СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Становление понятия "Профессиональная этика педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Становление понятия "Профессиональная этика педагога" (с описанием)

Просмотр содержимого документа
«Проф. этика (к презент.)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

с углублённым изучением отдельных предметов






Доклад

на городском методическом объединении

учителей музыки

в рамках конкурса «Педагогические таланты 2015»


«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА»













Евдокимова М.В.

учитель музыки и МХК

МОУ средняя школа №10











г.о. Жуковский 2015

Этика - (лат.ethica наука, искусство нравственности), учение о нравственности и морали. Этот термин введён Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Её требования нашли отражения во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Платон (427-347 до н.э.) определил 4 добродетели:

  • мудрость;

  • мужество (смелость);

  • благоразумие (самообладание);

  • справедливость.

Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики – профессиональной и педагогической.

Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Её особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.п. группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности этической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.



Критерии педагогической этики

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

Совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали определяет Кодекс педагогической этики. Он регулирует поведение педагога и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ Кодекса является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми (учениками), которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и учащихся – сочетание разумной требовательности и доверия к ним. В си стеме нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения педагогом положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого ученика. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющихся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Справедливость это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с учащимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются преставления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.. Они предусматривают осуществление (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии. Ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Профессиональный педагогический долг предусматривает необходимость творческого отношения к своему труду, особую требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет - это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт.

Педагогический такт выступает реализацией педагогической морали и деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач.

Признаки (черты) педагогического такта:

  • требовательность. Без грубости, унижения личного достоинства и мелочной придирчивости;

  • естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства;

  • принципиальность и настойчивость без упрямства;

  • внимательность и чуткость без подчёркивания этого;

  • юмор и ирония без насмешливости, унижающей достоинство личности подчинённого;

  • воздействие в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний без подавления и унижения;

  • умение выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания и высокомерия;

  • способность обучать и воспитывать учащихся без подчёркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;

  • умение слушать учащихся, серьёзно подходить к формулировке ответа на их вопросы.


10 основ этики учителя


Так каким же не должен быть учитель?

  1. учитель не имеет право предлагать ученику знания, которые угрожают его жизни, здоровью;

  2. необходимо избегать поступка и высказываний рекламного характера;

  3. намёки, а также высказывания пожеланий относительно вручения учителю подарков является недопустимым;

  4. учитель постоянно следит за культурой своей речи и общения. В его речи нет ненормативной, нецензурной лексики, грубых и обидных фраз;

  5. учитель не имеет права разглашать информацию о личности ученика. Даже после окончания его обучения.

Каким должен быть учитель?

  1. имеет право на свободный творческий эксперимент в рамках действующего законодательства. Учитель самостоятельно выбирает стиль общения с учащимися;

  2. с уважением относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих учеников. Учитель не имеет права навязывать ученикам свои взгляды и убеждения;

  3. уважает право каждого ученика свободно выбирать для себя учителя, что проявляется в беспрепятственном переводе ученика в другую группу, класс, школу;

  4. на отношения учителя с детьми не должна влиять поддержка, которая предоставляется их родителями школе;

  5. учитель при необходимости может согласиться на консультацию или репетиторство.


«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

Просмотр содержимого презентации
«Проф. этика»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА  Подготовил: Шарипов А.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА

Подготовил:

Шарипов А.С.

Этика   - лат. ethica – наука, искусство нравственности Аристотель .

Этика - лат. ethica наука, искусство нравственности

Аристотель .

Платон (427-347 до н.э.)  Определил 4 добродетели

Платон (427-347 до н.э.)

Определил 4 добродетели

  • мудрость;
  • мужество (смелость);
  • благоразумие (самообладание);
  • справедливость.
Нормативные требования педагогической этики  Профессиональная этика  Педагогическая  этика  кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности изучает особенности этической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил.

Нормативные требования педагогической этики

Профессиональная этика

Педагогическая этика

кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности

изучает особенности этической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил.

Кодекс педагогической этики совокупность нравственных требований принципы и нормы педагогической морали

Кодекс педагогической этики

совокупность нравственных требований

принципы и нормы педагогической морали

Педагогическая мораль  Признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми (учениками), которые способствуют:

Педагогическая мораль

Признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми (учениками), которые способствуют:

  • развитию творческой личности;
  • формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Педагогическая справедливость Их общественное признание  Достоинство людей Обязанности людей Права людей

Педагогическая справедливость

Их общественное признание

Достоинство людей

Обязанности людей

Права людей

доброта принципиальность человечность Уровни нравственной воспитанности

доброта

принципиальность

человечность

Уровни нравственной воспитанности

Педагогический долг

Педагогический долг

  • преставления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.
  • Они предусматривают осуществление (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии.
Педагогическая честь - Необходимость творческого отношения к своему труду, особую требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь

- Необходимость творческого отношения к своему труду, особую требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогический авторитет это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогический авторитет

это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Педагогическое сознание

рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Педагогический такт Педагогический такт выступает реализацией педагогической морали и деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.

Педагогический такт

Педагогический такт выступает реализацией педагогической морали и деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.

  • уважительное отношение к личности
  • высокую требовательность
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему
  • уравновешенность и самообладание
  • деловой тон в отношениях
  • принципиальность
  • внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Признаки педагогического такта

Признаки педагогического такта

  • требовательность
  • естественность, простота общения;
  • принципиальность и настойчивость;
  • внимательность и чуткость;
  • юмор и ирония;
  • воздействие в форме убеждений, внушений, предупреждений, предложений и наказаний;
  • умение выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания и высокомерия;
  • способность обучать и воспитывать учащихся;
  • умение слушать учащихся, серьёзно подходить к формулировке ответа на их вопросы.
учитель не имеет право предлагать ученику знания, которые угрожают его жизни, здоровью; необходимо избегать поступка и высказываний рекламного характера; намёки, а также высказывания пожеланий относительно вручения учителю подарков является недопустимым; учитель постоянно следит за культурой своей речи и общения. В его речи нет ненормативной, нецензурной лексики, грубых и обидных фраз; учитель не имеет права разглашать информацию о личности ученика. Даже после окончания его обучения.
  • учитель не имеет право предлагать ученику знания, которые угрожают его жизни, здоровью;
  • необходимо избегать поступка и высказываний рекламного характера;
  • намёки, а также высказывания пожеланий относительно вручения учителю подарков является недопустимым;
  • учитель постоянно следит за культурой своей речи и общения. В его речи нет ненормативной, нецензурной лексики, грубых и обидных фраз;
  • учитель не имеет права разглашать информацию о личности ученика. Даже после окончания его обучения.
имеет право на свободный творческий эксперимент в рамках действующего законодательства. Учитель самостоятельно выбирает стиль общения с учащимися; с уважением относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих учеников. Учитель не имеет права навязывать ученикам свои взгляды и убеждения; уважает право каждого ученика свободно выбирать для себя учителя, что проявляется в беспрепятственном переводе ученика в другую группу, класс, школу; на отношения учителя с детьми не должна влиять поддержка, которая предоставляется их родителями школе; учитель при необходимости может согласиться на консультацию или репетиторство.
  • имеет право на свободный творческий эксперимент в рамках действующего законодательства. Учитель самостоятельно выбирает стиль общения с учащимися;
  • с уважением относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих учеников. Учитель не имеет права навязывать ученикам свои взгляды и убеждения;
  • уважает право каждого ученика свободно выбирать для себя учителя, что проявляется в беспрепятственном переводе ученика в другую группу, класс, школу;
  • на отношения учителя с детьми не должна влиять поддержка, которая предоставляется их родителями школе;
  • учитель при необходимости может согласиться на консультацию или репетиторство.
«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся  пример нравственного и гражданского личностного поведения».  « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».

« Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!