СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандартный вид числа. Алгебра 8 класс

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока и презентация по теме Стандартный вид числа в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«104 Стандартный вид числа»

Урок алгебры 8 класс

Тема урока. Стандартный вид числа.

Тип урока: изучение нового материала.


Основные цели:

  • создать условия для усвоения учащимися новой формы записи больших и малых чисел и правил выполнения действий над числами, записанными в стандартном виде, для формирования навыков определения порядка числа, перехода от обычной записи к стандартной, и обратно;

  • развивать познавательный интерес к изучению предмета;

  • способствовать формированию умений планировать свою деятельность: работе с отдельными шагами алгоритма, способам осуществления контроля и самоконтроля.

Оборудование: проектор, ПК, экран, карточки с тестовыми заданиями, карточки с алгоритмами.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Сообщение темы и целей урока.


II. Актуализация опорных знаний

Задача. Расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км. За сколько секунд свет от Солнца дойдет до Земли, если скорость света 300 000 км/ч?

( ученик решает на доске)

Решение: 150 000 000:300 000= 500 секунд (8 минут 20 секунд)


III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

Стремление постичь тайны времени, пространства и своё место во Вселен­ной издавна не давало покоя челове­ку. Вот и сегодня, как отмечает извест­ный писатель-фантаст Е. И. Парнов, человек снова «стоит на перекрёстке бесконечностей. Одна дорога уводит его в мир галактик, туда, где разлета­ющееся вещество достигает почти световых скоростей, другая — в мик­ромир с исчезающе малыми масшта­бами расстояний и длительностей...». И уже несколько тысячелетий, не зная покоя, человеческая мысль блуждает по этим дорогам.

Отправ­ной точкой в её странствиях всегда была Земля. Диаметр нашей планеты составляет около 12 800 км, Солнца — в 109 раз больше. Если представить себе Зем­лю в виде крупинки размером 1 мм, то диаметр Солнца окажется рав­ным примерно 11 см. При этом Земля (в выбранном масштабе) будет дви­гаться вокруг светила по орбите ра­диусом чуть меньше 12 м. Диаметр же всей Солнечной системы превысит 900 м!

Выйдем за её пределы. Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Кентавра находится от нас на расстоянии, поч­ти в 7 тыс. раз превышающем радиус Солнечной системы. Чтобы преодо­леть такой путь, свету требуется более четырёх лет. Если же выразить это расстояние в километрах, получится 14-значное число. Космическая станция, движущаяся с третьей космической скоростью (16,67 км/с), доберётся до неё не ра­нее чем за 70 тыс. лет! А ведь это наша ближайшая «соседка», остальные звёз­ды расположены ещё дальше.

Обратим теперь свой взгляд в об­ратную сторону — ту, которая уводит нас в глубь материи.

Атомы настолько малы, что их нельзя увидеть ни в один оптический микроскоп. По своим размерам (при­мерно 10~10 м) они во столько же раз меньше обыкновенного яблока, во сколько раз яблоко меньше земного шара. А число атомов в яблоке так же велико, как и число звёзд в наблю­даемой Вселенной.

В науке и технике астрономы, физики, химики, биологи ставят эксперименты, затем исследуют получившиеся результаты и получают очень большие и очень малые числа. Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел.

Например, большим числом выражается масса Земли – 5 980 000 000 000 000 000 000 т.

(5 секстиллионов 980 квинтиллионов т).


Давайте с помощью таблицы его прочитаем.


На слайде - таблица названий больших чисел.

МИЛЛИОН – 6

МИЛЛИАРД – 9

ТРИЛЛИОН – 12

КВАДРИЛЛИОН – 15

КВИНТИЛЛИОН – 18

СЕКСТИЛЛИОН – 21

СЕПТИЛЛИОН – 24

ОКТИЛЛИОН – 27

НОНИЛЛИОН – 30

ДЕЦИЛЛИОН – 33


Малым числом выражается размер вируса гриппа равен 0, 000000103 м. (нуль целых, сто три миллиардных м).



2. Проверка решения задачи на доске.

Вывод: мы видим, что читать такие числа и выполнять над ними какие-либо действия очень сложно.

– Известна ли вам более удобная форма записи больших и малых чисел?

– Формулирование целей урока (вместе с учениками)

– Обратимся к помощи учебника, п. 39 (до примера 1).


Задание. Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы (вопросы на слайде).

Какая запись называется стандартным видом числа?

Как называется число n в этой записи?

Что показывает большой положительный порядок в стандартной записи числа?

Что показывает большой по модулю отрицательный порядок?


3. № 1013 (устно). ( Назвать порядок числа, записанного в стандартном виде).


4. Алгоритм записи числа в стандартном виде

Составим алгоритм записи числа в стандартном виде.

Для этого разберите по учебнику примеры 1,2 в учебнике. (слайд)

( формулируем этапы алгоритма)


Алгоритм записи числа в стандартном виде

1. Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

2. Посчитать количество цифр, на которое сместилась запятая.

3. Определить знак порядка числа n:

n0, n

если α10 если α

IV. Закрепление изученного материала

1. (устно) Представьте в стандартном виде числа: (задания на слайде)

350, 72000 , 0, 026, 0, 00000905.

2. Запишите в стандартном виде числа: (ответы – на доску)

а) масса атома кислорода 0, 000 000 000 000 000 000 000 02662 г;

б) толщина пленки мыльного пузыря 0,000 000 06 см;

в) диаметр молекулы воды 0,000 000 03 см;

3. Можно ли про следующие числа сказать, что они записаны в стандартном виде:

; ; .

(прокомментировать решение).


4. Самостоятельное выполнение № 1014, № 1015.


5. Взаимопроверка по решению, представленному на слайде.


6. Дифференцированная работа с учащимися.

1 группа – ученики, успешно справившиеся с заданиями, дальше самостоятельно работают с учебником. Задание для них проецируется на экране:

Ответьте на вопрос: как выполняется умножение и деление чисел, записанными в стандартном виде? ( слайд)

1. Для этого рассмотрите пример 3 в учебнике.

2. Выполните действия:

а) (3,5 · 10-7) · (3 · 10-5 )= (3,5 · 3) · (10-7 · 10-5) = 10,5 · 10-12 = 1,05 · 10 · 10-12 =

=1,05 · 10-11.

б) .

(сначала проецируется задание, затем для проверки – решение)

3. Решите задачи: (на слайде)

1. Луч света за 1с пробегает расстояние 3 · 105 км. В году 3 · 107с. какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

2. Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 106 световых лет. Сколько километров до нее?

(решение появляется на экране позже для проверки)

2 группа – это ученики, испытывающие затруднения при решении заданий, они работают с учителем , выполняя задание, записанное на доске:

1. Представить числа в стандартном виде:

67; 0, 0027; 29,54; 0,000087; 95 000 000.


V. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

Тест

1. Самостоятельная работа для 1 группы - выполнение теста:

Для данного числа выберите запись его в стандартном виде и запишите в тетрадь букву соответствующую выбранному ответу:


1. 480

ч

в

к

2. 0,0013

и

л

е

3. 0,000008

р

с

а

4. 2 610 000

с

н

л

5. 17 000 000

о

с

а

Проверка теста – по ключевому слову «верно».


2. Самостоятельная работа для 2 группы - расположите планеты в порядке удаления их от Солнца. Запишите в тетрадь ответ.


Планета

Расстояние

Венера

1,082 · 108

Земля

1,495 · 108

Меркурий

5,790 · 107

Марс

2,280 · 108

Нептун

4,497 · 109

Плутон

5,947 · 109

Сатурн

1,427 · 109

Уран

2,871 · 109

Юпитер

7,781 · 108


Для проверки проецируется слайд «Планеты Солнечной системы»


VI. Итог урока


Домашнее задание: п. 39, №№ 1016 (957), 1019 (960), 1022 (965), 1024 (967),





Просмотр содержимого презентации
«Стандартный вид числа»

В науке и технике астрономы, физики, химики, биологи ставят эксперименты, затем исследуют получившиеся результаты и получают очень большие и очень малые числа. Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел. Например, большим числом выражается масса Земли – 5 980 000 000 000 000 000 000 т. Малым числом выражается размер вируса гриппа равен 0, 000000103 м

В науке и технике астрономы, физики, химики, биологи ставят эксперименты, затем исследуют получившиеся результаты и получают очень большие и очень малые числа.

Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел.

Например, большим числом выражается масса Земли –

5 980 000 000 000 000 000 000 т.

Малым числом выражается размер вируса гриппа равен

0, 000000103 м

Названия больших чисел миллион (6 нулей) 1000000  миллиард (9 нулей) 1000000000 триллион (12 нулей) 1000000000000 квадриллион (15 нулей) 1 000000000000000 квинтиллион (18 нулей) 1000000000000000000 секстиллион (21 нулей) 1 000000000000000000000 септиллион (24 нулей) 1000000000000000000000000 октиллион (27 нулей) 1000000000000000000000000000 нониллион (30 нулей)  10000000000000000000000000000000 дециллион (33 нуля)  10000000000000000000000000000000000 3

Названия больших чисел

миллион (6 нулей) 1000000

миллиард (9 нулей) 1000000000

триллион (12 нулей) 1000000000000

квадриллион (15 нулей) 1 000000000000000

квинтиллион (18 нулей) 1000000000000000000

секстиллион (21 нулей) 1 000000000000000000000

септиллион (24 нулей) 1000000000000000000000000

октиллион (27 нулей) 1000000000000000000000000000

нониллион (30 нулей) 10000000000000000000000000000000

дециллион (33 нуля) 10000000000000000000000000000000000

3

Прочитайте числа: 5 980 000 000 000 000 000 000 т. масса Земли 0,000 000 103 м размер вируса гриппа

Прочитайте числа:

5 980 000 000 000 000 000 000 т.

масса Земли

0,000 000 103 м

размер вируса гриппа

Ответьте на вопросы: 1. Что такое стандартный вид числа? 2. Как называется число n  ? 3. Что показывает большой положительный порядок ? 4. Что показывает большой по модулю отрицательный порядок ?

Ответьте на вопросы:

1. Что такое стандартный вид числа?

2. Как называется число n ?

3. Что показывает большой положительный порядок ?

4. Что показывает большой по модулю отрицательный порядок ?

Стандартным видам числа α называется его запись в виде , где

Стандартным видам числа α называется его запись в виде

, где

0 , n если α 10 если α

Алгоритм записи числа в стандартном виде

1. Поставить в данном числе α запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра, отличная от нуля.

2. Посчитать количество цифр, на которое сместилась запятая,

3. Определить знак порядка числа n :

n0 , n

если α 10 если α

Упражнения  1 ) Представьте в стандартном виде числа:   а) 350;   б) 72000 ;   в) 0,026,  в) 0, 00000905.   2 ) Запишите в стандартном виде числа:    а) масса атома кислорода  0, 000 000 000 000 000 000 000 02662 г;  б) толщина пленки мыльного пузыря  0,000 000 06 см;  в) диаметр молекулы воды 0,000 000 03 см; 3. Можно ли про следующие числа сказать, что они записаны в стандартном виде:

Упражнения

1 ) Представьте в стандартном виде числа:

а) 350; б) 72000 ;

в) 0,026, в) 0, 00000905.

2 ) Запишите в стандартном виде числа:

а) масса атома кислорода

0, 000 000 000 000 000 000 000 02662 г;

б) толщина пленки мыльного пузыря

0,000 000 06 см;

в) диаметр молекулы воды 0,000 000 03 см;

3. Можно ли про следующие числа сказать, что они записаны в стандартном виде:

№ 1014 № 1015

№ 1014 № 1015

Как выполнить умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде? а) б)

Как выполнить умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде?

а)

б)

Задачи 1. Луч света за 1  с пробегает расстояние 3 · 10 5 км. В году 3 · 10 7 с. Какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом) 2. Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 10 6 световых лет. Сколько кило-метров до нее?

Задачи

1. Луч света за 1 с пробегает расстояние 3 · 10 5 км. В году 3 · 10 7 с. Какое расстояние пробегает световой луч за год? (это расстояние называют световым годом)

2. Туманность Андромеды удалена от нас на 2,3 · 10 6 световых лет. Сколько кило-метров до нее?

Задание.  Расположите планеты в порядке удаления их от Солнца Планета  Расстояние  Венера 1,082 · 10 8 км Земля Меркурий 1,495 · 10 8 км 5,790 · 10 7 км Марс 2,280 · 10 8 км Нептун 4,497 · 10 9 км Плутон 5,947 · 10 9 км Сатурн 1,427 · 10 9 км Уран 2,871 · 10 9 км Юпитер 7,781 · 10 8 км

Задание. Расположите планеты в порядке удаления их от Солнца

Планета

Расстояние

Венера

1,082 · 10 8 км

Земля

Меркурий

1,495 · 10 8 км

5,790 · 10 7 км

Марс

2,280 · 10 8 км

Нептун

4,497 · 10 9 км

Плутон

5,947 · 10 9 км

Сатурн

1,427 · 10 9 км

Уран

2,871 · 10 9 км

Юпитер

7,781 · 10 8 км

Планеты Солнечной системы

Планеты Солнечной системы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!