Лябина Анна Васильевна
МБОУ СОШ №27
Стабильные положительные результаты по развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся, проводимых аттестуемым и организацией в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции.
Диагностика социальной компетентности
Развитие социальной компетентности у школьников является одной из приоритетных задач в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции. Насколько успешно школьник сможет адаптироваться к новым для него условиям, настолько успешно будет проходить социализация и формирование монологической речи обучающихся.
По развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся рассматриваю такие критерии социальной компетентности, как:
1. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
2. Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремление к взаимодействию с другими.
3. Умение представить себя.
4. Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.
5. Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.
Для диагностики социальной компетентности школьников использовала: беседу с учителем, диагностику коммуникативной компетентности учащихся (автор, Г.М Беспалова), социометрическое изучение межличностных отношений учащихся (автор, Дж.Морено) и изучение социализации школьника (автор, М.И.Рожкова).
В ходе беседы каждый ученик оценивался по следующим критериям: манера общения, отношения с учителями, отношения с одноклассниками, дисциплинированность, отношение к школьному имуществу, особенности поведения, отношение к своим поступкам, отношение к педагогическим воздействиям. Результаты беседы представлены в таблице 1
Таблица 1. Показатели уровня воспитанности школьников
№ | Ф.И. учащегося | Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах) | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. | | 3б | 3б | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 3б | 22б |
2. | | 2б | 3б | 2б | 2б | 3б | 1б | 3б | 3б | 19б |
3. | | 2б | 3б | 2б | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 20б |
4. | | 1б | 3б | 2б | 3б | 3б | 1б | 1б | 2б | 16б |
5. | | 2б | 2б | 3б | 2б | 2б | 2б | 1б | 2б | 16б |
6. | | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 23б |
7. | | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 24б |
8. | | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 24б |
9. | | 2б | 2б | 2б | 3б | 2б | 1б | 1б | 2б | 15б |
10. | | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 22б |
11. | | 1б | 3б | 2б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 21б |
12. | | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 3б | 24б |
13. | | 2б | 2б | 2б | 3б | 2б | 2б | 3б | 3б | 19б |
14. | | 1б | 2б | 1б | 1б | 1б | 1б | 1б | 2б | 10б |
15. | | 2б | 3б | 2б | 3б | 3б | 2б | 3б | 3б | 21б |
16. | | 3б | 3б | 3б | 2б | 2б | 2б | 3б | 3б | 22б |
Из таблицы 1 видно, что 12 учащихся (75%) имеют достаточно высокий уровень изучаемых показателей. Они общительны, доброжелательны, выполняют все требования учителя, бережно относятся к школьному имуществу, систематически совершают положительные поступки и адекватно оценивают их.
На среднем уровне находятся 3 человека (18,75 %) из класса. Они более молчаливы, не всегда бывают вежливыми, требования взрослых выполняют по настроению, могут совершать отрицательные поступки и не всегда оценивают их адекватно.
На низком уровне находится 1 ученик (6,25%), который имеет отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушение дисциплины), стремится навязать свое мнение, игнорирует требования учителя, имеет пренебрежительное отношение к школьному имуществу, к своим поступкам — равнодушен. Процентное соотношение изучаемых показателей представлены на рисунке 1.
В ходе изучения коммуникативной компетентности были получены следующие результаты:
Таблица 2. Показатели коммуникативной компетентности
Показатели компетентности | Уровни |
Высокий (51-и более балл) | Средний (31–50 балл) | Низкий (до 30 и ниже балл) |
абсолютность | % | абсолютность | % | абсолютность | % |
1. Навыки позитивного отношения к собственной личности | 6 чел | 37,5 | 10 чел | 62,5 | 0 чел | 0 |
2. Навыки позитивного общения | 7 чел | 43,75 | 9 чел | 56,25 | 0 чел | 0 |
3. Навыки понимания других | 7 чел | 43,75 | 7 чел | 43,75 | 2 чел | 12,5 |
Навыки позитивного отношения к собственной личности сформированы больше чем у половины класса: 10 учащихся (62,5%) со средним уровнем и 6 учащихся (37,5%) с высоким. А это означает, что учащиеся стараются замечать свои недостатки, уважать себя, избегать конфликтных ситуаций со своими одноклассниками, знают о своих сильных и слабых сторонах характера. Навыки позитивного общения сформированы у всех участников: высокий уровень у 7 учащихся (43,75%) и средний уровень у 9 учащихся (56,25%). Учащиеся могут и стараются договариваться с окружающими, учитывают чужую точку зрения, легко находят предмет для разговора и быстро мирятся.
Навыки понимания других сформированы у 14 учащихся (87,5%) класса. Эти ученики могут прийти на помощь в любую минуту, контролировать себя в любых ситуациях, ценить взрослых, учителей и своих одноклассников. Но 2 ученика (12,75%) имеют низкий уровень. Они не могут контролировать себя, ценить взрослых и своих одноклассников.
Полученные результаты графически отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели коммуникативной компетентности в процентном соотношении
Для определения структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявлению лидеров и «отверженных» членов группы была использована методику Дж.Морено.
Таблица 3. Показатели межличностных отношений учащихся
Показатели межличностных отношений | Абсолютное количество | % |
1. Звезды | 2 чел | 12,5 |
2. Предпочитаемые | 3 чел | 18,75 |
3. Принятые | 9 чел | 56,25 |
4. Отверженные | 2 чел | 12,5 |
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что в классе есть 2 человека (12,5%), которые относятся к категории «Звезды». Этих девочек одноклассники хотели видеть — командиром класса, капитаном команды и пригласили бы их на день рождение.
К «Предпочитаемым» относятся 3 человека (18,75%) из класса. Они поддерживают неплохие отношения со своими сверстниками и так же бы их хотели видеть капитаном команды или командиром класса.
К «Принятым» относятся 9 человек (56,25%) из класса. Одноклассники хотели бы видеть этих учащихся в своей команде, но не в качестве лидера (командира класса), а как друга в команде.
К сожалению в этом классе есть 2 детей (12,5%), относящихся к категории «Отверженные». Одноклассники не хотели их видеть ни в качестве своих друзей, ни лидерами в команде.
Результаты межличностных отношений в процентном соотношении представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели межличностных отношений в процентном соотношении
Для изучения социальной адаптированности учащихся использована методика М.И.Рожковой. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Показатели социальной адаптированности школьников
№ | Ф.И. учащегося | Коэффициент со- циальной адапти- рованности | Коэффициент социальной ак- тивности | Коэффициент нравственной воспитанности | Уровень социализации |
1. | | 3,6 | 2,8 | 3,6 | высокий |
2. | | 1,6 | 1,8 | 2 | низкий |
3. | | 1,9 | 2,8 | 3,1 | средний |
4. | | 1,8 | 1,6 | 1,9 | низкий |
5. | | 2,8 | 2,9 | 3,1 | средний |
6. | | 3,8 | 3,6 | 4 | высокий |
7. | | 3,6 | 3,1 | 3,9 | высокий |
8. | | 3,5 | 3,3 | 4 | высокий |
9. | | 2,4 | 2,9 | 3,2 | средний |
10. | | 2,6 | 2,8 | 3,3 | средний |
11. | | 2,4 | 2,7 | 2,9 | средний |
12. | | 3,8 | 3,2 | 4 | высокий |
13. | | 2,9 | 3,3 | 3,8 | высокий |
14. | | 1,7 | 2 | 2,7 | средний |
15. | | 1,9 | 1,8 | 2,4 | средний |
16. | | 2,5 | 2,3 | 3 | средний |
Из таблицы 4 следует, что на высоком уровне находятся 6 человек (37,5%). Эти ребята слушаются взрослых, поступают к окружающим только с хорошей стороны, могут отстаивать свое мнение, защитить себя и тех, кого обижают, им нравится помогать другим и делать добро.
На среднем уровне находятся 8 учащихся (50%). Ребята стараются слушаться учителей и взрослых, дружить без конфликтов, переживают неприятности других, как свои, стараются помогать другим и умеют прощать людей.
И к низкому уровню относятся 2 человека из класса (12,5%). Эти ученики достаточно упрямы, могут обидеть своих одноклассников, не обращают на замечания взрослых, не стремятся помочь своим сверстникам.
Ниже представлен уровень социальной адаптированности школьников в процентном соотношении.
Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной мере, но есть также дети, которые нуждаются в систематической, целенаправленной работе по ее формированию. Основные проблемы этих детей заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия со взрослыми и одноклассниками.