СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Патриотическое воспитание на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о патриотическом воспитании на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Статья Патриотическое воспитание на уроках географии»

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках географии

В последние годы в нашей стране произошли изменения, обостряющие социальную, экономическую и политическую обстановки, что привело к потере нравственных ориентиров у подрастающего поколения. На протяжении всей истории развития отечественного образования проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания. В условиях современной обстановки патриотическое воспитание обучающихся становится приоритетным направлением образовательной системы.

Во время одной из встреч Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам патриотического воспитания Владимир Владимирович Путин сказал: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Что же такое патриотизм?

-В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

-В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

-В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».

-В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».

«Патриотизм» - это личностное качество человека, заключающееся:

а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности.

По мнению доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования А.Н. Вырщикова, «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства».

Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. 
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537) [1], позиционирует создание системы патриотического воспитания граждан России в среднесрочной и долгосрочной перспективе как условие решения задач обеспечения национальной безопасности (п. 84 разд. III Концепции). 

Современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.



Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями российского общества. С одной стороны, усилились демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодёжь.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:

1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала урока. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать поэтическую литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.

2. Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью имеет несколько аспектов:

а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;

б) политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках политических событий;

в) научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;

г) природоохранный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами, воспитывающий бережное отношение к природе;

д) практический (профориентационный), готовящий школьников для работы в хозяйстве страны, для службы в армии.

4. Принцип межпредметных связей, заключающихся в привлечении истории, биологии, химии, физики и других предметов для патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса. И здесь, среди важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно выделить географию. География соединила в себе естественные и общественные науки и изучает взаимодействие общества и природной среды. Дети должны гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие природы России, знакомит их с героями своей страны, с её великой историей. В каждом курсе географии возможно патриотическое воспитание. В целях осуществления патриотического воспитания решаются задачи:

-       раскрытие разнообразия и богатства природы РФ,

-       воспитание бережного отношения к природе страны,

-       знакомство с отечественными учёными, путешественниками, их самоотверженным трудом на благо Отечества,

-       развитие любви и уважения к своему народу, традициям и культуре.

В каждом курсе географии возможно патриотическое воспитание

Изучение курса «География России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма.

Такие разделы как –Природа, Население – помогают учителю воспитывать у современного школьника патриотические чувства к своей Родине, к своему народу. В параграфах учащиеся знакомятся не только с природными ресурсами и природными условиями , но и с воздействием человека на природу. Среди главных задач курса – создание образа своего края. Большое воспитывающее значение имеет материал о положении России на карте мира, истории заселения территории  России начиная с IX по XXвв. В данных параграфах прослеживается  интеграция географии и истории, тем самым формируется научная картина мира. Школьники знакомятся с такими известными учеными, путешественниками как В.П.Чкалов, М.В.Ломоносов, В.Н. Татищев и др., через  их жизнь и  их открытия  для русского государства воспитывается чувство гордости  и  уважения к своему народу . Для воспитания патриотических чувств на уроках рассказываю о Семене Дежневе, Иване Москвитине, Ярофее Хабарове, Владимире Атласове, Витусе Беринге, Алексее Чирикове и др.. Важно рассказать вдохновенно, приводя примеры мужества этих людей.

Главная особенность большинства российских школ – многонациональный состав  учащихся. Следовательно, уважительное отношение к разным народам, нациям должно быть включено практически в каждый урок географии. Особое внимание необходимо обращать на терпимое  отношение к представителям разных культур и вероисповеданий.

Я остановлюсь на воспитании патриотизма в курсе физической географии 6 класса. Опираясь на знания учащихся по природоведению, а оно тоже давало им представление о природных ресурсах нашей страны, я ставлю перед ребятами следующие вопросы: «Какие профессии требуют знания географии?», «Какие науки связаны с географией?», «Каких отечественных географов, путешественников вы знаете?»

Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Где и когда был запущен первый искусственный спутник Земли? О чем свидетельствовало это событие? Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

В разделе «Литосфера и рельеф» для патриотического воспитания можно использовать несколько тем.

При изучении внутреннего строения Земли, говоря об исследовании земных глубин, я рассказываю о большом вкладе в мировую науку российских ученых, инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Глубинное бурение, приоткрывающее тайны строения планеты, – сложный геологический процесс, ставящий нашу страну в число пионеров научно-технического прогресса в этой области.

На уроке по теме «Горы» я использую иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны. Предлагаю ребятам несколько вопросов о том, какие горы им известны в России, кто когда-либо бывал в горах, прошу описать красоту горных мест.

На уроке по теме «Равнины» я знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Даю понять учащимся, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, еще раз даю почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.

Урок о реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», я говорю о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. А как огромна радость, приносимая общением с рекой. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. На уроке я демонстрирую репродукции картин русских художников – Левитана, Шишкина, воспевших красоту наших рек. Даю возможность ребятам рассказать свои истории общения с рекой.

Хорошую возможность воспитания любви к природе родного края дает урок на тему «Времена года». Я даю ученикам опережающее задание, разбив класс на группы. Каждая группа получает задание собрать краеведческий, научный и художественный материал о временах года Ставропольского края. Каждая группа оформляет альбом или стенгазету «Времена года Ставропольского края». Начинается увлекательный поиск, а главное, возникает интерес к родной природе. На уроке я провожу конкурс на лучшую защиту работы, оценивая научность и художественность, интересное оформление работы и выступление ребят. Появляется возможность дать на уроке более образную характеристику времен года Ставропольского края, что позволяет еще раз почувствовать красоту природы своего края.

В курсе «географии материков и океанов» 7 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. И. Вавилова, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране. При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.

Учащиеся должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано всё, чем мы ныне владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своей малой родины. Её природной красоты. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей Отчизне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!