МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУДОД "СЮТ")
297408, Российская Федерация, Республика Крым, город Евпатория, ул. Революции, д. 75, тел. (06569) 3-03-30,
е-mail: [email protected]
ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Ссылки. Встроенные функции Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи с использованием абсолютных, относительных и смешанных ссылок и с использованием встроенных функций Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
научить выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов;
различать виды ссылок (абсолютная, относительная, смешанная);
определять вид ссылки, необходимой для использования в расчётах;
использовать в расчётах встроенные математические и статистические функции Microsoft Excel 2010;
закрепить полученные знания в процессе выполнения практической работы;
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
Организационный момент (3 минуты).
Актуализация базовых знаний (12 минут).
Изложение нового материала (25 минут).
Практическая работа (1 час 30 минут).
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме и проводит опрос.
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel? (Минимальным элементом табличного процессора Excel, является ячейка.)
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство? (Автозаполнение – это заполнение ячеек данными из определенных последовательностей, предусмотренных Excel.)
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул? (Начинается запись формулы со знака “=”. Формулы представляют собой выражения, описывающие вычисления в ячейках.)
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? (Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки.)
5. Назовите часто используемые функции? (Часто используются такие функции как: СУММ, СРЗНАЧ, МАКС, МИН.)
Педагог дополнительного образования предлагает обучающимся тестовые задания:
1.Электронная таблица – это …
а) программа служащая для создания, редактирования, сохранения и распечатки различных текстов.
б) приложение хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах.
в) приложение служащее для производства вычислений и решения математических задач.
г) все ответы верны
2.Активная ячейка в Excel - это:
а) ячейка с адресом А1; б) ячейка, выделенная рамкой; в) ячейка, в которую введены данные; г) нет правильного ответа
3.Ввод формулы в Excel начинается:
а) со знака равно; б) со знака скобки; в) с цифры; г) с буквы.
4.Адрес ячейки в Excel состоит из:
а) имени файла;
б) заданного набора символов;
в) имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка;
г) номера строки и имени столбца, на пересечении которых находится ячейка.
5.Функция СУММ() в Excel относится к функциям:
а) математическим; б) статистическим; в) логическим; г) финансовым.
6.Мастер функций в Excel необходим для:
а) редактирования таблицы; б) для быстрого запуска программы;
в) сохранения информации; г) ввода необходимых функций.
7.Если в Excel сделать ячейку активной и нажать клавишу Delete, то:
а) удалится содержимое ячейки; б) очистится формат ячейки;
в) удалится ячейка; г) удалится имя ячейки.
8.Информация в таблице представлена в виде:
а) файлов; б) записей; в) текста, чисел, формул; г) все ответы верны
9.Укажите правильный адрес ячейки:
а) А6С
б) В67
в) 83С
г) В1Г
10.Наименьшим элементом электронной таблицы является ...
а) ячейка; б) символ; в) столбец; г) строка
11.Диапазоном ячеек электронной таблицы называется ...
а) множество всех заполненных ячеек таблицы;
б) множество всех пустых ячеек;
в) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
г) множество ячеек, образующих область произвольной формы.
12.Укажите недопустимую формулу для ячейки F1
а) =A1+B1*D1; б) =A1+B1/F1; в) =C1; г) допустимы все формулы
13.Укажите недопустимую формулу для записи в ячейку D1
а) =2A1+B2; б) =A1+B2+C3; в) =A1-C3; г) допустимы все формулы.
14.В электронной таблице выделена группа ячеек А1:В3. Сколько ячеек в этой группе?
а) 2; б) 3; в) 5; г) 6.
15.В электронной таблице нельзя удалить
а) строку; б) столбец; в) имя ячейки; г) содержимое ячейки.
Изложение нового материала.
Для выполнения практической работы необходимо знать следующее:
MS Excel содержит 320 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню Справка. Для удобства функции в Excel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические, логические, дата и время и т.д.).
Обращение к каждой функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов в круглых скобках
Таблица. Встроенные функции MS Excel
Функции | Вид записи | Назначение |
Математические | КОРЕНЬ(...) | Вычисление квадратного корня |
ABS(...) | Вычисление абсолютного значения (модуля) числа |
ЦЕЛОЕ(...) | Округление числа или результата выражения, указанного в скобках, до ближайшего меньшего (!) целого |
ПИ( ) * | Значение математической константы «ПИ» (3,1415926...) |
НОД(…) | Наибольший общий делитель нескольких чисел |
НОК(…) | Наименьшее общее кратное нескольких чисел |
СЛЧИС( ) * | Вычисление случайного числа в промежутке между 0 и 1 |
Статистические | МИН(...) | Определение минимального из указанных чисел |
МАКС(…) | Определение максимального из указанных чисел |
СРЕДНЕЕ(...) | Определение среднего значения указанных чисел |
СУММ(...) | Определение суммы указанных чисел |
Дата и время | СЕГОДНЯ ( ) * | Значение сегодняшней даты в виде даты в числовом формате |
МЕСЯЦ(дата) | Вычисление порядкового номера месяца в году по указанной дате |
ДЕНЬ(дата) | Вычисление порядкового номера дня в месяце по указанной дате |
ГОД(дата) | Вычисление года по указанной дате |
Логические | И(условие1; условие2;...) | Вычисление значения (ИСТИНА, ЛОЖЬ) логической операции И |
ИЛИ(условие1; условие2;...) | Вычисление значения (ИСТИНА, ЛОЖЬ) логической операции ИЛИ |
ЕСЛИ(условие; знач_ИСТИНА; знач_ЛОЖЬ) | Вычисление значения в зависимости от выполнения условия |
|
*Записывается без аргументов |
| | Таблица ссылок |
| Название | Запись | При копировании | Технология ввода |
| Относительная | C3 | Меняется в соответствии с новым положением ячейки | Щелкнуть в ячейке |
| Абсолютная | $C$3 | Не меняется | Щелкнуть в ячейке и нажимать F4 до преобразования адреса к нужному виду |
| Смешанная | С$3 | Не меняется номер строки |
| $C3 | Не меняется имя столбца |
Задание 1
В электронных таблицах с использованием в формулах смешанных ссылок создать
таблицу умножения:
1. Заполните название таблицы, строку и столбец с множителями:
2. В ячейку В3 запишите формулу =A3*В2 растяните ее в право и сразу, не снимая
выделения, вниз:
Как видно, мы допустили ошибку. Для ее исправления вернемся в ячейку В3 и
проанализируем формулу =А3*В2.
При растягивании этой формулы вправо должна остаться неизменной ссылка на столбец А: =$А3*В2.
При растягивании формулы вниз необходимо зафиксировать ссылку на строку 2:
=$А3*В$2 растяните полученную формулу вправо и вниз.
3. Убедитесь, что теперь формулы заполнены верно:
4. Переименуйте Лист1 на Таблица умножения.
Задание 2
В электронных таблицах с использованием в формулах абсолютных ссылок вычислить цены отдельных устройств компьютера и компьютера целиком в рублях, если
заданы цены отдельных устройств компьютера в условных единицах и курс доллара к
рублю.
1. Перейти на новый лист и присвоить ему имя Абсолютные ссылки.
2. Ввести наименования устройств, входящих в компьютер, в столбец А, их цены в
условных единицах — в столбец В и курс доллара к рублю — в ячейку Е2.
3. Ввести в ячейку С2 формулу, содержащую относительную ссылку на цену в
условных единицах и абсолютную ссылку на курс доллара к рублю.
4. Скопируем формулу, вычисляющую цену в рублях, в нижележащие ячейки с
использованием операции заполнения диапазона (маркер автозаполнения).
5. Подсчитаем в ячейке С12 общую цену компьютера с помощью встроенной функции
СУММ().
6. Представьте цены устройств компьютера, и курс доллара к рублю в денежном
формате.
7. Выделить диапазон ячеек С2:С12 и ввести команду Главная — Формат.
8. На появившейся диалоговой панели Формат ячеек выбрать пункт Денежный.
9. Повторить процедуру для ячейки Е2.
10. Обратите внимание, что при копировании формул относительные ссылки изменяются, а абсолютные не изменяются.
Задание 3.
С помощью MS Excel 2010 составить смету своих школьных расходов за прошедшую неделю. Образец сметы следующий:
День недели | Расходы | Мин. расходы | Макс. расходы | ИТОГО: |
Питание | Транспорт | Литература | Развлечения |
Понедельник | | | | | | | |
Вторник | | | | | | | |
Среда | | | | | | | |
Четверг | | | | | | | |
Пятница | | | | | | | |
Суббота | | | | | | | |
Воскресенье | | | | | | | |
Минимальные расходы | | | | | | | |
Максимальные расходы | | | | | | | |
ИТОГО: | | | | | | | |
5. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.