СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная статья даёт информацию о моей работе с одарёнными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика"»

Статья: «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика».

Я, Зотова Виктория Владимировна, работаю учителем истории и обществознания и права в МКОУ СОШ № 12 г. Лиски Воронежской области с 1993 года. Мой педагогический стаж составляет 22 года. Имею высшее образование. Имею высшую квалификационную категорию.

Цель моей деятельности - Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках и во внеурочное время.

Я считаю, что сегодня современный молодой человек должен понимать, что ему предстоит участвовать в формировании российского общества, государства, которое будет способно обеспечить своим гражданам демократические права и свободы. Но наши дети живут в условиях всё возрастающего потока информации, который зачастую несёт западное влияние: смотрят западные фильмы, играют в иностранные компьютерные игры, предпочитают заграничную одежду, предметы быта, мечтают уехать за границу. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств как агрессивность, индивидуализм, равнодушие, эгоизм. И как результат этого - дети плохо знают своих предков, русские сказки, песни. У молодых людей меняются идеалы, страдает их нравственность.

Поэтому, духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В настоящее время  необходимо целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

И поэтому в настоящее время в педагогической практике очень актуальной становится тема приобщения детей к национальной культуре: к её историческому прошлому, к русской культуре. Именно сейчас особенно важно и необходимо воспитывать в молодёжи такие качества как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании» РФ. И если идти по пути приобщения к народному творчеству наших детей, то можно развивать не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • Дать учащимся качественное образование по истории и  обществознанию

  • Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося.

  • Воспитать трудолюбие, сознательное, творческое отношение к труду и жизни, подготовить к сознательному выбору профессии.

  • Воспитать ответственность и компетентность.

  • Воспитать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Для достижения поставленных задач сформулировала для себя следующие принципы работы учителя:

  • Стараюсь быть для ребят источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с той или иной задачей.

  • Стараюсь чувствовать эмоции, настрой класса и принимать его.

  • Делаю установки на лучшие качества ребёнка.

  • Стараюсь проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов.

В своей работе использую различные современные образовательные технологии гуманитарно-ориентированной направленности, при которых востребовались бы личностные качества ученика- стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность.

    1. Инфорационно-коммуникативные

    2. проектно-исследовательские, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

    3. технологии проблемного обучения

    4. игровые технологии

    5. здоровьесберегающие - сохранение здоровья за период обучения в школе.


Один из путей решения поставленной цели - это внеурочная деятельность.

Она помогает формированию мировоззрения учащихся. Воспитывать чувство патриотизма, содействовать выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения, происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

Деятельность школьного музея в создании системы духовно-нравственного воспитания принадлежит важная роль. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

С 2006 г. в школе работает музей «Русская изба», создателем и руководителем которого я являюсь.

 Воспитание патриотизма, одной из составляющей духовно-нравственного воспитания – сложный и многогранный процесс, успех которого во многом зависит от того, насколько удалось привнести в душу ребенка уважение к прошлому и настоящему своей Родины. А любовь к Родине начинается с любви к родному дому, с интереса к истории своего края. Именно поэтому большое место во внеклассной работе отвожу исследовательской деятельности учащихся с опорой на краеведческий материал. Ситуация поиска очень увлекает детей, они с удовольствием включаются в работу по сбору информации. За эти годы собрано немало материала по краеведению. Учащиеся нашей школы пишут исследовательские работы и рефераты на такие темы как «Архитектурные памятники прошлого», «Выдающиеся личности в истории», «Культура и быт Руси». «История становления и развития православия в нашем государстве», «Медаль в моей семье», «Моя родословная», «Моя Школа»….С ребятами много путешествуем по историческим местам нашей области (военно-исторические музеи г. Воронежа, усадьба Веневитиновых, дворец принцессы Ольденбургской (г. Рамонь), музей школы-интерната им. М. Шолохова; совершаем туристические походы с учащимися старших классов с целью изучения родного края.     Комплексная деятельность детей помогает активному, целенаправленному формированию духовных интересов, интеллектуальных потребностей, своей деятельностью умножать красоту окружающего мира и воспитывать патриотизм, гражданственность. Таким образом, музей способствует формированию чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одно из направлений моей деятельности - это работа с одарёнными детьми. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Как отмечает Ю.З. Гильбух, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Применительно к одаренным детям теоретически можно выделить многочисленные разновидности программ, которые представляют собой различные комбинации образовательных и развивающих систем. Однако на самом деле образовательно-развивающих программ существует значительно меньше, чем это можно было бы представить. Это связано как с трудоемкостью работ по созданию таких программ, так и с проблемами их воплощения в практику обучения. Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка.

Я являюсь учителем Михайлова Кирилла. Я работаю в этом классе с того момента, когда ребята пришли в 6 класс. Кирилл всегда учился хорошо, отдавая предпочтение предметам гуманитарного цикла. Но особенно его заинтересованность проявилась в девятом классе, когда он стал победителем районных олимпиад по истории, обществу и праву. Мы готовились к этим олимпиадам и результат нас порадовал. Каждый год он становился победителем районных олимпиад по истории, обществознанию, праву. Затем последовали областные этапы олимпиад.Он стал призёром областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Сегодня Кирилл добился успеха, участвуя в Лиге успеха (победитель, денежная премия), получает губернаторскую стипендию; на зимних каникулах был в детском лагере, где в течение 10 дней по специальной программе занимался английским языком и изучал бизнес. Как итог занятий - получил контракт на работу с «Искрой» - детской общественной организацией, которая выделила средства для реализации его собственного проекта. Уже сейчас видны его лидерские качества, целеустремлённость, движение к поставленной цели. Затем последовали заочные олимпиады, которые проводились МГУ «Покори Воробьёвы горы», С-ПбГУ. Кирилл был отобран из числа большого количества претендентов для участия в очном туре олимпиады по обществознанию и истории. Я занимаюсь с Кириллом по индивидуальной программе, которая была мною составлена с учётом его способностей. Мы поставили для себя очень значимые цели, которые на сегодняшний день успешно достигнуты.

Вот список его достижений лишь за последний учебный год (2014-2015)-олимпиады проходили очно в разных городах:

1. Олимпиада РАНХиГС по обществознанию- 59 баллов (призёр III степени) 06.02.2015

2. Олимпиада "Государственный аудит" (МГУ)- 79 баллов (победитель) 15.03.2015

3. Олимпиада МГИМО по обществознанию- 63 балла (участник) 14.03.2015

4. Олимпиада "Ломоносов" по обществознанию (МГУ)- 69 баллов (призёр III степени) 28.02.2015

5. Олимпиада "Ломоносов" по праву (МГУ)- 62 балла (абсолютный победитель) 01.03.2015

6. Олимпиада "Покори Воробьёвы горы!" по обществознанию (МГУ)- 83 балла (призёр II степени) 17.03.2015

7. Олимпиада "Высшая проба" по истории (ВШЭ) -72 балла (призёр III степени) 18.02.2015

8. Олимпиада МГЮА им. Кутафина по праву- 77 баллов (призёр II степени) 22.03.2015

9. Олимпиада СПбГУ по обществознанию- 71 балл (призёр III степени) 18.03.2015

10. Всероссийская олимпиада школьников по праву- 135 баллов (призёр)- 05.04.2015-11.04.2015 Нижний Новгород.


Именно последняя Всероссийская олимпиада школьников, где Кирилл стал призёром, дала ему право поступить на бюджетное обучение в один из лучших вузов страны-МГУ на юридический факультет.


В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. 

В 2013-2014 учебном году я и Михайлов Кирилл были приглашены на заключительный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся XXXIII-й Всероссийской конференции обучающихся «Юность, Наука, Культура», которая проходила в Москве в апреле 2014 года. Там Кирилл выступал с научно-исследовательским проектом по социологии, который был реализован в нашей школе. За эту работу он был удостоен диплома II степени.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!