СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Понятие святоотеческой традиции в системе духовно-нравственного воспитания школьников"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье ставится задача показать необходимость внедрения святоотеческой педагогической традиции в систему духовно-нравственного воспитания школьников. Под святоотеческой традицией в статье понимается литературное, богословское и аскетическое наследие отцов и учителей Церкви IV-VIII веков, а также труды русских старцев XIX века. В работе затронута проблема  духовного состояния современной молодежи, сделана попытка выявить основные источники проблемы духовно-нравственного, гражданского воспитания школьников,  и предложены педагогические рекомендации для возможного их решения.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Понятие святоотеческой традиции в системе духовно-нравственного воспитания школьников"»

Ольга Николаевна Гаврилова

(Россия, г. Липецк)

ПОНЯТИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье ставится задача показать необходимость внедрения святоотеческой педагогической традиции в систему духовно-нравственного воспитания школьников. Под святоотеческой традицией в статье понимается литературное, богословское и аскетическое наследие отцов и учителей Церкви IV-VIII веков, а также труды русских старцев XIX века. В работе затронута проблема духовного состояния современной молодежи, сделана попытка выявить основные источники проблемы духовно-нравственного, гражданского воспитания школьников, и предложены педагогические рекомендации для возможного их решения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, система ценностей, становление личности, Православие и молодежь.

OLGA NIKOLAEVNA GAVRILOVA

(Russia, Lipetsk)

THE CONCEPT OF PATRISTIC TRADITION IN SPIRITUAL AND 

MORAL UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN

In the article, a problem of showing the need of implementation of the patristic pedagogical tradition into the spiritual and moral upbringing of schoolchildren is set. In this article the patristic tradition is understood as theological and ascetic heritage of Holy Fathers and Masters of the Church of the 4-8th centuries and works of Russian spiritual elders of the 19th century. In this work the spiritual condition of today's youth is being discussed, besides, an attempt is made to identify the main sources of the problem of spiritually-moral, civil education in schools, and pedagogical recommendations for possible solutions are offered.

Keywords: spiritual and moral upbringing, system of values, development of personality, Orthodoxy and youth.

Во все времена вопросы воспитания детей и юношества занимали особое значение. В святоотеческом наследии находятся благодатные наставления о том, что святость и праведность являются истинными жизненными идеалами, и поэтому воспитание подрастающего поколения необходимо начинать именно с этого — с формирования правильного отношения к значимости жизни, как бесценного и драгоценного времени. Серьезной проблемой нашего времени стал так называемый «кризис духовности». Коренным образом меняются жизненные ценности, на первое время воздвигается культ денег и насилия. К большому сожалению, даже средства массовой информации пропагандируют безнравственность и вседозволенность. Многие дети растут в неполных семьях, поэтому авторитетом для ребенка становится не мужественный и добрый отец, а какой-нибудь «крутой» герой очередного телевизионного боевика. К сожалению, в современной подростковой среде происходит нарастание индивидуализма, противопоставления себя другим людям.

В условиях осознания и попыток преодоления многочисленных негативных последствий коренной перестройки общественной жизни, заимствования западного образа жизни в целом и западной модели семьи и воспитания детей в частности, проблеме духовно-нравственного воспитания школьников должно уделяться особое внимание. Этой теме посвящены многочисленные исследования и практическая деятельность педагогов. Результатом их усилий стало то, что в последние годы в нашей стране начинает восстанавливаться система духовно-нравственного воспитания, основанная на традиционных национальных, культурных и религиозных ценностях. Открываются новые православные учебные заведения, в общеобразовательный курс введена традиционная русская православная культура, начали появляться кафедры теологии в университетах. Эти процессы делают особенно актуальными и востребованными теоретические поиски и исследования в сфере духовно-нравственного воспитания в целях обоснования теоретических подходов к пониманию духовности и нравственности, выявления социально-педагогических условий их наиболее успешной реализации и определения технологий духовно-нравственного воспитания. Эта работа требует тщательного изучения теоретического и практического опыта духовно-нравственного воспитания, который был накоплен святыми отцами и учителями Православной Церкви за два тысячелетия ее существования. Однако сегодня веками накопленный в трудах отцов Церкви педагогический материал не находит достаточно полного выражения в практике, поэтому задачей педагога является методически приспособить и задействовать этот нравоучительный потенциал для урока.

Под святоотеческой традицией понимается богословская и аскетическая традиция, сформированная и зафиксированная в трудах святых отцов – богословов и подвижников, прежде всего IV-VIII вв. Проблема использования святоотеческого наследия в педагогике требует основательного и разнопланового анализа. Сформировать у школьника правильное отношение к миру возможно, если опираться на определенную систему ценностей. В содержании образования заложен большой пласт ценностей - Бог, истина, добро, любовь, красота и другие. И именно эти ценности в перспективе должны лечь в основу содержания образования. Святоотеческая литература нацелена на формирование внутреннего человека, ядра личности; рассчитана на любой возраст – физический и духовный; основана на личном духовном опыте, поэтому может быть использована в индивидуальной работе с учащимися; не подвержена идеологическим колебаниям; обращена к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу, душе. Святоотеческое наследие показывает разнообразные пути и формы духовной жизни, и доступно людям с любым духовным опытом. В педагогическом плане святоотеческая литература представляет собой своеобразную пошаговую методику самоуглубления и самопознания, дает определение негативных сторон собственной личности и указание, как бороться с этим негативом в себе, как постепенно изменять себя в лучшую сторону. 

Изучение возможностей использования святоотеческого наследия в современной системе воспитания является весьма перспективным. По своей сути святоотеческое наследие является целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующим быть состоянии. В святоотеческой литературе дается типология добродетелей и страстей; в совокупности содержащихся в нем идей она является универсальным методологическим ключом к осмыслению и решению важных педагогических проблем и, прежде всего, проблем духовно-нравственного воспитания.

Сегодня воспитание более консервативно и архаично, нежели процесс обучения. В обучение более оперативно и энергично внедряются новые средства, технологии, каналы информации, более мобильно обновляется содержание образования (стандарты, учебные планы, учебные пособия).  А в воспитании инновационных идей значительно меньше, хотя появились новые воспитательные концепции и технологии. Отсутствует общепризнанная теория воспитания. Воспитательные концепции провозглашают свою ориентацию на личность, декларируют свой не авторитарный, гуманистический характер, но коренных изменений в воспитании не происходит. Анализируя статистику, материал, предоставляемый СМИ можно сделать определенные выводы о том, что у многих людей складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом нравственных норм, о том, что изменения в сфере морали достигли той критической точки, за которой грядет духовное перерождение личности. Сегодня понятия морали и нравственности, по мнению ряда подростков приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех. Некоторые согласны с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном оттого, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается другая часть молодежи, но далеко не подавляющее большинство уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными. Важно также отношение старшего поколения и молодежи к возможности «перешагнуть» нравственные нормы и запреты. Некоторые молодые люди признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезному пересмотру ценностей. В результате большинство выпускников сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживается меньшее количество молодежи. Моральное «отставание» молодежи очевидно, среди старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников устойчивости морального устава. Некоторые подростки признают православие основой русской культуры. Большинство подростков не согласны с тем, что будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что таково мнение подростков в возрасте от пятнадцати лет, и они являются будущим нашего общества. Скорее всего, общество массового атеизма осталось позади, современная молодежь обращена к духовной жизни, а численность верующих людей составляет большинство молодежи. Православие «спасает, не дает человеку опуститься» (таково мнение многих старших школьников).

На основании вышеизложенного, можно порекомендовать следующее: больше принимать участие в тематических творческих конкурсах духовно-нравственной направленности; используя современные ИКТ, проводить вебинары, телемосты между образовательными школами и православными гимназиями (не только в регионе, но и за его пределами); изучать духовно-нравственную литературу; организовывать тематические вечера (литературно-музыкальные гостиные) с родителями, совместно с родителями и учащимися, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры. Следует помнить, что цель этих и других мероприятий не получение какого-то «духовного наслаждения» или утверждение в своей праведности или превосходном знании «созерцательного» состояния, но и получение помощи в продвижении по тропе добродетелей.

Безусловно, интерес к духовной стороне жизни в молодежной среде в настоящее время усиливается. Важно в воспитании детей обратиться именно к православным традициям, использовать богатейший святоотеческий опыт формирования личности. Одна из важных задач, которая напрямую влияет на воспитание духовно-нравственной личности школьников — это преподавание в школах предметов, формирующих православное мировоззрение и систему духовных традиционных ценностей (учебно-методические комплексы «Православная культура»,  «Нравственные основы семейной жизни», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» т.д.). Данные предметы востребованы многими участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и родителями. То наследие, которое досталось нам от наших великих и прославленных предков, важно использовать в работе с подрастающим поколением. Имена ряда героев у нас постоянно на слуху. Это князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков и другие. И, надо заметить, жизнь этих людей была неразрывна связана с православной верой, с готовностью жертвовать собой ради других. Именно поэтому все перечисленные выше люди теперь не только исторические личности, но и православные святые. Такое направление в образовании открывает перспективы развития духовно-ориентированной педагогики, которая способна привить современной молодежи святоотеческое наследие и сформировать четкое понимание своей национальной идентичности. Роль образования заключается в том, чтобы дать обществу цельное представление о человеке на базисе духовного мировоззрения. Недаром святитель Тихон Задонский писал: «Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил». Это необходимый шаг в преодолении духовного кризиса подрастающего поколения.







Литература:

  1. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило веры, 2002.

  2. Кураев А. Все ли равно, как верить. Клин, 2004.

  3. Начала христианской психологии. Уч. пособие для вузов. Братусь Б.С., Воейков В.Л. и др. М., 2006.

  4. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформы 1990 – 1993 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой ст. кандидата пед. наук. М., 1994.

  5. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы: Опыт социологического исследования. М., 2001.

  6. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия.// Сочинения в двух томах.Т.1. М., 1990.

  7. Фролов И.Т. Современное состояние и перспективы человековедения./Человек, 1994.

  8. Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика: учеб. пособие. М.: Про-пресс, 2001.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!