Использование оценочных листов
на уроке математики
В своей педагогической практике широко использую оценочные листы.
Для проведения уроков, при изучении нового материала, разрабатываю сама и использую рабочие и оценочные листы из опыта работы других учителей. В рабочем листе дается алгоритм выполнения заданий, поэтому каждому ученику в классе дана возможность проявить себя. Учащиеся могут работать самостоятельно или в парах. Таким образом, создаётся ситуация успеха на уроке. Оценочный лист позволяет провести самооценку ( таблица№1)
Напротив каждого задания учащийся ставит знак: плюс или минус.
если работал полностью самостоятельно, «+» -
если получал консультацию по выполнению работы и «+, -»
если совсем не разобрался в решении. «-»
Критерии оценки предлагаются учителем в начале урока, оценки за работу выставляются при подведении итогов, в соответствии с данными критериями.
Таблица №1 Оценочный лист урока.
Фамилия имя |
Практическая работа | Исследовательская работа | Проверочная работа | Оценка |
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | №1081 | №1083 | Дополн. | |
| | | | | | | | | | | |
При закреплении нового материала на втором уроке после изучения новой темы, также продолжаю развивать самооценку учащихся. В таблице №2 приведен пример оценочного листа по теме «Четные функции» в 9 классе.
Таблица №2 Оценочный лист урока.
Фамилия имя |
Работа с графиками функций | Определение четности функции по формуле | Проверочная работа | Оценка |
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | | | |
| | | | | | | | | | | |
На уроках закрепления материала, при подготовке к контрольной работе, с целью выявления степени усвоения конкретного материала по теме использую оценочные листы, приведенные в таблице №3.
В данную таблицу учащиеся записывают задания по той или иной теме. После анализа данных видно:
какая часть темы не усвоена и на что необходимо обратить внимание при подготовке учащихся.
какая группа учеников хорошо усвоили материал и могут выступать на уроке в роли консультантов
какая группа учеников нуждается в помощи учителя или консультанта.
Таблица №3 Оценочный лист урока.
Фамилия имя |
Эти задания решу самостоятельно | При решении этих заданий нужна помощь |
| |
На уроках итоговых уроках использую оценочные таблицы, которые служат для оценивания знаний учащихся во время проведения обобщающих уроков по темам.
В таблице №4, приведен пример оценочной таблицы которая, применялась в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия». С помощью таблицы учащиеся смогли оценить себя при разноуровневом решении заданий, тестовой работе, теоретических вопросах.
Таблице №4 . Оценочная таблица
ФИ |
| Класстер | Устный счёт | Задание №1 | Легенда о шахматах | Задача по уровням | с/р | Итог |
№2 | №3 | №4 |
+,- | | | | | | | | | |
Таблица №5 использовалась при проведении обобщающего урока по теме «Арифметическая прогрессия». Учащиеся оценивали себя по теоретическим вопросам, решении кроссворда с выполнением заданий, решении заданий с выбором ответа.
После заполнения этих таблиц очень легко сам ребенок может обнаружить свои пробелы, сам увидеть свои ошибки и недочеты в работе.
Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике. Одной и той же таблицей можно пользоваться в течение пяти уроков.
Карта промежуточного контроля представлена в таблице №6, применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме: «Неравенства и уравнения второй степени». Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения данной темы. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицам. Подобные карты можно использовать при работе с каждой темой по алгебре и геометрии.
Таблица №6 Карта промежуточного контроля
| Решение неравенств с помощью параболы №1, №2 | Метод интервалов №3 | Решение уравнений разложением на множители №4 | Биквадратные уравнения №5 | Решение уравнений с параметрами №6 | Нахождение области определения функции №7 |
Решаю сам | | | | | | |
Решаю с помощью | | | | | | |
Не умею решать | | | | | | |
Итоговый оценочный лист (таблица№7) является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка. Данная таблица является итоговой, используется для анализа самостоятельных и контрольных работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана.
Таблица №7 Результативность самостоятельной работы
учащихся ….. класса по теме «Сравнение чисел»
(оценочный лист -1/ зачет – 1)
ФИ | Уметь сравнивать действительные числа | Уметь оценивать величины | Уметь решать неравенство | Уметь решать системы неравенств. | Уметь записывать приближенные величины | Уметь решать двойные неравенства. | Уметь решать нестандартные задания. | Отметка
|
.Боярко Е. | + + + | + / + | + / + | + / + | + + + | + + + | / / / | 4 3 4 |
Ботнару К. | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + / + | 5 4 5 |
Галлямова К. | + / + | + + + | + / + | + + + | + + + | + / + | + + / | 5 3 4 |
Вотяков Р. | + / + | + / / | + / + | + - + | + / / | + / + | - - - | 4 2 3 |
Иордан Л. | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + / + | 5 4 5 |
Зырянова А. | + + + | + + + | / / / | + + / | + + / | / + + | / / - | 4 4 3 |
Малахова А. | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | 5 5 5 |
Тяглый Е. | + + + | + + + | + / + | + / + | + + + | + / / | / / / | 4 4 4 |
Чемезова П. | + + + | + + + | + + + | + + + | + / + | + + + | + + + | 5 4 5 |
Горин М | + / + | / / / | / / / | + / + | + / + | + / - | / - - | 4 3 3 |
Примечание:
1. Самооценка (при самоконтроле по выполнению оценочного листа)
2. Оценка учителя (контроль выполнения оценочного листа)
3. Оценка при сдачи зачёта.
«+» - владеет (владею)
«/» - частично владеет (частично владею)
«-» - не владеет (не владею)
Рабочая карта урока (таблица №8) может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений.
Правила работы с картой:
1) В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на этапе.
2) В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.
3) При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.
Таблица №8.
Рабочая карта урока
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности) Ф.И. учащегося: |
Этапы урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ИТОГО: |
Название этапа урока | | | | | | | | |
Количество баллов | | | | | | | | |
Карточка достижений (таблица №9) заполняется в конце каждого урока ребенком, самостоятельно. После заполнения карты достижений учащийся сам обнаружит пробелы в работе. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Мы пытаемся подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью.
Таким образом, педагог должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку.
Таблица №9 Карточка достижений
ФИО | Понравился ли тебе урок? | Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке? | Понравилась ли тебе практическая часть урока? | Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни? | Что бы ты изменил, привнес в урок? | Как я сегодня работал на уроке, самооценка. |
| | | | | | |