Пообедал я сперва за решёткой у льва. (Бросаю мяч ученику, тот выбегает и ставит на наборное полотно фигурку льва).

- Подкрепился у лисицы (Второй ученик ставит на наборное полотно фигурку лисицы) … И так далее.

-Сколько всего зверей встретил воробей в зоопарке?

-Кто ему встретился первым?...Последним?

-Чья клетка стояла за клеткой...? Перед…? Между…? (фигурки зверей на наборном полотне помогут учащимся ответить на эти вопросы).

Для отработки правильного соотнесения числа с соответствующей группой предметов от 1 до 9 использую игру «Покажи, сколько?»

Готовлю карточки, на которых изображены различные группы предметов (5 ромашек, 8 флажков, 3 зайца, 1 гриб, 7 рыб, 4 листочка, 6 снежинок, 2 огурца и др.). У учащихся на партах разложены цифры от 1 до 9. Когда показываю карточку с изображением группы предметов, дети молча поднимают карточки с соответствующими цифрами. В итоге определяется победитель.

Игра «Самолёты» способствует активизации учащихся при закреплении знания состава чисел, совершенствованию вычислительных навыков. Для игры готовятся карточки с большими цифрами и с изображением самолётов. Говорю учащимся о том, как много должны знать лётчики и моряки, чтобы правильно водить свои машины. Особенно нужна им математика, поэтому всем надо быстрее научиться считать. Выбирают командира. Он берёт цифры.

- Внимание! К полёту готовы?

- Готовы! (Ответ класса).

- Отправляемся по маршруту № 7. (Демонстрирует карточку с цифрой 7) Покажите, из каких чисел состоит число 7. (Учащиеся поднимают самолётики с числами, составляющими в сумме 7, например, 5 и 2, 3 и 4, 1 и 6, и т. д.).

После нескольких упражнений избирают нового командира, и игра продолжается. Слежу, чтобы никто не сбился с курса…

С этой же целью использую игру «Засели дома». На доске укрепляется плакат с изображением трёхэтажного дома. Ставится задача: заселить новый дом так, чтобы на любом этаже было одинаковое число жителей (указанное на крыше). На каждом этаже две квартиры, заселяемые таким образом, чтобы числа не повторялись. В прорези на крыше дома вставляю карточки с числами 8, 7, 9 и т. д. Выигрывает тот, кто допустил наименьшее число ошибок.

Игра «Поезд» эффективна при закреплении таблицы сложения и состава чисел первого и второго десятка. До урока расставляю вдоль стен нужное количество стульчиков. Первый стул – паровоз, остальные – вагоны. К каждому вагону прикрепляется карточка с номером (порядок примеров сознательно нарушается). Выбирается ученик, который обязан произвести посадку пассажиров в поезд. Его задача – правильно расставить номера вагонов, проверить билеты у пассажиров и каждого из них направить в свой вагон. Остальные ученики класса получают карточки с примерами. Ответ примера – это номер вагона, куда должен направиться ученик. Для проверки билетов учитель направляет контролёра. Он исправляет ошибки, «пересаживает» заблудившихся пассажиров в свои вагоны. В конце игры даётся сигнал к отправлению. Поезд прибывает на конечную станцию «Класс», дети занимают свои места за партами.

Этой игрой, кстати, можно заменить одну из физминуток, так как ученики на всем протяжении игры находятся в движении.

Для этой же цели используется игра «Эстафета». Каждому учащемуся даётся карточка и объясняется задание:

- На карточках записаны только ответы. А вы должны к каждому ответу написать пример на сложение чисел. Побеждает тот, кто быстрее других и с наименьшим числом ошибок выполнит задание. После проверки определяется победитель.

Образцы карточек:

№1 №2 №3 №4

---------- =9 ---------- =7 ---------- =8 ---------- =9

---------- =5 ---------- =9 ---------- =6 ---------- =4

---------- =7 ---------- =3 ---------- =5 ---------- =8

---------- =8 ---------- =5 ---------- =9 ---------- =6

Можно весь урок посвятить определённому сюжету.

На уроке по теме «Состав чисел из двух слагаемых» можно вести рассказ о том, как девочка Маша пошла однажды в лес. На доске изображение деревьев, грибов. Рассказываю о девочке, о её делах, а дети выполняют задания.

Шла Маша по лесу, увидела под ёлочкой грибы, стала их считать. Сколько грибов росло под ёлочкой? (10). Стала Маша класть грибы в корзину… (Дети ведут счёт в обратном порядке).

Все грибы сорвала и пошла дальше… Идёт Маша, видит избушку. Подошла, заглянула в окошко, а там за столом сидят два медведя. (Выставляются картинки). Потом к ним прибежал ещё один – маленький медвежонок (Картинка). Сколько стало медведей в избушке? Как узнать?

- …Идёт Маша дальше, видит на полянке берёзу. А на берёзе на двух ветках сидят восемь птичек… Как могли сидеть птички? Сколько было на одной ветке? Сколько на другой? (Для ответа на вопрос дети раскладывают восемь кружочков на две группы).

- …На берёзе сидело восемь птичек. Когда Маша близко подошла к дереву, одна птичка улетела. Сколько птичек осталось на берёзе? Как узнать?

- …Пошла Маша дальше, вышла на большое поле, где проходят военные учения. Там увидела она вертолёты. (Дети считают, сколько на поле было вертолётов). А сколько их ещё прилетело? Сколько всего стало? Как это записать? (Дети записывают с помощью карточек с цифрами). Два вертолёта поднялись в воздух. Сколько ещё осталось на земле? Как записать?

- Недалеко от вертолётов строем шли солдаты. (Дети пересчитывают солдат). Они приблизились к машинам, началась посадка. Когда один сядет в машину, сколько солдат останется? А если сядут пять? Восемь солдат?

- А Маша шла дальше и вскоре была дома. Маше надо было решить примеры, вот она села за стол… Давайте ей поможем! (Дети решают примеры, ответы показывают с помощью числовых карточек).

Потом Маша соединила рисунок по точкам линиями. Всё сделала аккуратно. (Дети выполняют аналогичную работу в тетрадях).

- Мама похвалила Машу. Молодец, Маша! И вы, дети, молодцы, потому что хорошо работали и выполнили вместе с ней все задания. За это в награду получите от Маши грибки…

Урок математики по теме «Сложение и вычитание в пределах 8» я провела в игровой форме и посвятила определённому сюжету.

Тема «Сложение и вычитание чисел в пределах 8».

Цели: закрепить с учащимися состав числа 8; решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8; продолжить работу над задачей; закреплять числовой ряд; сравнение чисел в пределах 8; упражнять в работе с линейкой;

Развивать математическое мышление;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: карточки по составу числа 8; числовой ряд; карточки с цифрами; счётный материал (собачки, попугаи на дереве), горы с примерами; доктор Айболит.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Урок математики.

-Сегодня у нас необычный урок.

- К нам пришли гости.

-А ещё к нам в гости пришёл доктор Айболит.

-Только он очень грустный. Оказывается, ему пришла телеграмма из Африки; заболели звери. Но злой Бармалей украл у него сумку с лекарствами и унёс её в горы.

-Ребята! Давайте поможем доктору Айболиту.

-А сможем мы ему помочь найти сумку тогда, когда будем считать, решать, сравнивать числа, работать с геометрическим материалом на уроке.

-Вы должны быть активными, правильно отвечать.


II.Сообщение темы и целей урока.

-С каким числом мы работали на прошлом уроке? (с числом 8).

-Сегодня на уроке мы продолжим эту работу.

III.Устный счёт.

1.Айболит посмотрит, как вы знаете, из каких чисел состоит число 8.

8 8 8 8 8 8 8

^ ^ ^ ^ ^ ^ ^

7 1 1 7 6 2 2 6 3 5 5 3 4 4

2. –А теперь давайте посчитаем от 1 до 10 и обратно.

(хором, затем 1учащийся - от 1 до 10, 2 учащийся - от 10 до 1)

3.Посчитаем от заданного числа: от 3, 5, 4,6.

4. Назвать соседей чисел:

5,6, 3, 2.

(карточки предыдущего и последующего чисел)

-Прочитай, какой ряд чисел получился?

5. - Кого лечит доктор Айболит? (зверей)

Больные очень ждут доктора Айболита.

Задача

На полянку пришли сначала 3 белых собачки и 2 коричневых собачки.

Сколько всего собачек ждут доктора Айболита? (иллюстрируется)

Задача

На дереве сидели 8 попугаев. 2 попугая улетели встречать Айболита. Сколько попугаев осталось на дереве? (иллюстрируется)

-Молодцы, ребята!

Повеселел наш доктор Айболит. Но сумку ведь ещё мы не нашли.

IV.Решение примеров.

-Будем искать сумку.

-Наш путь лежит через горы. Внизу каждой горы записан пример. Если мы решаем пример, мы преодолеваем гору.

-Нужно в пустое окошко вставить число.

-Сколько гор?

-Как будем преодолевать горы? (сначала 1-ю, 2-ю, 3-ю,4-ю)






5+ =8 8 - =6 7+ =8 8- =4



(Запись каждого примера на доске и в тетради)

(Гора убирается при решении примера)

-Наконец-то добрались до 4-й горы. Достаём оттуда сумку.

-Как вы думаете, что в сумке у доктора Айболита? (Лекарство).

V. Решение задачи.

-Послушайте задачу

-В сумке 5 маленьких пузырьков с лекарствами и 3 больших пузырька.

Сколько всего пузырьков с лекарствами в сумке Айболита?

-О чём эта задача?

-Кто повторит задачу полностью?

-Кто повторит условие задачи.

-Какой вопрос задачи? (Сколько всего пузырьков с лекарствами).

-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?

-Итак, сколько маленьких пузырьков? (5).

-Сколько больших пузырьков? (3).

-Как узнать, сколько всего пузырьков с лекарствами?

-Назовите решение.

5 п. + 3п.=8п.

(запись задачи на доске и в тетради)

-Назовите ответ (Ответ. 8пузырьков).

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо отвечали, были активными.

-Доктор Айболит вами очень доволен.

-Давайте отдадим ему сумку. Пусть он летит на самолёте в Африку лечить зверей.

VI. Физминутка.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться

Три - в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть

Семь, восемь - лень отбросим.

VII.Сравнение чисел.

Пока доктор Айболит будет лететь на самолёте, мы сейчас сравним числа

1….4 8….5 0….8

7….2 4….4 6….8

(с комментированием у доски каждым учащимся и записью в тетрадях)

VIII. Самостоятельная работа

-Молодцы, ребята! Вы были находчивы, быстро считали, поэтому смогли оказать помощь доктору Айболиту.

-За это попугай Кеша прислал вам по просьбе доктора Айболита кое-что в подарок.

-Что же прислал вам Кеша? (ананас, банан, апельсин, лимон).

-Как назвать одним словом? (фрукты).

-Фрукты эти необычные. На них примеры.

-Вы должны самостоятельно решить эти примеры.

Физминутка

IX. Геометрический материал.

-А сейчас вспомните, кого лечил доктор Айболит?

Отгадайте загадку

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком

А хвост колечком

-Да это собачка

Айболит пришил ей лапку.

Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит собачка?




























-Сколько прямоугольников? (1)

(это туловище)

-Сколько квадратов? (1)

(это голова)

-Сколько треугольников? (7)

(это уши, лапы, хвост)

-Сколько кругов?(2)

(это глаза)

-А теперь я поставлю точку. Отступите от этой точки вправо 8 клеточек, вниз 8 клеточек, влево 8 клеточек.

-А теперь соедините с помощью линейки все точки.

-Какая фигура получилась? (квадрат).

-Сколько сторон у квадрата?

-Что можно сказать о сторонах квадрата? Какие они?

(у квадрата все стороны равны)

X. Итог урока.

- Молодцы, ребята!

-С каким числом работали сегодня на уроке?

-Кому вы сегодня помогали?

Доктор Айболит благодарит вас за помощь. Ведь только благодаря вам он смог вылечить всех зверей. Он прислал вам в благодарность витамины, которые помогут вам сохранить своё здоровье, не болеть, быть крепкими, сильными и умными.


На уроке математики в 4 классе так же применялись элементы игры.

Тема: «Умножение числа 9. Решение задач. Пересекающиеся отрезки.»

Цели. Образовательные. Закреплять таблицу умножения на 9 в решении примеров и задач; совершенствовать навыки устного счёта;упражнять учащихся в работе с линейкой;

Коррекционно-развивающие. Развивать логическое, математическое мышление при решении задач; развивать мелкую моторику мышц рук; развивать память, внимание, мышление;

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

Оборудование: плакат с изображением Буратино с примерами, ромашка с примерами, карточки с примерами.

Ход урока

I.Организованное начало урока

-Здравствуйте, ребята!

-А гостям вы рады

-Люди и картинки, шутки и смешки

-Примеры и задачи сегодня к вам пришли

-У всех ли есть тетради и задачники?

-Карандаши и ручки сегодня пригодятся.

Внимание и память включите обязательно.

II. Проверка домашнего задания

-Не забудем проверить домашнее задание

- Откройте все тетради.

-Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы.

-Давайте поможем Буратино восстановить ответы и проверьте их у себя

-Кто поможет Буратино? (ответы писать напротив каждого примера)

4˟8+18=

30˸6˟8=

45˸5˟3=

24˸(3+5)=

(5+9)˸2=

(Один учащийся выходит с тетрадью к доске, записывает напротив ответы. Остальные проверяют у себя в тетрадях)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с домашним заданием.

III.Устный счёт.

-А теперь посчитаем устно.

-Вы должны были включить своё внимание.

1.Прочитайте числа и разложите их на разрядные единицы.

27 36 45 54 63 72 81 90

2.Увеличь 2 в 9 раз

9 увеличь в 3 раза

12 уменьши в 4 раза

-Как называются компоненты действия умножения? (множитель, множитель, произведение)

-Найти произведение чисел 5 и 9, 4 и 9.

-Разделить 21 на3, 18 на 6

-Замените сложение умножением

9+9+9+9=9˟4

9+9+9+9+9+9=9˟6

3.Составь по картинке задачу на умножение.

(На столе стояло 3 вазы, в каждой вазе 9 тюльпанов. Сколько всего тюльпанов?) (27)

-Как узнали?

4. На деревьях грибы сохли

Ну а в дождь, конечно, мокли

40 жёлтеньких маслят,

8 тоненьких опят

Да 3 рыжие лисички –

Очень милые сестрички

Вы, ребята, не молчите

Сколько всех грибов? Скажите

-Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете таблицу умножения числа 9 и умеете считать устно.

VI.Сообщение темы урока

-Какое число повторялось часто в устном счёте? (число 9)

-Тема нашего урока: «Закрепление таблицы умножения числа 9.»

-Будем решать примеры и задачи, работать самостоятельно и упражняться в построении отрезков.

-Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

Решение задачи

-А сейчас решим задачу.

-Откройте учебник на странице 119, найдите задачу № 16

1. Чтение задачи учителем

Ученики посадили около школы 9 берёз, а лип в3 раза больше.

Сколько всего деревьев посадили дети?

2.Чтение задачи учащимися самостоятельно.

-О чём задача?

-Кто повторит задачу?

3.Разбор задачи

-Сколько берёз посадили ребята? (9)

-Сколько лип? (неизвестно, но сказано, что лип в 3 раза больше)

-О чём спрашивается в задаче? (назвать вопрос)

-Как вы понимаете вопрос задачи?

4.Запись краткая у доски

-Как, одним словом, обозначить липы и берёзы? (деревья)

Берёз – 9 д.

Лип -? – в 3 раза больше

-Можно ли ответить сразу на вопрос задачи? (нет)

-Почему? (неизвестно, сколько лип)

-Что говорится о липах? (прочитайте в условии задачи)

-Как узнать, сколько лип посадили школьники?

1) 9д. ˟ 3=27д.- лип.

-Что спрашивается в задаче?

-Можем теперь ответить на вопрос задачи? (можем)

-Сколько берёз? (9)

-Сколько лип? (27)

2) 9д.+27д.=36д.

Ответ: 36 деревьев посадили школьники.

-Ребята, весной пусть каждый из вас хоть кустик для школы посадит у нас.

-Молодцы, ребята, ответили на вопрос задачи. Задачу решили.

V.Физминутка

-Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Решение примеров

-А теперь составим и решим примеры

— Вот перед вами ромашка. Вам надо будет составить сложные примеры у доски. Одно из действий – умножение числа 9 в центре, а второе действие на лепестках.

-Будьте внимательны!

VI. Физминутка для глаз

VII.Самостоятельная работа

(на карточках индивидуально)

Задание: сосчитай и раскрась.

-Каждое число, полученное при решении примеров, соответствует определённому цвету.

-Будьте внимательны!

(проверка самостоятельной работы по плакату)

VIII.Геометрический материал

-А теперь поупражняемся в построении отрезков.

-Послушайте задание

Построй 2 пересекающихся отрезка.

-Длина первого отрезка – 7см, а второй отрезок – 5см

IX.Задание на дом

Задача № 14, стр.119

X. Итог урока

Вот и кончился урок

Скоро прозвенит звонок

Молодцы сегодня все вы, кто решал, и кто следил

Что сегодня повторили мы?

Оценки получили и разобрали все задания

Самостоятельно работали, решали не ленились.

И показали всем, что знания нам пригодились.


Коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу своих ограниченных возможностей, нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.

Стараюсь использовать с этой целью разнообразные методы и приёмы преподавания, привлекая красочный дидактический материал, применяя современные методы ИКТ, чем вовлекаю учащихся в практический процесс овладения предметами.

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебным предметам, наряду с другими методами и приёмами, использованием разнообразия дидактических материалов, является дидактическая игра.

Желание играть, потребность в игре у школьников с ограниченными возможностями здоровья использую и направляю в целях решения определённых учебных и воспитательных задач.

В игре удаётся привлечь внимание учащихся с ограниченными возможностями здоровья к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках в младших классах добиваюсь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя, выполняют большее число действий, упражнений, тренируются в счёте, решают задачи и т. д.

Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создаёт приподнятое настроение.

Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность учащихся, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.


Литература

1.Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М., Просвещение, 1987.

2.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе (Под ред. Воронковой В. В.), «Школа-Пресс»,1994.

3.Забрамная С. Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. М.,

«Педагогика – Прересс», 1993.

4. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. Игры и дидактические упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. «Бук – мастер»,1993.

5.Г. М. Капустина. Ф. З. Овчинникова, Н.В. Сазонова. Дидактический материал по математике для 1класса вспомогательной школы. М., «Просвещение»,1973.

6. А. И.Максаков, Г. А. Тумакова. Учите, играя М., «Просвещение» 1983.

7.В.С.Мухина.Шестилетний ребёнок в школе. М., «Просвещение» 1986.

8.С.Л. Новосёлова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М.,«Просвещение» 1985.

9. М. Н. Перова. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. М., «Просвещение» 1976.

10.М. Н. Перова. Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. М., «Просвещение»1984.

11.В.Г.Петрова. Обучение учащихся 1 -4 классов вспомогательной школы. М., «Просвещение» 1976.

12.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение» 1979.

13.Обучение во вспомогательной школе. «Просвещение».1973. Лекциипо олигофренопедагогике.

14.Харламов И. Ф. «Как активизировать учение школьников». Издательство «Народная Асвета», Минск,1975.

15. Коваль В.В. «Коррекционные игры во вспомогательной школе». Дефектология.1991г. № 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!