СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Проблема учебных действий в науке и практике"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поясняет понятия "учебные действия" и "виды учебных действий" с точки зрения педагогики и психологии,

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Проблема учебных действий в науке и практике"»

Е.Н.Лудцева,

Учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия № 2 »,

Алтайский край, г.Бийск

Проблема учебных действий в науке и практике

Действие (в психологии) – это произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего.

В терминологии А.А.Ухтомского «действие есть прижизненно построенный функциональный орган, обладающий собственной биодинамической чувственной и аффективной тканью».

С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев рассматривали «действие» в качестве исходной единицы «клеточки» человеческой деятельности, неразвитого начала развитого целого, всего психологического анализа.

М.В.Гамезо понятие «действие» определил так: «Действие – это относительно законченный элемент деятельности на достижение определенной цели и подчиненной общему мотиву деятельности».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что понятие «действие» неоднозначно.

Учебные действия – это элементы учебной деятельности, которые отвечают на вопрос: как сделать что-то (прочитать, выделить, подчеркнуть и т.д.)

В теории деятельности А.Н.Леонтьев писал: «существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие превращается в деятельность…Именно этим путём и рождаются новые деятельности, возникают новые отношения к действительности».

Любая деятельность состоит из действий и иначе, чем через них, она невозможна, тогда как сами действия могут существовать вне деятельности.

Проблемой учебных действий и их формирования занимались многие ученые: С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, А.В.Петровский, Л.Д.Столяренко, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, М.В.Гамезо, В.В.Давыдов, В.Казанская, М.В.Матюхина и многие другие.

По мнению Д.К.Эльконина: «Учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы формировать образец усваиваемого действия и воспроизводить образец».

В.Казанская считает, что «учебные действия – это способы учебной деятельности (акты активности субъекта), составляющие её операционную часть».

Учебные действия могут рассматриваться с разных позиций. Так, например, В.Казанская выделяет следующие виды учебных действий:

1) Практические (физические, материальные) – это последовательные акты, необходимые для преобразования задачи

2) Идеальные (умственные, внутренние) – действия, которые школьник совершает в уме. Это происходит, когда он наблюдает за определенными свойствами предметов или пытается их выделить (перцептивные и сенсорные действия), находит опорные слова для лучшего запоминания, составляет схемы, определяет главное и второстепенное (мнемические и мыслительные действия), придумывает заголовки к прочитанным текстам (вербальные действия) и т. д.

Практические действия переходят в идеальные, то есть интериоризируются. Идеальные же проявляются вовне как знания, навыки, привычки – экстериоризируются.

И.А.Зимняя представляет следующую классификацию:

  1. С позиции субъекта деятельности: действия целеполагания, программирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его.

  2. С позиции предмета учебной деятельности: преобразующие, исследовательские действия.

    • Преобразующие действия могут быть двух планов: учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале; учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения.

    • Исследовательско – воспроизводящие действия, по В.В.Давыдову, направлены на содержательное обобщение и служат для учащегося способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления, внутреннего единства этого целого».

  3. В соотнесенности с психической деятельностью обучающихся выделяют: мыслительные, перцептивные, мнемические действия, то есть интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта. Каждое из них распадается на более мелкие действия (операции). Так, мыслительные действия включают в себя сравнение, анализ, синтез и т.д.; перцептивные действия – опознание, идентификацию и т.д.; мнемические действия – запечатлевание, фильтрацию информации, её структурирование, сохранение, актуализацию и т.д.

  4. По продуктивности и репродуктивности:

    • действия, которые по их функциональному назначению выполняются по заданным

    • способам, всегда репродуктивны, например, исполнительские;

    • действия, направленные на создание нового, например, целеобразования, продуктивны;

    • действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми, и другими (например, действия контроля).

Все действия, входящие в деятельность учения, Н.Ф.Талызина делит на 2 класса:

  1. Общие используются в разных областях, при работе с разными знаниями (например, умение планировать, умение запоминать);

  2. Специфические отражают особенности изучаемого предмета и поэтому используются в пределах данной области знаний (например, звуковой анализ, сложение).

В психологической литературе существует множество других классификаций учебных действий.

Для успешной учебной деятельности важны автоматизированные способы выполнения действий – навыки (операции, которые часто повторяются, автоматизируются).

Автоматизированность приёмов обеспечивает творческий, сознательный процесс выполнения деятельности в целом. На первых порах учащийся знакомится с приёмами выполнения действия, осмысливает каждый элемент, медленно переходит от одного элемента к другому, внимание его очень напряжено, контроль за результатами ослаблен. По мере выработки навыка устраняются лишние, ненужные движения, отдельные движения сливаются в одно сложное, сознание все больше направляется не на способы действия, а на результаты; операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, самоконтроль улучшается.

Для того чтобы успешно выполнять учебную деятельность в соответствии с поставленной целью, самостоятельно добывать и применять знания на практике, необходимо сознательное использование имеющихся знаний и навыков, то есть умений. Круг умений, которыми должен овладеть учащийся, очень велик.

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно выявить у учащихся уровень сформированности различных учебных действий. Учитель должен уметь применять те из них, которые, на его взгляд, считаются наиболее эффективными.

Используемая литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М: Логос, 2002. – 384с.

2. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.Казанская.-СПб: Питер, 2003.- 366с.: илл.- (Серия «краткий курс»)

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издат.центр «Академия», 1998. – 288с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей