СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СССР в период Великой отечественной войны, ответ на попытки пересмотра истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность корректировки темы урока "СССР в годы Великой отечественной войны" оправдана мощной волной фальсификации истории данного периода, направленной на пересмотр итогов войны.Это один из элементов новой "Холодной войны" со стороны США и их союзников, направленной против современной России. 

Просмотр содержимого документа
«СССР в период Великой отечественной войны, ответ на попытки пересмотра истории»


Урок: «СССР в период Великой отечественной войны,

ответ на попытки пересмотра истории»

Цели урока:

Образовательные:

- Понимание содержания исторических событий Второй мировой и Великой отечественной войн;

- Обобщить и углубить знания учащихся по истории Второй мировой и Великой отечественной войн, их итогах и последствиях.

- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ

- Используя данные знания по истории, дополнительную информацию дать достойный ответ попыткам переписать историю войны.

Развивающие:

- Умения учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ; способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

- Сформировать умения участия в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.

- Сформировать умения применять знания для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.

Воспитательные:

- Воспитать чувства глубокого и осознанного патриотизма у первокурсников, гордости за великую Победу советского народа в Великой отечественной войне, чувства благодарности ветеранам войны и тыла.

- Сформировать подлинные духовно- исторические ориентиры, ценности; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.

- Способность выработать активную жизненную позицию у студентов, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой отечественной войне.

Тип урока: урок – практическая дискуссия

Оборудование:

1. Приписывается министру пропаганды гитлеровской Германии Йозефу Геббельсу. В действительности это перефразированная цитата из книги «Моя борьба» (т. 1, гл. 10) Адольфа Гитлера (1889—1945): «Широкие массы [...] скорее становятся жертвами большой лжи (einer grossen Luge), чем маленькой».

2. Васильев Н. М. Великая Отечественная война под пером фальсификаторов. Сборник РУСО — Осторожно, история, М., 2011.

3. Матвиенко Ю. А. 70-летию начала ВОВ посвящается. Ч. 2. ИАП «Геополитика» , 2011.

4. Материалы СМИ. Видеоматериал «О покаянии мальчика Коли из Нового Уренгоя в бундестаге»

5. Раздаточный материал по теме урока.

6. Презентация по теме.


Понятия: Фальсификация истории, историческая память, патриотизм, неофашизм, коллаборационизм.

Ход урока:

  1. Защитим историю и наследие Победы.

Ровно месяц остался до нашего великого праздника – Дня Победы. Россияне и весь мир готовятся достойно встретить эту дату, чествовать ветеранов войны и тыла, вспоминать погибших героев войны.

Последнее время и особенно последний год распространились попытки фальсификации истории ВОВ. Это стало одним из главных направлений современной информационной войны.

В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни.

Наш сегодняшний урок завершает изучение темы по истории ВОВ. Давайте поговорим по очень важным вопросам, выскажем свои суждения, аргументы и оценки. Ведь наш священный долг - защитить наследие Победы от искажений и политических спекуляций.


  1. - Что такое Фальсификация истории?

- Кто и с какой целью пытается переписать историю войны?

- Почему мы должны говорить об этом, обсуждать и давать ответы?

-Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете.

- История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти историю войны.

Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны.

Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии.

-Граждане России, историки, не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны.


  1. Обсуждение вопросов по основным направлениям фальсификации.

    1. Была ли вообще Великая отечественная война? Или только Вторая мировая война?

- Немецкий фашизм сравнивают и приравнивают к советскому тоталитарному режиму Сталина. Насколько допустимо такое сравнение?


- На СССР возлагается равная с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны. На основании чего делаются такие заявления? Выскажите свое мнение.


- Развенчание характера ВОВ как освободительной, отечественной.


Сталинский советский режим категорически нельзя сравнивать с фашистскими режимами в Европе, но нельзя замалчивать и бесчеловечные проявления этого режима в СССР.

У сталинского режима и режима Гитлера есть общие черты, но нацистская, расистская идеология, открытая агрессивная политика – это характеристика только немецкого фашизма.

Пакт Молотова - Риббентропа, подписание секретных протоколов стало возможным

только после Мюнхенского сговора и отказа ведущих стран Европы выступить вместе против Германии.

СССР не несет ответственности за развязывание Второй мировой войны, но события осени 1939 и 1940 годов требуют более тщательного изучения и оценок историков.

Российская история анализирует и дает соответствующую оценку сталинскому тоталитарному режиму, осуждая его крайние проявления. Однако фашизм характеризуется человеконенавистническими идеями, агрессивной внешней политикой, геноцидом и расовой ненавистью к другим народам. Накануне войны СССР не добившись успехов в борьбе за создание системы коллективной безопасности против фашизма, действовал в своих национальных и государственных интересах, старался не допустить покорения братских народов нацистами.


    1. Герои и предатели войны.


- Кого пытаются представить героями войны на Украине и в Прибалтике? Зачем?

Попытки представить Бандеру, Шухевича и других коллаборационистов героями, борцами со сталинским режимом, за свободу и независимость.

Примеры преступлений этих людей в Волынской резне, в Хатыни, на Украине.



- Кто для вас настоящие герои войны? Почему?

Настоящие герои войны - это те, кто сражался на фронте, приближал победу в тылу, партизанил в лесах, перенес блокаду, ждал с войны своих родных и близких. Примеры подвигов. Судьба войны в судьбе семьи.


Мы будем помнить настоящих героев

войны, победивших фашизм. Не позволим

отодвинуть их имена и сделать героями

предателей и преступников.


3) Итоги войны. Лишение СССР и России

статуса победителя и права утверждать о

решающей роли в Победе над фашизмом в

Европе

- Как пересматриваются основные итоги войны?

- Назовите причины победы над фашистской

Германией в Европе?

Патриотизм и героизм советских людей.

Полководческий талант военачальников.

Партизанское движение в тылу врага.

Единство фронта и тыла.

Поддержка и участие антигитлеровской коалиции.

Мобилизационный ресурс советской экономики.

Роль Сталина в руководстве страной.


Нам очевидны итоги войны и роль Советского Союза в достижении Победы.

СССР заплатил высочайшую цену за Победу. Об этом надо помнить всегда и не позволить украсть у нас Победу.



  1. «Никто не забыт и ничто не забыто»


- Какова ваша правда о войне?

- Есть ли угроза возрождения фашизма? Как этому противостоять?

- В чем должна проявляться ваша активная позиция, связанная с историей Великой отечественной войны?



  1. Подведение итогов урока.

- Федеральный закон № 128-ФЗ об ответственности за посягательства на историческую память россиян.


  1. Домашнее задание. Эссе « Память о войне.

Это надо не мертвым, это надо живым»






Вступительное слово

учителя.




Выступление Путина В.В.

на заседании комиссии по празднованию 70-летия Победы. (видеофрагмент)

(слайд)









Вступительная беседа

(слайд)





Некоторые

примерные, краткие ответы учащихся включены в конспект после проведения урока.
















Работа по таблице раздаточного материала

(приложение) и по подготовленным конспектам.







Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои суждения и оценки.






Примерные ответы учащихся.









Вывод и обобщение учителя













Использование материалов СМИ.







Примеры мужества и героизма советских людей, партизан, тружеников тыла и др.





Вывод и обобщение учителя.







Использование материалов СМИ и других источников


Запись причин Победы на доске, в соответствии с высказываниями учащихся (слайд)















Завершающая беседа







Заключительное слово учителя.

Минута молчания.








Приложение.

История Великой Отечественной войны как объект информационного противоборства

Направления фальсификации

Искажаемые исторические события, ложные факты (подделки) истории

Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны 1939–1945 гг.

 

Замалчивание об аншлюсе Австрии,  захвате Чехословакии, Мюнхенском сговоре, «странной/сидячей войне» в Европе, их причинно-следственной связи с советско-германскими договорами 1939 г.,  в том числе пактом  Молотова–Риббентропа 

  «Захватническая политика СССР в отношении Польши и Прибалтики»

  «Подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.»  

  Уравнивание фашизма  и сталинизма посредством признания подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности


Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. как народной, освободительной, отечественной

Преувеличение масштабов коллаборационизма на территории СССР, оккупированной нацистскими агрессорами

  Депортация советских народов как «месть за национально-освободительную борьбу»

  Причисление предателей Родины к рангу «борцов за независимость народов, борцов со сталинским, большевистским режимом»

 

 

Лишение России статуса победителя и права утверждать о ее решающей роли в Победе  над фашизмом    в Европе

«Слабость советского военного искусства, советских полководцев и военачальников»     (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны)

  «Экономическую основу Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу»

  Занижение «цены» Победы, заплаченной советским народом (потери), в том числе ее влияния на современную демографическую ситуацию  в России 

 

 

Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее всемирно признанного статуса Освободителя

  Замена понятия «освободительная миссия» СССР на – «оккупация» Советским Союзом

 

«Экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Центральной Европы» 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!