СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Деятельность кукольного театра в коррекционной школе как средство оздровление эмоционально - волевой сферы детей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

для учителей и воспитателей коррекционных школ

Просмотр содержимого документа
«Статья "Деятельность кукольного театра в коррекционной школе как средство оздровление эмоционально - волевой сферы детей"»

Статья «Деятельность кукольного театра в коррекционной школе как средство оздоровления эмоционально – волевой сферы детей»


«Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают,

что для этого надо делать.

Объясним им …»

Януш Корчак.



Для современного этапа развития специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения, воспитания, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья. Школьный возраст - это период жизни, особенно значимый для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Недоразвитие нервно-мозговых процессов и психики у этих детей связано с незрелостью эмоционально волевой сферы и стойким нарушением всех форм познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи,

Поэтому такие дети нуждаются в специально организованной педагогической деятельности, в ходе которой ведущими задачами для учителя становятся такие как: нейтрализация отрицательных мотивов: воспитание положительной мотивации учения; формирование уверенности в своих возможностях; целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи; развитие разнообразных форм коммуникации; развитие эмоциональной сферы.

Для реализации этих задач именно театрализованная деятельность,, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает благоприятные условия для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя); для речевого развития (совершенствование монологов и диалогов, освоение способов выразительной речи, дикции); для самовыражения ориентирована на развитие и коррекцию коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребенка, содействие социализации и способности к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявление и развитие задатков и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, создание развивающей среды. Индивидуальная работа с каждым ребенком, совместная творческая деятельность детей и взрослых Значение театральной деятельности для развития личности ребенка, его творческих способностей трудно переоценить. Занятия в театральных кружках оказывают большое влияние и на развитие детей с ОВЗ.

Главная цель  театрально - игровой деятельности — дать возможность каждому ребенку побыть в движении, в мире фантазии, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности и мира искусства в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Ориентация на решение психологических и физических  проблем  каждого ребенка, осуществлять профилактику и коррекцию нарушений социально-личностного развития через формирование навыков коммуникативного общения запросы и пожелания учащихся.

Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и  психологической коррекции личности ребенка.  Средствами художественного творчества на уроках театра решаются задачи повышения общей культуры школьников,

В ГКОУ «Иройской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», в котором обучаются дети с нарушением интеллекта, шесть лет действует кукольный театр «Сказочная страна».

Для данной категории детей занятия в кукольном театре являются эффективной коррекционно-развивающей методикой, позволяющей повысить эмоциональный тонус, побудить к деятельности, к контакту с окружающими. Самый застенчивый ребёнок раскрывается и развивается во время игры с куклой, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи повышают его самооценку, способствуют развитию его самосознания.

В условиях работы школы-интерната сложно создать большой спектакль.   Даже маленькая сказка, разыгранная с помощью перчаточных кукол, изготовленных своими руками, изготовленных декораций своими руками, очень важен для ребят. Важно, чтобы такие показы проводились систематически.

В нашей школе действуют две группы кукольного театра: младшая – дети начального звена и старшая – дети 6-9-ых классов. Первоначальная работа над постановкой осложнялась тем, что среди исполнителей, были такие, у которых кроме горячего желания участвовать в спектакле, не было особых достижений. Дети медленно и невыразительно читали, не выговаривали слова, не запоминали текст. В связи с недоразвитием мелкой моторики, были трудности заставить говорить куклу. Дети были не достаточно организованны. У них отсутствовал художественный вкус и почти все были незнакомы с элементарными правилами театрального искусства. Все это требовало усиленного внимания к работе с каждым воспитанником.

Работа в театре началась с подбора детей. Будущие артисты исполняли различные роли, читали стихи и прозу, выступали на сцене. Потом детям было предложено на выбор несколько сказок, для того чтобы ребята могли представить характер материала. Развитие интереса к постановке спектакля позволяет детям более ответственно относиться к будущим репетициям. Чтение выбранной сказки осуществлялось несколько раз. Далее происходило распределение ролей, после прочтения небольшого текста, дети сами определяли, кому какая роль лучше подходит.

На первых занятиях решались общепедагогические воспитательные задачи. Детям с нарушением интеллекта важно было объяснить необходимость много трудиться, чтобы совершенствовать свою творческую деятельность, не отвлекаться и бережно относиться к куклам и реквизиту. Воспитательная работа проводилась главным образом в процессе репетиций.

Непосредственно перед репетицией выполнялась пальчиковая зарядка, затем дети проигрывали сюжет с обычными куклами. Такая работа способствует более эффективному переходу детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Яркие куклы, изготовленные детскими руками, красивый музыкальный материал спектаклей, красочные реквизиты формируют у детей внимание к проводимой работе, стимулируют процесс коррекции восприятия, развивает моторику рук, координацию движений; речь, память и творческие способности детей

Для улучшения произношения часто на репетициях используются артикуляционная гимнастика. При выполнении различных упражнений с куклой без ширмы – поклоны, приветствия, обнимания, изображение походки героев – у детей происходит коррекция коммуникативных навыков, правил общения.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет детям, уйти от сложного процесса запоминания, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход также даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Трудным в техническом плане был процесс соединения действия кукловода со словами героев сказки. Особенно трудным были движение и жест. Так как такие дети в основном своем составе раскоординированы, приходилось много времени уделять разучиванию простейших движений. Таким детям необходимо репетировать уже в тех условиях, в которых он будет выступать, поэтому работа проходила сразу со всем необходимым реквизитом. На репетициях ширма не занавешивалась тканью, что позволяло руководителю видеть позы и движения детей, вовремя исправлять ошибки.

Так как дети быстро утомляемы, имеют низкий уровень работоспособности, первые пьесы состояли из одной сцены. Затем разучивались сказки посложнее: «Сказка о рыбаке и рыбке» по А. Пушкину, (3 место в 1 Республиканском фестивале кукольных театров «Сказочная страна» среди коррекционных школ), белорусская народная сказка « Как курочка петушка спасла» (Гран-При 2-го Республиканского фестиваля, «Лучшая женская роль») , русская народная сказка «Рукавичка» («Самая музыкальная пьеса») – 3 Республиканский фестиваль. и другие.

Благодаря многократным репетициям, упорству можно добиться определенных результатов. Занятия в кукольном театре постепенно развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Занятия с куклами благоприятно отразились и на развитии коммуникативных навыков, процесса общения. Благодаря театру у детей обогатились знания об окружающем мире, развились до определенной степени психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Произошла и коррекция мыслительных операций, развитие анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, совершенствовалось звукопроизношение, темп, выразительность речи, развились моторные функции. Благодаря большому количеству показов спектаклей не только в школе, но и за ее пределами: участию в различных конкурсах, у учащихся более эффективно проходит процесс социализации и адаптации.

Литература

1.А.Петров. «Сценическая речь»

2.Б.Матанов «Игра как средство воспитания сценической речи»

3.К.С.Станиславский «Работа актера над ролью», «Мастерство актера»

4.Т.Запорожец «Логика сценической речи»

5.Гандертон Л. Энциклопедия рукоделия. М. 2002 г.

6.Горнова Л.В. Студия декоративно - прикладного творчества. В. 2008г.

7.Лёвина М.С. Рукоделия. М. 2000 г.

8.Морозова Л.Н. технология 5-11 кл. Проектная деятельность учащихся. В. 2008 г.

9.Щербакова А.М. трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М. 2001 г.

Научно - методические издания:

1.Дефектология №1.2003г.

2.Коррекционная педагогика. Теория и практика. №6. 2007 г, №1 . №3 2008 г.

3.Воспитание и обучение детей с нарушением развития. №4. 2007г, №3 2008 г

4.Коррекционно-развивающее образование №2, №6 2008г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!