СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старинной песни мир. Шуберт "Лесной царь"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока музыки в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Старинной песни мир. Шуберт "Лесной царь"»

Конспект урока музыки в 6 классе

по программе Е.Д. ,Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Тема урока: Старинной песни мир. Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»



Урок № 9, 2 - четверть, 1 полугодие.

Тема 1-го полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Вид урока: урок изучения нового материала (урок-беседа).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.

Задачи:

  • познакомить учащихся с отдельными фрагментами биографии Ф.Шуберта;

  • определить понятия «вокальная баллада», «драматический образ», «романтизм»;

  • закрепить знания о песенных жанрах (серенада, баркарола...);

  • провести анализ содержания и музыки баллады Ф.Шуберта «Лесной царь»;

  • воспитывать познавательный интерес к изучению музыкального искусства, к музыке Ф.Шуберта.


Планируемые результаты

Предметные:

- научатся эмоционально и осознанно слушать музыку Ф.Шуберта, анализировать содержание музыкального образа на основе выделения средств музыкальной выразительности и изобразительности, определять приёмы развития музыкального произведения;

- научатся наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства (музыки, литературы, ИЗО…),сравнивать их интонации;

- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, артикуляция, дыхание, интонирование…).

Личностные:

- воспитание личностного положительного отношения к урокам музыки, музыкальному искусству (в частности, к творчеству Ф.Шуберта);

-воспитание музыкальной культуры, эстетического вкуса;

- формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и одноклассников.

Метапредметные:

регулятивные: формирование умения по организации своей деятельности, умения решать творческие задачи и находить способы для их решения, умения проявлять познавательную инициативу при работе над учебным материалом;

познавательные: формирование умение внимательно слушать, умение формулировать ответы на вопросы, умение формулировать вопросы для получения необходимой информации, умение пользоваться учебником и справочной литературой, умение анализировать и делать выводы, строить собственные рассуждения;

коммуникативные: развитие навыков диалоговой формы общения и сотрудничества, формирование личной аргументированной позиции при ответах на поставленные учителем вопросы, формирование умения самостоятельно работать с информацией.



Ход урока

    1. Организационный момент.

Создание рабочей атмосферы урока.

Музыкальное приветствие.

    1. Актуализация знаний.

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили об искусстве прекрасного пения, как его называют?

Ответ: Бельканто

- Я предлагаю вам угадать мелодию и автора музыкального фрагмента. А прозвучит он в исполнении знаменитого русского тенора Сергея Лемешева. https://www.youtube.com/watch?v=7yZLulTYQSs&t=6s

Ответ: Это песня «В путь», ее автор Шуберт.

- Верно. Эту песню мы разучивали в 5 классе, и сегодня мы чуть позже к ней вернемся, а пока давайте вспомним, что нам известно о Шуберте?

Шуберт – австрийский композитор 19 века. Он прожил очень короткую, но очень сложную жизнь. В его семье все были очень музыкальны и часто устраивали музыкальные вечера. Маленький Франц обладал абсолютным слухом и прекрасным голосом, в 11 лет его отдали учиться в школу церковных певчих. Тогда же он и начал сочинять музыку. Его восхищала музыка Моцарта и Бетховена. Он был очень беден, у него не было знатных покровителей, не хватало денег даже на нотную бумагу. И тогда на помощь приходили друзья. Они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею. А иногда и просто рисовали нотные линейки. Так один из его друзей- художников, отвечая на вопрос, какую из своих работ вы считаете лучшей, сказал: «Это нотные линейки для Шуберта» Его произведения не издавались, но его песни были популярны и любимы.

3. Определение темы и цели урока

- Верно, именно творчество Шуберта в значительной степени способствовало распространению песенного жанра в Европе. Да- да, сложно представить, но исполнять песню со сцены большого концертного зала было непринято почти до середины 19 века … И в этом немалая заслуга Шуберта- автора замечательных песен. Их у него более 600. С некоторыми мы уже знакомы и сегодня мы расширим наши знания о жизни этого композитора, ближе познакомимся с его песенным творчеством. На этом музыкальном материале мы будем учиться осознанному восприятию музыкального образа и окунемся в прекрасный мир старинной песни.

Тема нашего урока: «Старинной песни мир… », запишите ее в тетрадь.

-Ребята, как вы понимаете слово «старинный»?

Ответ: давний, старый, прошлые времена, немодный….

- Можно ли о музыке Франца Шуберта сказать, что она старинная?

Ответ: В какой-то мере, да.

Учитель: Но, тем не менее, музыка Шуберта сохранилась в нашем «модном» современном мире. Наверное, есть в ней что-то особенное, необыкновенное. Постараемся сегодня раскрыть этот секрет и выяснить: – в чём же заключается эта шубертовская «изюминка»?

4.Работа над темой урока.

Музыкальная викторина: «Угадай песню Шуберта».

- Творчество Франца Шуберта многогранно и разнообразно. Но главным жанром в нём стала песня. Благодаря Шуберту, жанр песни был поднят на высокий художественный уровень. Песня же, в свою очередь, отблагодарила Шуберта и помогла ему заявить о себе в мире музыки того времени.

Ну а теперь давайте дадим слово самой музыке Франца Шуберта.

Сейчас прозвучат уже знакомые вам его песни. (названия песен учащимся не сообщаются ). Ваша задача - отгадать песню, указать в карточке порядковый номер её звучания и указать стрелкой на её жанр.

(У учащихся на столах лежат заранее подготовленные карточки)

Взаимопроверка парная (по СЛАЙДУ): учащиеся за партой обменяются карточками с уже выполненным заданием, проверяют их и выставляют оценку).

КАРТОЧКА № 1: УГАДАЙ ПЕСНЮ ШУБЕРТА.

ЗАДАНИЕ: Укажи возле названия песни порядковый номер её звучания. Затем стрелкой соедини название песни с определением её жанра.

Укажи здесь

номер песни


Название песни



Содержание песенного жанра


Серенада

Песня – молитва

Аве, Мария

Песня лодочника



Баркарола

Песня – послание к возлюбленной.


РЕЗУЛЬТАТ: ошибок 0 – оценка «5», ошибка 1- оценка «4», ошибки 2 – оценка «3».



- Какая песня сегодня оказалась вам ближе всего по душе? Почему?

Ученики делятся своими впечатлениями.

- Ну а теперь давайте вернемся к песне «В путь» и споем ее все вместе.

-Вы обратили внимание на аккомпанемент? В чём была его необычность? Ответ: он не только сопровождал наш голос, но и, как бы, помогал нам в нашей сценке - пояснял, дорисовывал происходящее в песне

- И что же, на ваш взгляд, «дорисовал» аккомпанемент?

Ответ: Журчание ручья, бесконечное движение

- Обобщающий вывод: Франц Шуберт создал новый тип песен. Они стали представлять собой небольшие музыкальные сцены с жизненным сюжетом. Одну из них мы с вами только что спели. Как вы правильно заметили, Шуберт изменил и роль аккомпанемента в песне. Он наделил его новой ролью. Теперь аккомпанемент в песнях не только сопровождал голос певца, он ещё и стал комментировать и даже иллюстрировать смысл слов песни.

5. Изучение нового материала. Работа над балладой Ф.Шуберта «Лесной царь»

- А сейчас прослушайте аккомпанемент из другой песни Франца Шуберта.

(Звучит вступление из баллады «Лесной царь»).

-Давайте попробуем простучать ритм аккомпанемента.

Ритмическая минутка: (цель: развитие чувства ритма)

учащиеся 1-варианта - отбивают триоли (ручка+карандаш),

учащиеся 2-варианта – отбивают ритм интонации хлопками по нотному фрагменту учебника, стр.43)

- Что, по - вашему, изобразил аккомпанемент? Какой образ он создал?

Ответ: Кто-то бежит…, ощущается погоня..., состояние тревоги.

- Как вы думаете, будет ли похожа эта новая песня на песню «В путь»?

Ученики: Нет. Они не будут похожи. Скорее всего, они даже будут противоположны друг другу.

- Почему вы пришли к такому выводу?

Ответ: По аккомпанементу слышно, что у этих песен разное настроение. В песне «В путь» нарисован солнечный день, наполненный радостью, а здесь ощущается тьма, ночь, тревога, страх… Поэтому, наверное, будут и разные непохожие события.

- Совершенно верно, ребята. Вы правильно определили суть нового произведения. Мы ещё раз убедились в важности роли аккомпанемента , отведённой ему Шубертом. Песня, с которой мы сегодня знакомимся, является музыкальным шедевром не только в творчестве Франца Шуберта. Она известна во всём музыкальном мире и называется «Лесной царь». Я уверена, что это произведение вас заинтересует. На уроке мы узнаем историю его создания, познакомимся с его музыкой и содержанием, определим жанр и музыкальный образ. Произведение «Лесной царь» было написано в 1815 году, когда Францу Шуберту было всего 18 лет. Он тогда работал помощником школьного учителя, на чём настоял его отец, т.к. это обеспечивало сыну хоть и небольшой, но ежемесячный доход и освобождало от службы в армии, так как он был слаб здоровьем.

Поиск информации.

А сейчас мы с вами обратимся к учебнику. Откройте учебники на стр. 44 Найдите и прочтите текст со слов: «…Вот как описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта….» Найдите в тексте новую информацию о Шуберте, аргументируйте свой ответ.

Ответ: Шуберт был человеком читающим, увлекающимся работой, импульсивным.

-Действительно, Шуберт был очень работоспособен. Даже по ночам, ложась спать, Шуберт не снимал очков и клал бумагу возле себя, т.к. музыкальные мысли посещали его даже во сне... А вы, ребята, молодцы! Вы очень внимательны. И как хорошо, оказывается, вы умеете читать между строк.

-А вы, ребята, обратили внимание, что в учебнике указано, что «Лесной царь» это не просто песня, а баллада? Вам знакомо это слово?

Ученики сообщают, что сталкивались с этим понятием на уроках литературы. Предлагают свои определения.

-Давайте вновь обратимся к учебнику и проследим за развитием жанра вокальная баллада стр. 42. Читаем самостоятельно, выписываем в тетрадь определение жанра вокальная баллада.

Баллада- это вокальная или инструментальная пьеса романтического характера с элементами фантастики. (запись в тетради)

-Франц Шуберт вряд ли отдавал себе отчёт в том, что его сочинение «Лесной царь» откроет новую страницу не только в истории песни, но и в истории музыкального искусства вообще. Оно оказалось одним из первых выражений романтизма в музыке; в нём проявились самые яркие и прекрасные черты нового направления: глубокий интерес к народному искусству и к миру человеческой души. В своих песнях Франц Шуберт первым ступил на этот путь. Он становится не просто композитором – романтиком, он является основоположником этого направления. Иоганн Вольфганг Гёте был одним из любимых поэтов Шуберта. На его стихи композитором было написано более 70 песен. Среди них и знаменитый «Лесной царь».

Давайте вновь обратимся к учебнику, стр. 45 и познакомимся с текстом баллады. Перевод текста принадлежит русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому, которого А.С.Пушкин называл «гением перевода». Ваша задача, ребята, определить действующих лиц и понять особенность интонации каждого героя. (читают самостоятельно)

Ответ: здесь 4 героя, Отец, Младенец, Лесной царь и рассказчик.

-Назовите их интонации.

Ответ: Младенец - испуганные, жалобные интонации;

Отец – тревожные, беспокойные интонации;

Лесной царь – ласковые, светлые, манящие…

Рассказчик – настороженно, проникновенно.

- Ребята, давайте попробуем прочитать по ролям эту балладу и постараемся голосом изобразить все эти интонации. Кто хочет попробовать себя этой роли?

(4 человека читают балладу)

-Хорошо, ребята, мы услышали, как вы представляете себе образы этих героев, спасибо. А скажите, все согласны с таким прочтением или могут быть другие варианты?

Ответ: конечно, могут, здесь у каждого может быть своя интерпретация, которая также может зависеть от мастерства исполнителя.

-А теперь, давайте послушаем творенье Франца Шуберта. Музыка будет звучать в оригинале, на немецком языке. Ваша задача услышать музыкальные интонации героев. https://www.youtube.com/watch?v=iRvJeCipSzM&t=2s

-Какое чувство осталось у вас после прослушивания произведения? Ответ: волнение, страх, тревога, переживание, чувствуется трагизм произведения..

-Сколько исполнителей было в этой балладе?

Ответ: солист и фортепиано

-Скажите, смогли вы понять музыкальную характеристику героев? Отличается она от литературной?

Ответ: Да, они совпадают с характером литературной речи.

-Вы, ребята, молодцы! Не забыли, что интонация роднит музыку с литературой. Характер интонаций литературной речи всегда сохраняется в речи музыкальной.

- А всегда ли у героя, например, Лесного царя, была одинаково ласковая, манящая интонация?

Чья интонация еще изменялась к финалу?

Ответ: Голоса Младенца и рассказчика тоже становятся к концу более драматичными. В начале – взволнованный, встревоженный наблюдатель, жаждущий продолжения истории, в конце - пение переходит в крик человеческой боли , который обрывается, звучит речитатив, наполненный трагизмом и чувством утраты.

- Почему так ясно мы смогли «увидеть» эти образы?

( Шуберту удалось через интонации очень ярко нарисовать образы персонажей, передать их настроение, создать фантастическую картину… )

-Является ли построение баллады куплетным?

(нет, построение свободное…)

- А что объединяет все эти разные интонации?

Ответ: Общий фон звучания. Все интонации звучат на фоне темы вступления (аккомпанемента).

-Какую роль сыграл аккомпанемент?

(он изобразил стремительный бег коня, который нёсся через страшный тёмный опасный мистический лес, завывания ветра… и создал образ постоянно нарастающего напряжения)

Ребята, вы - молодцы! Вы очень внимательно прослушали балладу Франца Шуберта «Лесной царь» и очень хорошо ответили на мои вопросы. А кто по завершению нашей работы может назвать основные признаки баллады?

Ответ: Повествовательный характер (рассказ в поэтической форме), присутствие фантастических картин, событий, наличие диалогов…

Вокально - хоровая работа

Давайте разучим и пропоём интонации героев баллады. Откройте учебник на стр.44. Обратите внимание на нотную запись. Разберитесь, где чьи реплики. Постарайтесь интонационно передать образ героев, выражая искренне свои чувства.

(пение по нотной записи)

6. Обобщение.

- Про Шуберта говорят, что он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать. В песнях Шуберта музыка и слово тесно переплетаются друг с другом. Не исключение и баллада «Лесной царь». И в стихах этой баллады и в её музыке нарисована большая драматическая картина. Вся эта сцена в нашем сознании сливается в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; но не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

Франц Шуберт прожил всего 31 год. Стараниями друзей в 1828 году был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел большой успех и принёс композитору большую радость. Шуберт, несмотря на пошатнувшееся здоровье, строит радужные планы и продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни и 19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался.

По желанию Шуберта его похоронили в Вене на Верингском кладбище, рядом с Бетховеном, который говорил о песнях Шуберта: «Воистину искра божья в этом Шуберте» На надгробии Франца Шуберта высечена надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды».







7. Рефлексия.

Подходит к концу наш урок. Я предлагаю вам оставить сообщение в Книге отзывов о нашей сегодняшней встрече. У меня есть начало предложений, постарайтесь их закончить, высказав свое мнение.

Мне понравилось..

Самым интересным было…

Для меня было сложно…

Сегодня я понял(а)…

Сегодня я задумался…

На уроке я научился…

Я бы хотел(а)…

Я хочу выразить благодарность…

8.Итог урока

-На сегодняшний день Франц Шуберт входит в десятку самых популярных композиторов классической музыки. Его герой – простой человек со светлыми, добрыми чувствами. А как этого не хватает нам всем в нашей современной жизни.

Выставление и комментирование отметок учащимся, активно работавшим на уроке.

Домашнее задание: Разбиться на группы по 4 человека и подготовить выразительное чтение «Лесного царя» по ролям, рассмотреть картины, предложенные в учебнике на стр.46-47, определить наиболее созвучные из них балладе Шуберта.















Самоанализ урока.

Урок по теме «Старинной песни мир. Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь» проводился в 6 «в» классе. Класс общеобразовательный, 24 ученика, умственные способности большинства детей можно определить как средние.

Вид урока: урок изучения нового материала (урок-беседа).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.

Задачи:

• познакомить учащихся с отдельными фрагментами биографии Ф.Шуберта;

• определить понятия «вокальная баллада», «драматический образ», «романтизм»;

• закрепить знания о песенных жанрах (серенада, баркарола...);

• провести анализ содержания и музыки баллады Ф.Шуберта «Лесной царь»;

• воспитывать познавательный интерес к изучению музыкального искусства, к музыке Ф.Шуберта.

На уроке использовались различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Также на уроке использовались следующие методы и приемы обучения:

словесные (беседа, объяснение, рассказ, элементы дискуссии);

наглядные (показ и использование видеопрезентации, демонстрация

правильного пения);

практические (постановка проблемных вопросов, создание частично-

поисковых и проблемных ситуаций, вокально-хоровая

работа, слушание музыкальных произведений);

объяснительно-иллюстративный (видеопрезентация, работа с учебником),

метод стимулирования музыкальной деятельности ( использование активизация музыкального и жизненного опыта учеников, проблемно-поисковые ситуации, эффект удивления, успеха);

метод сравнения и анализа (слушание и исполнение произведений);

наглядно-слуховой метод ( слушание и исполнение произведений);

метод эмоциональной драматургии урока.

Основу содержания урока составило творчество Шуберта. Работа проходила по следующему плану:

1 этап урока, организационный включал создание благоприятной творческой атмосферы и музыкальное приветствие.

Далее этап актуализации знаний, где дети вспомнили, что им известно о Шуберте и его творчестве, обратившись к изучаемому ранее произведению «В путь». На следующем этапе была определена тема урока и сформулирована цель : определить на примере вокальных произведений Шуберта в чем же заключается его умение создавать удивительные и запоминающиеся музыкальные образы. Далее, детям была предложена музыкальная викторина и работа в парах, в результате которых были прослушаны ранее изученные песни и определено их содержание. А также ребята исполнили песню «В путь» и был подведен небольшой итог о новом типе песен Шуберта и значении аккомпанемента в его песнях.

Следующий этап урока – это работа над новым произведением «Лесной царь». В начале, детям было предложено по аккомпанементу вступления определить характер произведения, затем была проведена ритмическая минутка – дети, разбившись на варианты, простучали ритм триолей и мелодии вступления., было проведено сравнение с аккомпанементом песни «В путь» и еще раз подчеркнута его изобразительность. Затем, работая с текстом учебника, была создана поисковая ситуация, дети нашли новые факты биографии Шуберта, характеризующие его личностные качества, определены особенности жанра баллада и знакомство с текстом баллады в переводе Жуковского. Ребятами были сделаны выводы о количестве героев и даны характеристики их интонаций. Также детям было предложено прочесть балладу по ролям, максимально выразительно передав интонации героев. На следующем этапе работы был просмотрен видеофильм на немецком языке по данному музыкальному произведению, далее состоялась беседа, в ходе которой были сделаны следующие заключения: Литературная и музыкальная интонация похожи, Шуберту удалось нарисовать яркие контрастные образы героев, аккомпанемент баллады создал образ постоянно нарастающего напряжения. Подводя итог этого этапа, ребята смогли назвать основные особенности жанра баллада. Вокально – хоровая деятельность продолжила работу над произведением. Были разучены и пропеты фразы героев баллады со стр.44. В обобщении материала прозвучал рассказ учителя об уникальности творчества Шуберта и его последних днях жизни. На этапе рефлексии дети сделали «устную запись в Книге отзывов», высказав свои эмоции от материала урока. В качестве домашнего задания предложено чтение баллады по ролям, объединившись по 4 человека и рассмотреть картины, предложенные в учебнике на стр.46-47, определить наиболее созвучные из них балладе Шуберта.

Урок получился достаточно содержательным, эффективность его заключается в нескольких параметрах:

  • выполнены поставленные задачи,

  • достигнута цель,

  • были созданы благоприятные условия для беседы,

  • получен эмоциональный отклик,

  • достигнута обратная связь с воспитанниками,

  • целесообразно использован музыкальный материал и презентация,

  • оптимально выбраны формы работы,

  • создана благоприятная психологическая атмосфера.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!