СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стабильные положительные результаты по развитию социальных компетентностей в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стабильные положительные результаты по развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся, проводимых аттестуемым и организацией в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции

Просмотр содержимого документа
«Стабильные положительные результаты по развитию социальных компетентностей в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции»

Лябина Анна Васильевна

МБОУ СОШ №27

Стабильные положительные результаты по развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся, проводимых аттестуемым и организацией в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции.

Диагностика социальной компетентности

Развитие социальной компетентности у школьников является одной из приоритетных задач в процессе формирования монологической речи обучающихся как средства развития коммуникативной компетенции. Насколько успешно школьник сможет адаптироваться к новым для него условиям, настолько успешно будет проходить социализация и формирование монологической речи обучающихся.

По развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся рассматриваю такие критерии социальной компетентности, как:

1. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

2. Потребность в осуществлении социально одобряемых форм взаимодействия, стремление к взаимодействию с другими.

3. Умение представить себя.

4. Умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выход при разногласиях.

5. Знание правил и норм поведения, правил работы в паре и в группе, в обществе.

Для диагностики социальной компетентности школьников использовала: беседу с учителем, диагностику коммуникативной компетентности учащихся (автор, Г.М Беспалова), социометрическое изучение межличностных отношений учащихся (автор, Дж.Морено) и изучение социализации школьника (автор, М.И.Рожкова).

В ходе беседы каждый ученик оценивался по следующим критериям: манера общения, отношения с учителями, отношения с одноклассниками, дисциплинированность, отношение к школьному имуществу, особенности поведения, отношение к своим поступкам, отношение к педагогическим воздействиям. Результаты беседы представлены в таблице 1

Таблица 1. Показатели уровня воспитанности школьников



Ф.И. учащегося

Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах)

всего

1

2

3

4

5

6

7

8


1.


22б

2.


19б

3.


20б

4.


16б

5.


16б

6.


23б

7.


24б

8.


24б

9.


15б

10.


22б

11.


21б

12.


24б

13.


19б

14.


10б

15.


21б

16.


22б


Из таблицы 1 видно, что 12 учащихся (75%) имеют достаточно высокий уровень изучаемых показателей. Они общительны, доброжелательны, выполняют все требования учителя, бережно относятся к школьному имуществу, систематически совершают положительные поступки и адекватно оценивают их.

На среднем уровне находятся 3 человека (18,75 %) из класса. Они более молчаливы, не всегда бывают вежливыми, требования взрослых выполняют по настроению, могут совершать отрицательные поступки и не всегда оценивают их адекватно.

На низком уровне находится 1 ученик (6,25%), который имеет отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушение дисциплины), стремится навязать свое мнение, игнорирует требования учителя, имеет пренебрежительное отношение к школьному имуществу, к своим поступкам — равнодушен. Процентное соотношение изучаемых показателей представлены на рисунке 1.

В ходе изучения коммуникативной компетентности были получены следующие результаты:


Таблица 2. Показатели коммуникативной компетентности

Показатели компетентности

Уровни

Высокий (51-и более балл)

Средний (31–50 балл)

Низкий (до 30 и ниже балл)

абсолютность

%

абсолютность

%

абсолютность

%

1. Навыки позитивного отношения к собственной личности

6 чел

37,5

10 чел

62,5

0 чел

0

2. Навыки позитивного общения

7 чел

43,75

9 чел

56,25

0 чел

0

3. Навыки понимания других

7 чел

43,75

7 чел

43,75

2 чел

12,5


Навыки позитивного отношения к собственной личности сформированы больше чем у половины класса: 10 учащихся (62,5%) со средним уровнем и 6 учащихся (37,5%) с высоким. А это означает, что учащиеся стараются замечать свои недостатки, уважать себя, избегать конфликтных ситуаций со своими одноклассниками, знают о своих сильных и слабых сторонах характера. Навыки позитивного общения сформированы у всех участников: высокий уровень у 7 учащихся (43,75%) и средний уровень у 9 учащихся (56,25%). Учащиеся могут и стараются договариваться с окружающими, учитывают чужую точку зрения, легко находят предмет для разговора и быстро мирятся.

Навыки понимания других сформированы у 14 учащихся (87,5%) класса. Эти ученики могут прийти на помощь в любую минуту, контролировать себя в любых ситуациях, ценить взрослых, учителей и своих одноклассников. Но 2 ученика (12,75%) имеют низкий уровень. Они не могут контролировать себя, ценить взрослых и своих одноклассников.

Полученные результаты графически отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели коммуникативной компетентности в процентном соотношении

Для определения структуры детской общности, системы внутренних симпатий и антипатий, выявлению лидеров и «отверженных» членов группы была использована методику Дж.Морено.

Таблица 3. Показатели межличностных отношений учащихся

Показатели межличностных отношений

Абсолютное количество

%

1. Звезды

2 чел

12,5

2. Предпочитаемые

3 чел

18,75

3. Принятые

9 чел

56,25

4. Отверженные

2 чел

12,5


Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что в классе есть 2 человека (12,5%), которые относятся к категории «Звезды». Этих девочек одноклассники хотели видеть — командиром класса, капитаном команды и пригласили бы их на день рождение.

К «Предпочитаемым» относятся 3 человека (18,75%) из класса. Они поддерживают неплохие отношения со своими сверстниками и так же бы их хотели видеть капитаном команды или командиром класса.

К «Принятым» относятся 9 человек (56,25%) из класса. Одноклассники хотели бы видеть этих учащихся в своей команде, но не в качестве лидера (командира класса), а как друга в команде.

К сожалению в этом классе есть 2 детей (12,5%), относящихся к категории «Отверженные». Одноклассники не хотели их видеть ни в качестве своих друзей, ни лидерами в команде.

Результаты межличностных отношений в процентном соотношении представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели межличностных отношений в процентном соотношении

Для изучения социальной адаптированности учащихся использована методика М.И.Рожковой. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели социальной адаптированности школьников





Ф.И. учащегося

Коэффициент со- циальной адапти-

рованности

Коэффициент социальной ак-

тивности

Коэффициент нравственной

воспитанности



Уровень социализации

1.


3,6

2,8

3,6

высокий

2.


1,6

1,8

2

низкий

3.


1,9

2,8

3,1

средний

4.


1,8

1,6

1,9

низкий

5.


2,8

2,9

3,1

средний

6.


3,8

3,6

4

высокий

7.


3,6

3,1

3,9

высокий

8.


3,5

3,3

4

высокий

9.


2,4

2,9

3,2

средний

10.


2,6

2,8

3,3

средний

11.


2,4

2,7

2,9

средний

12.


3,8

3,2

4

высокий

13.


2,9

3,3

3,8

высокий

14.


1,7

2

2,7

средний

15.


1,9

1,8

2,4

средний

16.


2,5

2,3

3

средний

Из таблицы 4 следует, что на высоком уровне находятся 6 человек (37,5%). Эти ребята слушаются взрослых, поступают к окружающим только с хорошей стороны, могут отстаивать свое мнение, защитить себя и тех, кого обижают, им нравится помогать другим и делать добро.

На среднем уровне находятся 8 учащихся (50%). Ребята стараются слушаться учителей и взрослых, дружить без конфликтов, переживают неприятности других, как свои, стараются помогать другим и умеют прощать людей.

И к низкому уровню относятся 2 человека из класса (12,5%). Эти ученики достаточно упрямы, могут обидеть своих одноклассников, не обращают на замечания взрослых, не стремятся помочь своим сверстникам.

Ниже представлен уровень социальной адаптированности школьников в процентном соотношении.


Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что у большей половины класса показатели социальной компетентности развиты в той или иной мере, но есть также дети, которые нуждаются в систематической, целенаправленной работе по ее формированию. Основные проблемы этих детей заключаются в их неумении организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия со взрослыми и одноклассниками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!