СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Коррекционная работа на уроках русского язка и литературы при работе с детьми с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности коррекционной работы на уроках русского язка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Статья "Коррекционная работа на уроках русского язка и литературы при работе с детьми с ОВЗ»

Коррекционная работа на уроках русского языка и литературы

при работе с детьми с ОВЗ



Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных). Создание наиболее эффективных условий формирования личности неслышащего ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращённую к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития учащиеся с ОВЗ значительно отстают от своих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с ОВЗ должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на каждом этапе работы.

Решая данную задачу, необходимо строить работу таким образом, чтобы в процессе обучения дети овладевали языком как средством общения. Поиск новых путей совершенствования связной речи учащихся является весьма актуальным, так как выпускники школ нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала. Ребёнок в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний. Достаточно свободное владение выпускниками специальных школ устной коммуникацией способствует более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, а также трудоустройству, достижению определённого социального статуса.

Эти задачи частично решаются на уроках русского языка и литературы.

На уроках русского языка учащиеся овладевают лексикой, фонетикой, грамматикой, т.е происходит обогащение словарного запаса, дети учатся грамматически правильно строить предложения и оформлять свои высказывания не только в устной, но и в письменной форме, что помогает развитию самостоятельности в речевой деятельности.

Виды работ могут быть самые разнообразные: работа с текстами, работа с деформированным текстом, составление планов к тексту, рассказы по плану, работа по картам и картинкам, ответы на вопросы, речевые игры, изложения, сочинения, работа над диалогами. Особый вид работы на уроках русского языка – работа с деловыми бумагами. Умение грамотно написать заявление, расписку, записку играет важную роль в будущей жизни детей с ОВЗ

При этом на каждом уроке как русского языка, так и литературы, используются специфические формы работы, имеющие чисто коррекционную направленность, помогающие детям в освоении родного языка. Это фонетическая зарядка, направленная на закрепление правильного произношения отдельных звуков и их сочетаний в словах, на слитность произношения отдельных фраз и предложений. Это раппорт дежурного, направленный на развитие монологической речи, включающий описание ситуаций в данное время (время года, число, месяц, погода, отсутствующие на уроке с причинными связями и т.д.). В этой работе участвует каждый ученик. На каждом уроке проводится словарная работа, направленная на обогащение словаря, на лучшее понимание материала, изучаемого на уроке (особенно при написании творческих работ и при чтении художественной литературы). В ходе каждого урока должны просматриваться связи учитель-ученик, ученик-учитель. И, самое важное в развитии коммуникативных навыков, ученик-ученик, когда диалог в ходе урока строится между детьми. Он возникает как бы спонтанно, но направляет его ход всегда учитель.

Важную роль в речевом развитии учащихся играют изложения. В основе изложений лежит подражание языку. Но вместе с тем изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

В средних и старших классах изложение используется не только с целью и развитием связной речи, но и для формирования навыков чтения с губ и слухо-зрительного восприятия. Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствуются навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

Изложение – традиционный вид творческой работы учащихся. Но если раньше текст изложения писался только подробно, сжато или выборочно, то сейчас они сопровождаются творческим заданием: учащийся отвечает на тот или иной вопрос по тексту или даёт свою личную оценку прочитанному.

Ещё одна важная задача, которая решается на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе – задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Дальнейшая социализация и интеграция детей с ОВЗ невозможна, если ребёнок не усвоит ту систему нравственных идеалов и ценностей, которые приняты в обществе. Учитывая конкретность мышления неслышащего и слабослышащего ребёнка, можно предположить о поверхностном понимании ими моральных проблем. И именно литература помогает формировать и развивать духовные ценности. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг,- пишет В.А.Сухомлинский. – Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем».

Бесспорно, чтение литературы совершенствует эстетический вкус, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир человека, но невысокий уровень общего развития затрудняет у глухих учащихся понимание художественной литературы. Обилие незнакомых слов снижает интерес к книге, затрудняется понимание смысла прочитанного, что приводит к быстрому забыванию. Нарушается целостность восприятия произведения. Детям очень трудно «вжиться» в образы, изображённые в художественной литературе. Объяснение явлений и сложных философских и художественных обобщений становится необходимым. Важно доходчиво подать литературный и учебный материал, направить познавательный процесс неслышащих школьников, обращая внимание на внутреннее состояние героев, взаимоотношения людей, нравственные проблемы, на авторские размышления философского, этического плана. Необходимо учить сопереживать судьбам литературных персонажей. При изучении программных произведений учителю необходимо обеспечивать необходимое визуальное восприятие. Если материал становится более зримым, возникает ответная реакция учащихся, появляется способность к сопереживанию.

Наивысшей эмоциональной и интеллектуальной результативностью отличаются уроки-экскурсии, уроки с просмотром кинофильмов, урок с элементами инсценировки, уроки с использованием компьютерных ресурсов, уроки, построенные на специально подготовленных презентациях. Школьникам важно разобраться в человеческих взаимоотношениях, в поступках людей, через которые проявляются характеры, художественные образы. Весьма ценны после изучения художественного произведения литературные дискуссии, рассуждения о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

Таким образом, коррекционная работа учителя является обязательным условием успешной социализации детей с ОВЗ в будущем.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!