Детский туризм в современных условиях
Муратова Юлия Дмитриевна
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им.М. Горького», г.Красноярск, Россия
Аннотация: в статье представлены основные доказательства актуальности развития детского туризма в рамках воспитательного процесса школы.
Ключевые слова: развитие, воспитание, туризм.
Современный мир развивается с невероятной скоростью. Поэтому, чтобы успевать за стремительно развивающимся миром, необходимо обладать большим набором разнообразных навыков. Формирование всесторонне гармонично развитой личности может происходить только в деятельности, но в какой деятельности могут одновременно развиваться все или хотя бы бОльшая часть необходимых компетенций? На наш взгляд это- туристическая деятельность.
Туризм – это путешествия, которые заканчиваются возвращением к месту начала, совершаемые для отдыха и самообразования (3,4). Детский туризм – это вид туризма, направленный на формирование ценностных ориентаций, развитие личности, нравственного и физического оздоровления. (1)
В данной работе мы попытаемся представить доказательства того, что детский туризм способствует всестороннему гармоничному развитию младших школьников и формирует у них необходимые в современном мире социальные навыки.
С точки зрения педагогики, детский туризм является одним из самых эффективных средств развития личности младшего школьника, так как, кроме оздоровления и экологического воспитания, в туристической деятельности растет познавательный интерес обучающихся, формируются основные коммуникативные компетенции, а также идет процесс воспитания эстетических и патриотических качеств подрастающего поколения.
Высокий познавательный интерес – немаловажный аспект в успешном формировании личности ребенка. Детский туризм позволяет не только погрузиться в естественные науки (биологию, географию), проводя собственные исследования местной флоры и фауны, но и углубиться в историю, культуру своей страны и края, выйти за рамки школьной программы, что, конечно, поддерживает познавательный интерес и активность детей. Следует также отметить и влияние туризма на способность видеть прекрасное, гармоничное в окружающем мире, то есть на развитие эстетических качеств личности, эстетического отношения к миру.
В исследовании сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников 2017 года было проведено 7 диагностик. Результаты исследований показали, что многие обучающиеся испытывают затруднения в установлении контакта, у них слабо сформировано умение поддержать беседу, что доказывает необходимость совершествования воспитательного процесса. (2)
Туристическая деятельность в рамках детского коллектива – туристической группы детей – во многом способствует развитию именно тех важных социальных навыков, которые во многом определяют успешность жизнедеятельности человека в будущем и, конечно же, необходимы для социальной адаптации ребенка. К таким навыкам отнесем выстраивание отношений с разными людьми, ведение совместной деятельности или командной работы, взаимопомощи, стремления к сотрудничеству. Например, в активном туристическом путешествии, походе невозможно остаться одиночкой, необходимо стать частью команды, а это значит, что нужно уметь доносить свои мысли, идеи и эмоции до окружающих; понимать интересы других участников и учитывать их; уметь предлагать помощь и принимать ее; уметь договариваться, совместно решать задачи, распределять ответственность.
Выделяют множество видов детского туризма (1) по разным признакам классификации (Схема 1), из которых наиболее удобным для организации внутри школьного туристического клуба и эффективным является внутренний культурно-познавательный групповой пеший туризм. Благодаря такому виду организованных выходов младшие школьники получат возможность формирования наибольшего количества необходимых навыков.
Схема 1 Виды детского туризма
Итак, мы можем видеть, что туристическая деятельность оказывает мощное позитивное влияние на всестороннее развитие личности младшего школьника: стимулирует формирование волевых, эстетических, патриотических, творческих качеств, самооценки и самосознания ребенка, его коммуникативности и мотивационной сферы. В этом контексте мы можем отметить необходимость развития различных видов детского туризма в рамках воспитательного процесса школы.
Библиография
Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития - Студенческий научный форум
Результаты исследования исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников
Российский энциклопедический словарь "Туризм"
Толковый словарь Ожегова