СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства связи предложений в тексте. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочные материалы представлены на слайдах.

Просмотр содержимого документа
«Средства связи предложений в тексте. Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.»

Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте

Задание 2. Средства связи предложений в тексте Текст для выполнения заданий 1—3 (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно  в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.  2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. однако поэтому это потому что хотя

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

Текст для выполнения заданий 1—3

(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

поэтому

это

потому что

хотя

Справочная информация  В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.  Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.  Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

Справочная информация

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

Совет Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.  Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое. Союзы Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.

Совет Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.

Союзы Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами : Соединительные : и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли Противительные : а, но, да (=но), однако, зато Градационные : не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а Пояснительные : то есть, а именно Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами :

Соединительные : и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные : а, но, да (=но), однако, зато

Градационные : не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные : то есть, а именно

Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами : Временные : когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь Причинные : так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро Целевые : чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы Следствия : так что Уступительные : хотя, несмотря на то что Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.) Изъяснительные: что, как, чтобы В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами :

Временные : когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные : так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

Целевые : чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия : так что

Уступительные : хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Совет Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы. Вводные слова и сочетания Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Не случайно их делят на группы по значению: - Эмоции, чувства, оценка. - Степень достоверности, возможности, уверенности. - Источник сообщения. - Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) - Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте). - Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности. - Мера того, о чём говорится. - Обычность, типичность того, о чём говорится.

Совет Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.

Вводные слова и сочетания

Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Не случайно их делят на группы по значению:

- Эмоции, чувства, оценка.

- Степень достоверности, возможности, уверенности.

- Источник сообщения.

- Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте)

- Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте).

- Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности.

- Мера того, о чём говорится.

- Обычность, типичность того, о чём говорится.

Тесты для тренировки: Текст 1  (1)Интересы итальянского учёного Джероламо Кардано были широки и многообразны.  (2)Кардано был не чужд и экспериментальным исследованиям и конструированию практических механизмов. (3)На склоне лет он при помощи опыта установил, что отношение плотности воздуха к плотности воды равно 1/50. (4)Когда в 1541 г. испанский король Карл V триумфально вошел в завоеванный Милан, ректор коллегии врачей Кардано шел рядом с балдахином. (5)В ответ на оказанную честь он предложил снабдить королевский экипаж подвеской из двух валов, которая поддерживала карету в безопасном положении. (6)  в империи Карла V дороги были дальние и плохие, изобретение получило широкое распространение. (7)Ныне такая система подвески называется карданом (карданный подвес, карданный вал, карданное сочленение) и применяется в автомобилях . (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово. или потому что итак поскольку а

Тесты для тренировки:

Текст 1

(1)Интересы итальянского учёного Джероламо Кардано были широки и многообразны.

(2)Кардано был не чужд и экспериментальным исследованиям и конструированию практических механизмов. (3)На склоне лет он при помощи опыта установил, что отношение плотности воздуха к плотности воды равно 1/50. (4)Когда в 1541 г. испанский король Карл V триумфально вошел в завоеванный Милан, ректор коллегии врачей Кардано шел рядом с балдахином. (5)В ответ на оказанную честь он предложил снабдить королевский экипаж подвеской из двух валов, которая поддерживала карету в безопасном положении. (6) в империи Карла V дороги были дальние и плохие, изобретение получило широкое распространение. (7)Ныне такая система подвески называется карданом (карданный подвес, карданный вал, карданное сочленение) и применяется в автомобилях . (По С.Г. Гиндикину)

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово.

или

потому что

итак

поскольку

а

Текст 2  (1)Винченцо Галилей, известный во Флоренции музыкант, долго размышлял над тем, какое поприще выбрать для своего старшего сына Галилео.  (2)Сын, безусловно, был способен к музыке,  отец предпочитал что-нибудь более надежное. (3)В 1581 году, когда Галилео исполнилось семнадцать лет, чаша весов склонилась в сторону медицины. (4)Винченцо понимал, что расходы по обучению будут велики, зато будущее сына будет обеспечено. (5)Местом обучения был выбран Пизанский университет, быть может, несколько провинциальный, но хорошо знакомый Винченцо. (6)Он долго жил в Пизе, там же родился Галилео. (По С.Г. Гиндикину) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово. таким образом, поэтому хотя если однако

Текст 2

(1)Винченцо Галилей, известный во Флоренции музыкант, долго размышлял над тем, какое поприще выбрать для своего старшего сына Галилео.

(2)Сын, безусловно, был способен к музыке, отец предпочитал что-нибудь более надежное. (3)В 1581 году, когда Галилео исполнилось семнадцать лет, чаша весов склонилась в сторону медицины. (4)Винченцо понимал, что расходы по обучению будут велики, зато будущее сына будет обеспечено. (5)Местом обучения был выбран Пизанский университет, быть может, несколько провинциальный, но хорошо знакомый Винченцо. (6)Он долго жил в Пизе, там же родился Галилео. (По С.Г. Гиндикину)

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом,

поэтому

хотя

если

однако

Текст 3

(1)Путь Галилея к профессии врача был нелёгок.

(2)Перед тем как приступить к изучению медицины, надо было выучить, а точнее — вызубрить философию Аристотеля. (3)В его учении говорится буквально обо всем. (4)По мнению Галилея, «нет, кажется, ни одного достойного внимания явления, мимо которого он (Аристотель) прошел бы, не коснувшись его». (5)Философия Аристотеля в то время преподавалась в чудовищной форме: в виде набора высказываний, считавшихся истинами в последней инстанции, лишенных мотивировок и доказательств.(6)Но о несогласии с Аристотелем не могло быть и речи. (7)Более всего интересует Галилея то, что пишет Аристотель о физике окружающего мира, он не хочет слепо верить каждому слову великого философа; он усвоил это, изучая его логику: «Сам Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя». (8)Он читает и других авторов, среди которых наибольшее впечатление на него производят Архимед и Евклид. (По С.Г. Гиндикину)

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста?

но

наоборот,

например,

таким образом,

скорее всего,

Текст 4

(1)Совершенно неожиданный путь предложил Николай Коперник, живший в 1473 — 1543 годах.

(2)Его тщательно разработанная, согласованная с наблюдениями схема содержит все основные моменты сегодняшнего взгляда на Солнечную систему: вокруг Солнца вращаются планеты, включая Землю; Земля, кроме того, совершает суточное движение; Луна вращается вокруг Земли. (3)При таком подходе все невероятно упростилось, остались невыясненные моменты при согласовании с данными наблюдений. (4)По мнению Коперника, движения планет близки к равномерным движениям по окружности, как у Аристотеля, а, несомненно, имевшиеся отклонения, по-видимому, опять требовали эпициклов, хотя их роль уже была не столь существенна, как у Птолемея. (5)Эпициклы исчезли лишь у Кеплера, открывшего эллиптичность орбит. (6)Система Коперника не была чисто описательной теорией, основанной на качественных явлениях. (7)Она содержала многочисленные вычисления: расстояния до Солнца, периоды обращений и т. д. (8)Только такая теория могла конкурировать с теорией Птолемея. (По С.Г. Гиндикину)

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

оттуда

несмотря на

поскольку

хотя

как скоро

Текст 5  (1)Время шло, жизнь изменялась, становясь всё сложнее и сложнее.  (2)Люди жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже. (3)Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться. (4)В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы. (5)Но  государство не может держаться без законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир: никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и обо всем не договориться. (6)Очевидно, и в мире действуют какие-то общие законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. (7)Каковы же они?   (По М.Л. Гаспарову) Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста? если поэтому в заключение то есть также

Текст 5

(1)Время шло, жизнь изменялась, становясь всё сложнее и сложнее.

(2)Люди жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже. (3)Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними сообща управляться. (4)В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы. (5)Но государство не может держаться без законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир: никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и обо всем не договориться. (6)Очевидно, и в мире действуют какие-то общие законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. (7)Каковы же они? (По М.Л. Гаспарову)

Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста?

если

поэтому

в заключение

то есть

также


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!