СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья"Диалог культур-основа формирования поликультурной личности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования поликультурной личности нужен диалог культур.

Просмотр содержимого документа
«Статья"Диалог культур-основа формирования поликультурной личности"»

Диалог культур - основа формирования поликультурной личности на уроках литературы и русского языка.

Мушарапова Н.Ф., учитель высшей

квалификационной категории,

МБОУ «СШ №35»

Интеграционные процессы, происходящие в сегодняшнем мире, предполагают смешение различных этносов и этнических культур. В результате человек в современной социокультурной среде.находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Поэтому современное образование в школе должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Сегодня актуальным становится  место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов. 
Цель поликультурного образованиясостоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.Исходя из этой цели вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

- всестороннееовладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;

- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости гуманного межнационального общения.

«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев. Искусство есть средство общения  между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога  культур. Литература – вид искусства. Понятие диалог являетсяключевым для курса литературы.  Мы,учителя словесности,  стараемся представить ее как единый творческий процесс – от века к  веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению  и, конечно, от «народа к народу». Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На " встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.

Одним из источников и средств поликультурного воспитания  являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их  структуру,  символику, учащиеся  на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с мордовскими сказками и сказкой народов Северного Кавказа «Общее счастье», приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить рассказ на тему "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?”или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

Важное место в формировании  высококультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы: «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве».  Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя

В школьной программе представлены и произведения 19-20 веков, позволяющие выстраивать диалог культур:

- в рассказе И.А. Бунина "Чистый понедельник” изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев; 
 - в повести Лескова «Очарованный странник» представлена широкая панорама жизни народов России; 
- с традициями и обычаями народов Кавказа учащиеся знакомятся при изучении  романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”; 
 - красочные картины быта и нравов  украинского народа  предстают перед читателями в произведениях Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине  решаются в повести «Тарас Бульба», 
- проблемы межнациональных отношений - в произведении А. Приставкина "Ночевала тучка золотая”. 

В классической литературе отображены общегуманные идеалы и нравственные ценности народов. Поэтому на уроках литературы мы так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность.

Для формирования поликультурной личности на уроках русского языка широко используются материал о культуре русского и татарского, чувашского, мордовского, украинского и таджикского народа, народов Кавказа ,об их традициях и обычаях, предлагая обучающимся для анализа культурологически информативный текст, предложенный в учебнике или  подобранный самим учителем.

  Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволяет на практике формировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию

Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора.

Литература
1.    Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107. 
2.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. 
3.    http://pjrtfolio.ucoz.ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!