СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: "Антиципация как средство обучения и развития младших школьников на уроках технологии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья дает возможность учителю понять термин "антиципация" , а данная разработанная антиципационная модель урока технологии направленна на оптимальное развитие ребенка. Современная общеобразовательная школа, и особенно ее начальное звено, в последние десятилетия обратила свое внимание на антиципацию, которая является средством обучения и развития младших школьников на различных уроках. Уроки технологии имеют для этого совершенно уникальные возможности.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Антиципация как средство обучения и развития младших школьников на уроках технологии"»

Е.Н.Лудцева,

Учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия № 2 »,

Алтайский край, г.Бийск


Антиципация как средство обучения и развития младших школьников

на уроках технологии


Современная общеобразовательная школа, и особенно ее начальное звено, в последние десятилетия обратила свое внимание на антиципацию, которая является средством обучения и развития младших школьников на различных уроках. Уроки технологии имеют для этого совершенно уникальные возможности.

Антиципация – это способность действовать, принимать те или иные решения с определенным предвосхищением ожидаемых событий и результатов деятельности. Особенная ценность состоит в том, что в данном случае не только обеспечивается прогноз предстоящей ситуации, но и строится план действий, который позволяет выбрать способ действия, соотносимый с конкретными условиями и подчиненный предвидимому результату.

Антиципация выполняет три основные функции: когнитивная, регулятивная, коммуникативная. Рассмотрим их более подробно. Когнитивная функция основывается на активной работе памяти и мышления и соответственно способствует их формированию и развитию. Так, словесно оформленный процесс предвидения является существенным компонентом процесса обучения. В этом случае информация о событиях происходящих в настоящем времени, оценивается субъектом, фиксируется в памяти и как опорный сигнал служит внутренним условием запоминания. Затем данная информация, уже включенная в фонд освоенного опыта, сохраняется в памяти, чтобы при необходимости быть легко востребованной в будущем. В процессе обучения осуществляются и другие функции антиципации. Так, регулятивная функция реализуется посредством формирования субъектом целей, планирования и программирования своей деятельности, обеспечивает процесс принятия им решения, осуществления контроля и включения его в коммуникативные акты. При реализации коммуникативной функции ключевую роль играет речевая деятельность субъекта. Определенное значение она может иметь и в контексте осуществления когнитивной функции антиципации.

Все вышеперечисленные функции антиципации проявляются в неразрывном единстве, что обеспечивает целесообразность и целенаправленность процесса обучения на уроке технологии в начальной школе.

Моделирование представляет собой распространенный метод научного исследования. Его особенность, отличающая от других методов познания, состоит в том, что при его помощи объект изучается не непосредственно, а путем исследования другого объекта, аналогичного первому.

Объектом моделирования является процесс предвидения, прогнозирования (антиципация) на уроках технологии. Все вышеизложенное позволило сконструировать антиципационную модель урока технологии в начальной школе (рис.1).














Структурв урока технологии


структурирование уроков технологии на основе антиципации, престиж педагога в глазах учащихся, наличие у него интегративных знаний, продолжительность этапов урока, исключающих переутомление детей, наполняемость класса, смена видов деятельность, проведение индивидуальной диагностики развития ребенка (составление индивидуальной карты развития с рекомендациями для родителей и педагогов), изучение мнения родителей, выбор индивидуального образовательного маршрута; это компетентный учитель, дети с высоким уровнем мотивации; использование в учебно-воспитательном процессе кадрового педагогического потенциала школы, возможности повышения квалификации педагогов; наличие определенного помещения для проведения уроков, технических средств обучения, учебников, учебных пособий, мебели, возможность использования в процессе обучения материально-технической базы школы, наличие разнообразных материалов, инструментов и приспособлений, с которыми придется работать учащимся; соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели; выполнение правил по технике безопасности при работе с инструментами, культура работающего (на уроке) человека и т.п.



Оргмомент




Вступительная беседа (настрой на предстоящую работу, опора на опыт детей)




Антиципация (анализ изделий, формулирование критериев, которым должно будет удовлетворять изделие)






Планирование работы



Практическая работа по изготовлению изделий





Выставка (с анализом и оценкой работ по критериям)




Итог урока











Рис. 1. Антиципационная модель урока технологии в начальной школе

Главной целью является обеспечение оптимального развития ребенка в процессе антиципации.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1) обосновать структуру урока технологии;

2) определить и экспериментально проверить педагогические условия, направленные на предвосхищение результата деятельности;

3) разработать и внедрить серию уроков технологии на основе антиципации как средства, ориентированного на оптимальное развитие ребенка.

В 2007 году была проведена опытная работа в школе № 8 г. Бийска в начальных классах по разработке и апробации уроков технологии, построенных на основе антиципационной модели. Разработанная антиципационная модель уроков технология в начальной школе обеспечивает оптимальное развитие ребенка. На данных уроках антиципация реализовывалась при использовании учителем вопросов для анализа образцов, готового изделия, планирования и контроля хода выполнения работы. Антиципация выполняла здесь когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции. Например, когнитивная функция выполнялась во время анализа образца; регулятивная – во время составления учащимися плана своей работы; коммуникативная – при беседе учителя с детьми, как по анализу готового изделия, так и при планировании предстоящей деятельности. Антиципация имела место, как во время планирования своей деятельности, так и при ее осуществлении. Использование заданий, развивающих механизм антиципации, на уроках технологии в начальной школе способствовала целенаправленному чтению материалов учебника, заставляла учащихся более глубоко осмыслить его содержание, приучала начинать процесс осмысления еще до чтения; создавала возможность поисковой деятельности школьников, в процессе которой они размышляли, предполагали, доказывали, планировали свою деятельность, контролировали ее результаты и рефлексировали.

Таким образом, опытная работа показала, что антиципация – это эффективное средство обучения и развития младшего школьника. Предвидение результата, анализ и планирование работы способствуют лучшему усвоению детьми нового материала урока, а также развитию у них мышления, воображения, речи, памяти и других психических функций. Разработанная антиципационная модель уроков технология в начальной школе обеспечивает оптимальное развитие ребенка.

Библиографический список

  1. Бакулина, Г.А. Сущность и роль антиципации в педагогическом процессе. [Текст] / Г.А. Бакулина // Педагогика. – 2000. - №10. – С.17-21.

  2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНЯК, 2004. – 672 с. – ISBN 5-93878-086-1.

  3. Никитина,Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации [Текст] / Л.Е. Никитина// Педагогика. - 2006. - №10. - С. 28-36.

  4. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов–н/Д : Феникс, 2005. – 808 с. – ISBN-5-222-06803.

  5. Педагогика : Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн. : Совр. Слово - 2005. – 720 с. – 7000 экз. – ISBN- 985-443-481-8.

  6. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова; Науч. – исслед. ин.–т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с. – 21000 экз. – ISBN 5-7155-0215-2

  7. Словарь психолога–практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976с. – ISBN 985-13-0608-8.

  8. Философский энциклопедический словарь / Ред. – сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 576с. – 50000экз. – ISBN 5-86225-403-Х.


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей