СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "Использование оценочных листов на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике. Одной и той же таблицей можно пользоваться в течение пяти уроков.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Использование оценочных листов на уроках математики"»

Использование оценочных листов

на уроке математики

В своей педагогической практике широко использую оценочные листы.

Для проведения уроков, при изучении нового материала, разрабатываю сама и использую рабочие и оценочные листы из опыта работы других учителей. В рабочем листе дается алгоритм выполнения заданий, поэтому каждому ученику в классе дана возможность проявить себя. Учащиеся могут работать самостоятельно или в парах. Таким образом, создаётся ситуация успеха на уроке. Оценочный лист позволяет провести самооценку ( таблица№1)

Напротив каждого задания учащийся ставит знак: плюс или минус.

  • если работал полностью самостоятельно, «+» -

  • если получал консультацию по выполнению работы и «+, -»

  • если совсем не разобрался в решении. «-»

Критерии оценки предлагаются учителем в начале урока, оценки за работу выставляются при подведении итогов, в соответствии с данными критериями.


Таблица №1 Оценочный лист урока.

Фамилия имя


Практическая

работа

Исследовательская работа

Проверочная работа

Оценка

1

2

1

2

3

4

5

6

№1081

№1083

Дополн.















При закреплении нового материала на втором уроке после изучения новой темы, также продолжаю развивать самооценку учащихся. В таблице №2 приведен пример оценочного листа по теме «Четные функции» в 9 классе.

Таблица №2 Оценочный лист урока.

Фамилия имя


Работа с графиками функций

Определение четности функции

по формуле

Проверочная работа

Оценка

1

2

1

2

3

4

5

6




















На уроках закрепления материала, при подготовке к контрольной работе, с целью выявления степени усвоения конкретного материала по теме использую оценочные листы, приведенные в таблице №3.

В данную таблицу учащиеся записывают задания по той или иной теме. После анализа данных видно:

  • какая часть темы не усвоена и на что необходимо обратить внимание при подготовке учащихся.

  • какая группа учеников хорошо усвоили материал и могут выступать на уроке в роли консультантов

  • какая группа учеников нуждается в помощи учителя или консультанта.

Таблица №3 Оценочный лист урока.

Фамилия

имя

Эти задания решу самостоятельно

При решении этих заданий

нужна помощь





На уроках итоговых уроках использую оценочные таблицы, которые служат для оценивания знаний учащихся во время проведения обобщающих уроков по темам.

В таблице №4, приведен пример оценочной таблицы которая, применялась в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия». С помощью таблицы учащиеся смогли оценить себя при разноуровневом решении заданий, тестовой работе, теоретических вопросах.

Таблице №4 . Оценочная таблица

ФИ


Класстер

Устный счёт

Задание №1

Легенда о шахматах

Задача по уровням

с/р

Итог

№2

№3

№4

+,-


















Таблица №5 использовалась при проведении обобщающего урока по теме «Арифметическая прогрессия». Учащиеся оценивали себя по теоретическим вопросам, решении кроссворда с выполнением заданий, решении заданий с выбором ответа.

После заполнения этих таблиц очень легко сам ребенок может обнаружить свои пробелы, сам увидеть свои ошибки и недочеты в работе.


















Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике. Одной и той же таблицей можно пользоваться в течение пяти уроков.


Карта промежуточного контроля представлена в таблице №6, применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме: «Неравенства и уравнения второй степени». Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения данной темы. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицам. Подобные карты можно использовать при работе с каждой темой по алгебре и геометрии.


Таблица №6 Карта промежуточного контроля


Решение неравенств с помощью параболы №1, №2

Метод интервалов №3

Решение уравнений разложением на множители №4

Биквадратные уравнения №5

Решение уравнений с параметрами №6

Нахождение области определения функции №7

Решаю сам







Решаю с помощью







Не умею решать









Итоговый оценочный лист (таблица№7) является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка. Данная таблица является итоговой, используется для анализа самостоятельных и контрольных работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана.



Таблица №7 Результативность самостоятельной работы

учащихся ….. класса по теме «Сравнение чисел»

(оценочный лист -1/ зачет – 1)








ФИ

Уметь сравнивать действительные числа

Уметь оценивать величины

Уметь решать неравенство

Уметь решать системы неравенств.

Уметь записывать приближенные величины

Уметь решать двойные неравенства.

Уметь решать нестандартные задания.

Отметка

.Боярко Е.

+ + +

+ / +

+ / +

+ / +

+ + +

+ + +

/ / /

4 3 4

Ботнару К.

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ / +

5 4 5

Галлямова К.

+ / +

+ + +

+ / +

+ + +

+ + +

+ / +

+ + /

5 3 4

Вотяков Р.

+ / +

+ / /

+ / +

+ - +

+ / /

+ / +

- - -

4 2 3

Иордан Л.

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ / +

5 4 5

Зырянова А.

+ + +

+ + +

/ / /

+ + /

+ + /

/ + +

/ / -

4 4 3

Малахова А.

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

5 5 5

Тяглый Е.

+ + +

+ + +

+ / +

+ / +

+ + +

+ / /

/ / /

4 4 4

Чемезова П.

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

+ / +

+ + +

+ + +

5 4 5

Горин М

+ / +

/ / /

/ / /

+ / +

+ / +

+ / -

/ - -

4 3 3


Примечание:

1. Самооценка (при самоконтроле по выполнению оценочного листа)

2. Оценка учителя (контроль выполнения оценочного листа)

3. Оценка при сдачи зачёта.

«+» - владеет (владею)
«/» - частично владеет (частично владею)

«-» - не владеет (не владею)

Рабочая карта урока (таблица №8) может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений.

Правила работы с картой:

1) В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на этапе.

2) В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.

3) При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.

Таблица №8.

Рабочая карта урока

Рабочая карта урока (оценка своей деятельности)


Ф.И. учащегося:

Этапы

урока

1

2

3

4

5

6

7

ИТОГО:

Название

этапа

урока









Количество баллов










Карточка достижений (таблица №9) заполняется в конце каждого урока ребенком, самостоятельно. После заполнения карты достижений учащийся сам обнаружит пробелы в работе. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Мы пытаемся подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью.

Таким образом, педагог должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку.

Таблица №9 Карточка достижений

ФИО

Понравился ли тебе урок? 

Что нового ты узнал, какие знания получил на уроке? 

Понравилась ли тебе практическая часть урока? 

Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни? 

Что бы ты изменил, привнес в урок? 

Как я сегодня работал на уроке, самооценка. 

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!