Роль темы пейзаж в воспитании художников прикладников
СтепановаЛ.М, преподаватель художественно – графических дисциплин
ГБОУ СПО КДПИ имени Карла Фаберже № 36
«Познание красоты природы порождает жажду познания все новых и новых источников
эстетических богатств».
К.Д.Ушинский
Анализируя опыт преподавания в колледже декоративно-прикладного искусства им. К. Фаберже №36 дисциплин «Живопись» и «Рисунок» мы ищем новые пути достижения результатов в обучении, стремимся усовершенствовать методику преподавания. Одна из важных задач преподавателей рисунка и живописи на отделениях колледжа - пробудить интерес к этим дисциплинам, так как учащиеся зачастую не понимают их важной роли в получении профессионального образования: ювелира, художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, художника росписи по ткани, дизайнера текстильной и легкой промышленности. Дисциплины «Живопись» и «Рисунок» играют роль как в общехудожественном образовании, так и для получения специальных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций определенных стандартами для каждой профессии и специальности. Тема «пейзажное изображение» в преподавании живописи и рисунку дает развитие эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Природа – источник прекрасного, незаменимый учитель, это отмечали в своих высказываниях многие художники. Выразительный пейзаж способен вдохнуть творческий порыв, желание отразить прекрасное. Но важно подойти к этому прекрасному моменту подготовленным, имея определенные навыки и знания, чтобы не разочароваться в собственных способностях. В статье рассматривается методика (специфика) преподавания темы «пейзажное изображение» на предметах «живопись» и «рисунок» и ее роль в обучении художников-прикладников на наших отделениях. Общеизвестно, что жанр пейзажа (paysage от фр. pays – местность, страна) в изобразительном искусстве преимущественно принадлежит живописи и графике, а также активно используются некоторыми народными художественными промыслами (Холуй, Палех, Мстера, Федоскино) и в декоративно-прикладном искусстве: гобелен, роспись по ткани и некоторые другие. Уроки по теме «пейзажное изображение» в колледже сопровождаются показом репродукций работ мастеров пейзажной живописи и графики созвучных стоящей перед учащимися задачей, а также посещением музеев, где акцент делается на всесторонний анализ живописного или графического пейзажа. Тема «пейзаж» в обучении на рисунке и параллельно живописи делится на несколько этапов: 1этап – изучение пластики отдельных форм и частей пейзажа (т.н. микропейзаж)
2этап - пластическое единство отдельных форм в несложном пейзаже (с неглубоким пространством);
3 этап - усложненный многоплановый пейзаж (с глубоким пространством);
4 этап - пейзаж по памяти и представлению;