СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование ИКТ технологий на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Статья об использовании ИКТ технологий на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование ИКТ технологий на уроках литературы»

Статья

Использование ИКТ технологий на уроках литературы

Автор: Розова Надежда Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 584 «Озерки»

Санкт-Петербург


  Как писал великий педагог К.Д. Ушинский:  «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»

Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в практику работы учителя осуществляется по следующим направлениям:

1.Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернета, включая онлайн-сервисы, форумы и т.д.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.


Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий.


ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:


1.  Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты)
4. Для контроля учащихся.


    Критерии эффективности:

  • наглядность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты, кроссворды);

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

  • компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);

  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.

  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю литературы организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающие возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации

  На уроках литературы можно вести работу с мультимедиа сообщениями (включающими текст, рисунки, аудио- и видеофрагменты, ссылки), анализировать содержание, языковые особенности и структуру данных сообщений, определять роль и место иллюстративного ряда в тексте. Дети должны научиться конструировать небольшие сообщения – тексты (рассказ, отзыв, аннотация), добавлять к ним рисунки, схемы, видео- и аудиофрагменты, оценивать собственные сообщения с точки зрения достоверности информации, овладеть навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, включая компьютерные способы коммуникации, должны научиться соблюдать правила речевого этикета, создавать информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (это могут быть рисунки, фотографии, видеосюжеты, мультипликация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием), с помощью взрослых они могут приготовить презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере, подобрать информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом

    Уроки литературы будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Использование различных аудио-фрагментов позволяет сформировать фонетический слух у ребенка. А внедрение в школьную практику аудирование, как обязательного элемента экзамена говорит о необходимости проведения данного вида деятельности.
  Возможности современного учителя настолько многогранны, что в его арсенале создание интегрированного урока литературы и музыки (искусства), в котором будет рассказано о роли и влиянии литературных произведений писателя на искусство в виде оперы, балетов и т.д. И здесь уже не обойтись без ИКТ.

   Использование интерактивных пазлов на уроках литературного чтения позволяет учащимся вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме. На уроках литературы аудио и видео средства можно использовать при подготовке к пересказу по картинкам. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами. Применение ИКТ не зачеркивает уже имеющиеся методы, а лишь успешно дополняет их, делая более эффективными.

         Чтобы разнообразить урок, говоря о биографии писателя можно использовать программы «виртуальные экскурсии» или совершить виртуальное путешествие по любимым улицам писателя.   В работе учителя литературы также можно использовать конструкторы тестов, опросов, кроссвордов в режиме онлайн на различные темы в таких программах как «Online Test Pad» , «Webanketa» , «Adtester» , «Simpoll» , «Twiddla»  «Фабрика кроссвордов». внесен разнообразие в проверку знаний учащихся. Так как сервис позволяет использовать готовые кроссворды или создать свой.    Урок литературы может стать незабываем с использование современных средств  ИКТ, а на сколько он будет эффективным зависит от учителя.

Список использованных источников:

  • www.powtoon.com

  • https://prezi.com

  • http://www.videoscribe.co

  • http://www.twiddla.com

  • http://www.mindmeister.com




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!