СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность по литературе, как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. Они должны не только давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением отдельного предмета сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. 

                

Просмотр содержимого документа
«Статья "«Внеурочная (предметная) деятельность по литературе, как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».»

Стафеева Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

высшей кв. категории,

МКОУ « Вновь-Юрмытская СОШ»,

С.Вновь-Юрмытское, Талицкого района,

Свердловской области

Доклад

Тема: «Внеурочная (предметная) деятельность по литературе, как инновационная составляющая ФГОС второго поколения».

Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям. Они должны не только давать детям знания, умения, навыки, связанные с изучением отдельного предмета сколько предоставлять возможности каждому проявить свои способности реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро меняющихся условиях. С целью разностороннего развития личности в общеобразовательных учреждениях была введена внеурочная деятельность, которая реализуется в разных направлениях

В стандартах второго поколения идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является

- формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Большая роль здесь отводится внеурочной деятельности. Почему мы заинтересованы в организации ВД? Наша заинтересованность и объясняется ориентацией на новые образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся.

В Пункте 13 раздела III «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» говорится, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации.

Задачи внеурочной деятельности:

 Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся

 Улучшить условия для развития ребенка

 Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных). Различают три уровня воспитательных результатов.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний, т.е. социально-значимые знания, которые планируется передать детям; приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) (Достигается во взаимодействии со взрослым (педагогом).

Второй уровень результатов – получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также социально значимые отношения, которые планируется у них развивать; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. (Достигается в дружественной детской среде коллективе).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, т.е. тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать. (Достигается во взаимодействии с социальными субъектами).

Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.

Внеурочная деятельность обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

В свою очередь три уровня воспитательных результатов мы можем сформировать только тогда, когда занятия внеурочной деятельностью будут ориентированы на формирование УУД. Внеурочная деятельность будет способствовать формированию УУД в том случае, если педагог использует современные образовательные технологии и разнообразные формы сотрудничества.

Замечено, что потребность учащихся в творчестве и самовыражении реализуется полнее, если внеурочная деятельность является органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в своей практике я не ограниваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся, а организую и различные формы внеклассной деятельности.

Внеклассная работа помогает тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую и коммуникативную компетентности, способствует духовно-нравственному воспитанию.

Внеурочная деятельность по литературе 

Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.

Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.

Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Цели и задачи внеурочной работы по литературе.

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1.Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

2.Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3.Повышение общей языковой культуры;

4.Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5.Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;

6.Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

7.Воспитание коммуникативной культуры школьников;

8.Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

9.Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

Виды и формы внеурочной работы по литературе.

По времени действия виды внеурочной работы делятся на:

А) постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени. Этим занимаются кружководы.

Б) эпизодические – утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью). Этим занимаются уже учителя литературы.

По количественному составу участников виды внеурочной работы делятся на:

1.массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия;

2.групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы); 3.индивидуальные (консультации). По степени активности участников внеурочного мероприятия:1.активен каждый участник;2.активна группа участников;3.активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.

1. Викторина.

По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения: - устные, - письменные.

В зависимости от предлагаемого материала: - тематические, - нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо разных.

2. Лингвистические и литературные конкурсы.

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено».

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.

3. Конференции.

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

Мною проводились конференции, посвященные жизни и творчеству поэтов «серебряного века», Л.Н.Толстого и его роману«Война и мир».

Разновидностями конференций можно считать следующие:

Чтение и обсуждение докладов на заданную тему, подготовленных под руководством учителя.

Театрализованные представления по сценарию, написанному по книгам о жизни писателей, ученых-лингвистов или представляющему собой иносказательные истории о тех или иных лингвистических явлениях.

Смешанный вид проведения конференций, на которой могут быть использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу чтения этих докладов.

4. Конкурс литературных газет.

Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:

1.Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.

2.Развитие художественного, эстетического вкуса.

3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.

Исходя из задач конкурса определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения лучших исполнителей:

Соответствие содержания газеты теме, т.е. сведения, помещенные в газете, не должны быть общими сведениями о языке или же, наоборот, представлять собой незначительные частные заявления по той же теме.

Научно-популярное изложение материала. Содержание газеты должно быть передано в интересной форме, т.е. отражать творчество учащихся – передачу своими словами отобранных из специальной литературы фактов языка или литературы на заданную тему.

Художественное оформление (красочность, наличие рисунков, соблюдение рамок, аккуратное написание заголовков, текстов используемых в стенгазете жанров, а также списка фамилий с инициалами членов редколлегии, участвующих в подборе материала и оформлении газеты; четкое указание цифры и буквы класса).

Оригинальность названия (в соответствии с предложенной тематикой).

Объем – 1 лист ватмана.

5.Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Выделяются устные журналы двух типов:

1.Тематические, если они отражают одну конкретную тему, один вопрос. 2.Обзорные, если в них затрагиваются самые разные вопросы, посвященные культуре речи, обзору художественной литературы и популярных книг о языке.

Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того, эта форма внеурочной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной.

6. КВН.

В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.

7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные, балы литературных героев.

Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:

Литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.

Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

Во внеурочной деятельности по литературе особое место занимают балы литературных героев, в которых выражается творческий потенциал всех учащихся независимо от качества знаний. Дети танцуют, декламируют стихи, участвуют в инсценировках.

8. Дни, Недели русского языка и литературы.

Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка и литературы.

День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.

Подготовка Дня, Недели, ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.

9. Проектная деятельность.

Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

10. Олимпиады

Задачи:

-повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы; - выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала ; -повысить общекультурный уровень учащихся; - вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности; - развить творческие способности учащихся; - пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову; - выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.



Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учениками является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие требования к учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Специфика условий работы в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся) накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:

  • добровольное участие школьников в мероприятиях

  • комфортность ( мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся время и в удобной форме.

Задача педагога, –  помочь детям увидеть и понять красоту мира, развить у них образное видение окружающей действительности, воспитать интерес к слову, интерес к предметам, которые я преподаю.

Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия являются жизненно необходимыми в школе, так как:

  • соблюдается принцип равного права всех учеников – как хорошо успевающих, так и слабо подготовленных – на участие в мероприятии

  • соблюдается принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность учащихся во время подготовки и осуществления того или иного внеурочного занятия

  • соблюдается принцип занимательности, так как он находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных дел, методов и приёмов работы.     

Во время проведения внеклассных мероприятий дети ведут себя непринуждённо в работе, так как перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорит учитель в ходе занятий. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большой заинтересованности школьников в работе. На внеклассных мероприятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества ребят. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, вызывает у учеников естественное желание узнать как можно больше нового из области русского языка и литературы.

Над вышеизложенной темой я работаю с первого года моей педагогической деятельности. Есть определённые успехи, победы. Но всё время нахожусь в творческом поиске и на достигнутом не останавливаюсь. С моими учениками принимаем участие в литературных, поэтических, творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.

Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать им преодолевать трудности в изучении предмета, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела.  

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для учителей естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, внеурочная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

Считаю, что внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!