СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "И помним дни былые..."

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "И помним дни былые..." о формировании патриотического воспитания школьников на примере работы МБОУ СОШ №36.

Просмотр содержимого документа
«статья "И помним дни былые..."»

Автор: Петухова Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №36 города Новосибирска.

Тел.: 8-913-911-36-57

Эл.почта. [email protected]


И помним дни былые…


Долг перед отечеством — святыня человека.

Сухомлинский В. А


Что мы есть без корней наших? Как далеко сможем шагнуть вперёд, не имея под собой прочного фундамента? Сможем ли оставить потомкам то, что поможет им ощущать связь с прошлым и двигаться вперёд? Не те материальные ценности: дом, машина, яхта, которые со временем придут в негодность, хотя они тоже необходимы для поддержания условий жизни, а ту нравственную основу, те ценностные ориентиры, которые при усилии поколений не должны быть тленными, ту ниточку между прошлым-настоящим-будущим.

Кому как не педагогам заботиться о передаче нравственных категорий от одного поколения к другому. На современном этапе развития образовательной системы одной из приоритетных задач является воспитание гражданственности. А как выстроить эту систему в школе? Как достичь поставленной цели по формированию у обучающихся гражданского сознания, чувств и качеств: патриотизма, долга, социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество?

Когда ребёнок маленький, достаточно обратить его внимание на цветок, бабочку, закат солнца, чтобы заронить в его душе зерна любви к Родине. Через такие мелочи и зарождается любовь, но она мала. Родина для ребёнка - дом, мама, игрушки (к сожалению, часто импортного производства). Своё отношение к увиденному вокруг он может выражать через рисунок, поэтому в начальной школе проводим много творческих конкурсов, выставок. Тематика их близка детям: «Мама, мамочка моя», «Мой животный мир», «Наш двор», «Уголки природы» и т. д.. Ребёнок не может любить абстрактное понятие, поэтому важно работать над формированием чувства любви к Малой Родине.

С возрастом он приобретает социальный опыт, и развитию этого способствует в МБОУ СОШ №36 школьное самоуправление «Нано-техно человек». Именно в его годовом плане работы накапливается до 20 акций, в которых участвуют ребята школы. Традиционными стали акции: «Подарок пожилому человеку», «Дорогие мои старики», «Поздравь ветерана и труженика тыла», «Рука помощи», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Чистый двор» и другие. Также старшеклассники участвую в городских акциях и проектах «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», несут вахту памяти и участвуют на митинге, посвящённом 9 Мая, являются волонтёрами на городских мероприятиях. Из года в год школа продолжает свято хранить традиции по военно- патриотическому воспитанию. Работает кружок «Юнармеец», проводятся встречи с тружениками тыла, блокадниками, детьми войны, военнослужащими Российской Армии, уроки мужества, организовываются линейки и вахты памяти, военно-спортивные игры, концерты, конкурсы, проекты, исследовательские работы, смотр строя и песни «Славься Отечество!». В вопросах воспитания чувства патриотизма школа осуществляет сотрудничество с ТОС «Заря», библиотекой им. В. П. Чкалова, военным институтом внутренних войск МВД России имени генерала армии И.К. Яковлева, патриотическими клубами Новосибирска, советом ветеранов завода им. Чкалова (НАПО). Организация совместных мероприятий даёт свои плюсы, так как ежегодно выпускники школы поступают в военные учебные заведения.

Конечно большой воспитательной работой в формировании чувства патриотизма являются мероприятия, посвящённые знаменательным датам. Особо хотелось отметить события, связанные с выводом войск из Афганистана и войной в Чечне. В школе установлены мемориальные доски выпускникам: Василенко Юрию Геннадьевичу, погибшему в Афганистане 12 марта 1981 года, награждённому орденом Красной звезды; Шелепову Вячеславу Валерьевичу, погибшему в Чечне 23 декабря 1994 года. Шелепов Вячеслав был награждён орденом Мужества.

Не случайно выпускники нашей школы проявили героический подвиг, ведь им было на кого ориентироваться, так еще во время Великой Отечественной войны на фронт уходили директор школы - Гаврилов Иван Иванович, заместитель директора – Скачко Тимофей Ильич, Йокерс Рудольф Яковлевич, учитель немецкого языка, выпускники. В период ВОВ школа №36 была эвагоспиталем, учителя совместно с детьми работали в нем. Днём ребята учились в другом здании, а вечером приходили в госпиталь читали книги, помогали раненым писать письма родным, проводили концерты – лечили души.

Героическая борьба, подвиги сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчёркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребёнка, повлиять на их отношение к служению Отечеству и службе в Армии. Чем дольше мы будем хранить воспоминания о событиях военных лет, тем больше вероятность, что подобная трагедия не повторится. Исследовательская деятельность по теме «Мой родственник - герой», проектная деятельность «Крупицы Памяти», мероприятия, посвящённые Дню Победы, 23 февраля, Сталинградской битве и другим знаменательным датам дают возможность обучающимся совместно с родителями, педагогами находить материал о людях, которые жили, трудились, воевали в годы ВОВ. Всё это позволяет постепенно ответить на вопрос: почему они так поступали? Могли не работать по 12-18 часов (если речь идёт о тружениках тыла), могли не совершать подвиги, да в тот момент никто из них не думал о том, что это когда-то назовут подвигом, но они это делали. Они делали дело, которое было необходимо Родине, прилагая максимум усилий для его качественного выполнения. На конкретных примерах патриотических поступков воспитывается чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

А смог бы я так поступить? Что я смогу сделать для своей страны?

Задавая себе эти вопросы и находя на них ответы, обучающиеся формируют свою жизненную позицию, своё самоопределение, своё отношение к Отечеству. Понимая, что доброе дело на благо Родины – это и есть патриотизм.



Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №36

Петухова Татьяна Дмитриевна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!