- Развить интерес к изучению истории США и стран Западной Европы во второй половине 20 века.
- Способствовать формированию критического мышления и аналитических навыков учащихся.
- Повысить уровень общей культуры и исторической грамотности учащихся.
- Развивать навыки работы с различными источниками информации (тексты, фотографии, видео и т.д.) и способность анализировать их.
- Развивать умение сопоставлять различные точки зрения на исторические события и делать выводы на основе полученной информации.
- Развивать навыки коммуникации и сотрудничества в процессе обсуждения исторических вопросов.
- Определить ключевые события, процессы и лидеров в США и странах Западной Европы во второй половине 20 века.
- Анализировать исторические факты и делать выводы о влиянии этих событий на мировую политику и социально-экономическую ситуацию.
- Разобраться в основных причинах и последствиях исторических событий и процессов в США и странах Западной Европы в данном периоде.
Методические приемы и план изучения нового материала | Организация и управление уроком (введение, переходы, выводы, вопросы и задания) | Деятельность учащихся | УУД (вид и конкретное действие) |
1. Организационный момент |
Настрой на активную деятельность | Приветственное слово: Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Рамиль Байрамович (продублировано на доске). Я буду вести у вас историю и обществознание. Предлагаю познакомиться с вами с помощью небольшой переклички по списку, просьба вставать, когда я буду называть ваши фамилии – так, я быстрее смогу вас запомнить. | Ответное приветствие. Включение обучающихся в деятельность. | ПО: смысловое слушание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Проверка знаний и умений |
Проверка знаний и умений учащихся. Фронтальный опрос | Хорошо. Для начала проверим ваши знания по прошлой теме и проверим вашу готовность к сегодняшнему занятию. Вопросы: 1. Политический пост в какой страны занимал Уинстон Черчилль после Второй Мировой войны? 2. Каково было содержание его речи в Фултоне? 3. Кто занимал пост президента США во время речи в Фултоне? 4. Расскажи про такие новообразованные организации, как НАТО и ООН. 5. По-твоему мнению, что послужило причиной начала Холодной войны между США и СССР? | Ученики, закрыв учебники и тетради, отвечают на вопросы учителя | Р: саморегуляция ПО: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Переход к новой теме. | Ребята, на прошлом занятии вы с Жанной Ваниковной вы разбирали начало Холодной войны и формирование биполярной политических систем, сегодня мы продолжим изучение истории 20-того века. |
3. Подготовка школьников к восприятию новой темы |
Мотивационный компонент. Формулирование Темы. | Вторая половина XX века очень богата на судьбоносные события не только для истории США и стран Западной Европы, но и в целом для всего мира. Накаляются противоречия между западноевропейскими и восточноевропейскими державами, меняются политические лидеры крупнейших держав, начинаются политические изменения в ряде государств. Запишите тему урока - США и страны Западной Европы во второй половине XX в | Определяют тему урока и делают запись в тетрадь. | ПО: смысловое слушание. Р: прогнозирование, постановка учебной темы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
Переход к изучению нового материала. Постановка цели и плана изучения новой темы. Аналитическая беседа. | А теперь, когда мы знаем тему, давайте определим цель сегодняшнего занятия и исходя их цели составим план. Какие аспекты жизни «западного общества» нам надо рассмотреть, чтобы лучше понять происходившие процессы? (учитель выслушивает варианты ответов учащихся, корректирует их при необходимости, а затем выводит на экран цель и план занятия - презентацию) | Определяют цель работы. кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода. Формулируют план работы на уроке. | Л.: смыслообразование. ПО: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание. ПЛ: анализ, сравнение, классификация, синтез. Р: целеполагание, планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: умение задавать вопросы при их возникновении, построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
4. Изучение нового материала |
1. Основные этапы социально-политического развития США и Западной Европы во второй половине XX века Работа с учебником. Составление тематической таблицы Аналитическая беседа | Первое с чего мы начнём изучать США и Западную Европу в данный период, будет политическая сфера во второй половине XX века, которая в свою очередь изменила социально-экономическую структуру западного общества. (на экран выводится шаблон таблицы. Приложение 1) Сейчас на экране вы видите пустую таблицу, вам необходимо открыть учебник на страницах, указанных в первом столбце таблицы и заполнить остальные столбцы. На выполнение задания у вас есть 15 минут. Начинайте с США. После выполнения задания трое учащихся выходят к доске и озвучивают получившиеся выводы по таблице. Остальная часть класса сравнивает, корректирует, дополняет свои записи и ответы ребят у доски | Анализ информации учебника, составление тематической таблицы в тетради | ПО: смысловое слущание К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
2. Социально-политическое развитие США во второй половине XX Аналитическая беседа Работа с учебником (документ) Работа с материалом параграфа | Как вы записали в таблице США в начале второй половины XX века быстро развивалось, экономика росла, США благодаря «Плану Маршалла» увеличило свое влияние на Западноевропейские государства. Численность среднего класса в США росла. Вопрос: по вашему мнению в чем заключалась особенность «среднего класса» по отношению к прежней стратификации западного общества? Корпорации, обеспечивавшие массовое производство товаров широкого потребления, боролись за лидерство на потребительском рынке США. Это стимулировало экономику. Отлично, а теперь давайте откроем учебник на странице 36 и прочитаем сноску «Портрет на фоне эпохи» про Мартина Лютера Кинга. Информацию о какой социальной проблеме в США можно получить из данного отрывка текста? Ответ: Расовая дискриминация. | Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения Анализируют текст, выдвигают свои предположения. | ПО: поиск и выделение информации, анализ, структурирование знаний Р: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли |
3. Политическое развитие Франции во второй половине XX века. Сжатое информативное сообщение Аналитическая беседа | Особенностью социально-политической жизни Франции в данный период можно считать то, что она вошла в 50-тые годы 20-го века в статусе колониальной державы. Франция все еще имела колонии в Африке и Азии, как например, Великобритания. НО наступали эпоха неоколониализма, т.е. распада колониальных систем. Тысячи людей, проживавших во французских колониях в Африке, мигрировали жить во Францию, вслед за уходом французской метрополии. Это послужило причиной к кризису перепроизводства и массовым студенческим демонстрациям, как в США. Вопрос классу: как думаете, почему именно студенты были ядром массовых демонстраций, как в Европе, так и за океаном, в США? | Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения. Слушают. | ПО: поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли |
Вывод | Для западных стран в 1950-1960-х гг. было характерно ускоренное экономическое развитие, складывание общества всеобщего благосостояния, развитие социальных гарантий. Вместе с тем в них сохранялось немало проблем, вызывавших усиление социальных движений, борьбу за демократизацию общества. Наиболее значимыми были выступления студентов и рабочих в 1968 г. во Франции, движение против расизма в США. |
5. Закрепление |
Закрепление пройденного материала. Заключительная беседа. | И так, мы затронули сегодня очень обширную тему. На ваш взгляд можно ли назвать период второй половины XX успешным для США и ее Западноевропейских партнеров в лице Франции, Великобритании и Германии? | Участвуют в беседе. Структурирование изученного материала для ответа на вопрос. | Л: формулирование собственного мнения (позиции) ПО: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков. ПЛ: становление причинно-следственных связей. К: использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. |
6. Организация домашнего задания |
| Читать параграф 2-3 США и страны Западной Европы во второй половине XX века. Доделать таблицу – заполнить оставшиеся страны с помощью учебника! | Записывают домашнее задание. Уточняют при необходимости. | |
7. Оценивание |
| Оценивание происходит на основе: выполнения учеником всех требований и заданий, предъявляемых учителем, активной работы на уроке (устной и письменной), выполнения домашнего задания, изложения верных ответов на поставленный вопрос, верных логическим умозаключений ученика | | |
7. Рефлексия |
Оценка психологического комфорта на уроке. | Учитель раздаёт листочки с предложениями всему классу. Подведём итоги урока, закончив предложения: Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при... У меня хорошо получилось… | оценивание качества и уровня усвоения. Самоконтроль. Самооценка. | Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания». Р: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, самоконтроль, самооценка |