Аудиовизуальный метод в обучении иностранному языку.
Преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Арушанян В.А.
Расширение деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловливают новые требования, предъявляемые к языковому образованию. Одним из условий успешного и полноценного общения является умение аудирования. Развитие этого умения, начиная с начального этапа обучения языку, способствует формированию коммуникативной компетенции. Настоящее исследование посвящено одной из самых актуальных проблем современной методики обучения иностранному языку студентов основе аудирования.
В основе будущей полноценной коммуникации на иностранном языке лежит процесс успешного формирования навыков восприятия, узнавания и понимания речи на языке изучения. Материал, предоставляемый для аудирования, служит моделью реальной языковой среды, что позволяет вовлекать студентов в речевую деятельность. Аудиовизуальные материалы обеспечивают визуальное представление о ситуации, позволяет видеть артикуляцию произносимых звуков, что облегчает процессы восприятия и понимания иноязычной речи.
Аудирование представляет собой сложную рецептивную, мыслительно-мнимическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Различают контактное и дистантное аудирование. Контактное имеет место при устном интерактивном общении, дистантное — при опосредованном слушании (радио- и телепередачи, фонозаписи, фильмы).
Интенсивное использование аудиовизуальных средств в ходе обучения позволяло обучать иностранному языку как акту коммуникации, в котором лингвистические и паралингвистические элементы являются неразрывно связанными. Аудиовизуальный метод полностью исключает использование родного языка, особенно на начальной стадии обучения, т. к. в этот период интерференция затрудняет формирование умений и навыков устного общения.
Современные технологии значительно упрощают использование на занятиях по иностранному языку аудиовизуального метода обучения аудированию. Представляется возможным просмотр не только специализированных учебных фильмов, но и игровых, которые вызывают бóльший интерес у студенческой аудитории, тем самым являясь дополнительной мотивацией для изучения иностранного языка.
Работа с аудивизуальным материалом состоит из нескольких этапов: подготовительный (работа с новым языковым материалом, обучение вероятностному прогнозированию, развитие кратковременной и словесно-логической памяти и др.), непосредственно просмотр материала и проверка уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков.
На этапе проверки уровня понимания информации наряду с закреплением новых умений и навыков возможно использовать следующие упражнения:
1) отметить верное-неверное утверждение;
2) прочесть резюме и вставить пропущенные слова, соответствующие смыслу, прослушанного материала;
3) ознакомиться с двумя-тремя заголовками к фрагменту, выбрать наиболее подходящий, прокомментировать выбор;
4) выделить смысловые части в прослушанном фрагменте, озаглавить их;
5) инсценировать прослушанный фрагмент;
6) пересказать диалог/монолог из фрагмента в форме монолога/диалога;
7) оценить просмотренный фрагмент с точки зрения его новизны, информативности;
8) обсудить проблемные вопросы, поднятые во фрагменте;
9) ответить на вопросы к фрагменту;
10) выбрать из нескольких вариантов ответов единственный верный.
Просмотр фильма завершается упражнениями, которые позволять судить об уровне полного и критического понимания аудиовизуального материала:
1) ответить на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей;
2) составить резюме/аннотацию/рецензию;
3) выделить смысловые куски и озаглавить их;
4) оценить поступки действующих лиц;
5) организовать дискуссию на основе различных оценочных суждений о материале.
Подводя итоги, стоит отметить, что аудиовизуальный метод не является заменой традиционному аудированию. На мой взгляд, использование аудиовизуального материала наряду с аудио-текстами позволит разнообразить процесс обучения слушанию речи на иностранном языке и будет способствовать развитию аудитивных навыков как с учетом паралингвистических факторов, так и без. Использование при обучении игровых фильмов представляет собой дополнительную мотивацию для изучения иностранного языка и способствует своего рода популяризации языка в студенческой среде, не связанной с профессиональным изучением языка.
Литература:
Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 4-е изд., стереотипное. — Москва: Академия, 2007. — 336 с.
Елухина, Н. В. Средства обучения иностранному языку. — М.: [Б.и.], 1982. — 80 с.