СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства формирования личностных УУД на уроках физики.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средствами формирования УУД являются: учебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность, дискуссия, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия, педагогическое общение.

Просмотр содержимого документа
«Средства формирования личностных УУД на уроках физики.»

Средства формирования личностных УУД на уроках физики.

Средствами формирования УУД являются: учебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность, дискуссия, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия, педагогическое общение.

Учебное сотрудничество на уровне основного общего образования учащиеся активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаѐтся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неѐ (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Например, исследовательская работа на уроке:

8 класс. Тема урока «Последовательное соединение проводников».

Структура данного урока определяется звеньями цикла научного исследования, причем главную часть урока занимает экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез и их теоретическое толкование. Необходимо чтобы проводимое на уроке исследование стало действенным стимулом познавательного интереса для каждого учащегося. Для этого нужно создать в процессе работы условия, способствующие раскрытию пути исследования. С этой целью разбиваю все исследование на три этапа, соответствующие обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Учащимся предлагаю на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу:

Какова сила тока в различных участках цепи?

I =

I1=

I2=

I = const

Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках?

U=

U1=

U2=

U=U1+U2

Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников?

R=

R1=

R2=

R=R1+R2

Здесь слева – цель каждого этапа работы, в других колонках — обработка результатов эксперимента и оформление теоретических выводов.

Заполнение таблицы на доске (экране) проводит учитель после тщательного обсуждения с учащимися каждого результата на данном этапе работы.

Завершающим этапом урока-исследования является анализ приводимых учащимися примеров практического использования последовательного соединения проводников.

Совместная деятельность. Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений. Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий еѐ совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Цели организации работы в группе: создание учебной мотивации; пробуждение в учениках познавательного интереса; развитие стремления к успеху и одобрению; снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Проектная деятельность.

В своей работе я использую метод проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности. «Кристаллы»- 10класс, «Применение кристаллов» -10класс, «Ювелирное дело» - 10класс, «Тайны снега»-10 класс, «Явления природы» -7класс и др.

Групповая работа


Описание приема обучения: Задание «Компьютерная презентация»


Цель: повторение изученной темы, формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме и умение

сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.


Место в структуре учебного цикла: данный вид работы может быть предложен учащимся:

  1. в конце учебного года, как один из видов повторения изученного материала за весь учебный год,

  2. после изучения темы в течение учебного года


Форма выполнения: работа в группах.


Описание задания: каждой группе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определенной теме – предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения группа создает план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются перед классом, который оценивает понятность и полноту представленной темы.

Критерии оценивания:

- полнота раскрытия темы,

- использование дополнительной информации,

- знание материла темы,

- оформление слайдов презентации,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

11 класс «Система Земля – Луна», «Строение Вселенной», «Наша Галактика»

8 класс «Тепловые явления», 7 класс «И. Ньютон»


Описание приема обучения: Задание «Диалог с текстом»

Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом».

Место в структуре учебного цикла: при изучении новой темы, на закреплении изученного материала

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначаемых в тексте символов (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В – вопрос, задать вопрос к тексту;

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события;

П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал: отрывок текста на карточке, включающий вопросы-задания для учащихся, обозначенные символами;

для чтения текста необходима закладка, сдвигая которую учащиеся открывают следующие предложения.

Пример использования приема «Диалог с текстом»


Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом».

Место в структуре учебного цикла: при изучении темы «Биологическое действие радиации» в 9 классе.

Форма выполнения задания: работа в группах.

Текст на карточках.

«Рассмотрим, как радиация влияет на организм  человека. К вредным воздействиям на человека и окружающую среду относятся выбросы и сбросы радиоактивных и токсических веществ из систем АС. Эти выбросы делят на газовые и аэрозольные, выбрасываемые в атмосферу через трубу, и жидкие сбросы, в которых вредные примеси присутствуют в виде растворов или мелких смесей, попадающие в водоемы. Выбросы могут быть как постоянными, находящимися под контролем персонала, так и аварийными, залповыми.   Радиоактивные   вещества   распространяются   в   окружающей среде, попадают в растения, в организмы животных и человека.(В)

Каков же механизм попадания радиоактивных веществ в организм человека? (О)

Радиоактивные изотопы могут проникать в организм вместе с пищей или водой. Через органы пищеварения они распространяются по всему организму. Радиоактивные частицы из воздуха во время дыхания могут попасть в легкие. Но они облучают не только легкие, а также распространяются по организму. Изотопы, находящиеся в земле и на ее поверхности, испуская гамма-излучение, способны облучить организм снаружи. Эти изотопы .также переносятся атмосферными осадками. Радиоактивное излучение очень опасно для человека. (З), (П)

Из курса биологии мы знаем, что живая клетка - это сложный механизм, не способный продолжать нормальную деятельность даже при малых повреждениях отдельных его участков. Из курса физики мы знаем, что гамма-кванты, например, обладают большой проникающей способностью, а значит, они могут поражать живые клетки. Даже слабые излучения способны нанести клеткам существенные повреждения и вызвать опасные заболевания (лучевая болезнь). Опасность излучений усугубляется тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений даже при смертельной дозе. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах. Облучение живых организмов может оказывать и определенную пользу. Быстроразмножающиеся клетки в злокачественных опухолях (раковых) более чувствительны, чем нормальные. Поэтому для подавления раковой опухоли используют гамма-лучи радиоактивного препарата».

Задание «Исключи лишнее».

Цель: Мотивация учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: внимательность,  логическое мышление.

Форма выполнения задания: индивидуальная и  работа в парах.

Описание задания: Данное задание учит «слушать и слышать» друг друга,  терпению при работе в паре и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т. е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности.

Материалы: карточка с заданием, карандаши.

Инструкция:В этом задании учащиеся должны каждый самостоятельно найти лишний термин и вычеркнуть его, а работая в паре проверить товарища и объяснить друг другу ошибки.

  1. Сила, ньютон, время, масса. (Время)

  2. Масса, километр, килограмм, дециметр.(Масса)

  3. Плотность, движение, время, скорость. (Движение)

  4. Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. (Миллиметр)

  5. Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка. (Насос)

Задание №2.

Закрепление  по теме «Механические колебания и волны» путем сравнения графика колебаний и графика волны.

Цель: Формирование познавательных навыков, мотивации учения, развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: учащиеся отвечают на вопросы письменно, придумывают новые параметры и строят графики.

 

1. В чем сходство и отличие двух графиков?

2. Какие физические величины можно найти из графика колебаний?

3. Какие физические величины можно найти из графика волны?

Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы, повышается активность обучающихся, растет интерес к предмету.

Разновозрастное сотрудничество. Особое место в развитии коммуникативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество. Чтобы научиться учить себя, т.е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное учебное сотрудничество предполагает, что младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в 1-2 классах). Эта работа обучающихся в позиции учителя выгодно отличается от их работы в позиции ученика в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создаѐт условия для опробования, анализа и обобщения, освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления. В нашей школе это находит свое применение при проведении дня самоуправления, или при проведении внеклассных мероприятий и классных часов.

Тренинги. Наиболее эффективным способом психологической коррекции эмоционально-личностных трудностей, развития рефлексивных способностей могут выступать различные виды тренингов для подростков. Тренинги позволяют ставить и достигать следующих конкретных целей:

- вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость окружающим;

- развивать навыки взаимодействия в группе, невербальные навыки общения; -получить представление о «неверных средствах общения»;

- создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе;

- развивать навыки самопознания, восприятия и понимания других людей, научиться познавать себя через восприятие другого;

- развивать положительную самооценку, сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

- познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучить способам выхода из конфликтной ситуации; отработать ситуации предотвращения конфликтов; закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; снизить уровень конфликтности подростков. Групповая игра и другие виды совместной деятельности в ходе тренинга вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Через ролевое проигрывание успешно отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. Тренинги проводит психолог во время групповой работы и педагоги на ситуационных классных часах.

Ситуационные классные часы: «Наркотики и ответственность», «Здоровый образ жизни» и др.

Общий приѐм доказательства. Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях: как средство развития логического мышления обучающихся; как приѐм активизации мыслительной деятельности; как особый способ организации усвоения знаний; как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся. Данное средство развития УУД как правило используется нами в технологии проблемного обучения. Необходимость использования обучающимися доказательства возникает в ситуациях, когда: учитель сам формулирует то или иное положение и предлагает обучающимся доказать его; учитель ставит проблему, в ходе решения которой у обучающихся возникает потребность доказать правильность (истинность) выбранного пути решения. В этих случаях для выполнения предлагаемых заданий обучающийся должен владеть деятельностью доказательства как одним из универсальных логических приемов мышления.

При изучении новой темы «Давление. Единицы давления» в 7 классе предлагается ответить на следующие вопросы:

  • По болоту прошли лось и человек. Чьи следы глубже?

  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?

  • Почему рельсы не кладут прямо на землю?

  • Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

Предлагаю вам решить задачу.

Лилипутская канатная фабрика выпускает канат площадью сечения 1 мм2, едва выдерживающий тяжесть одного лилипута, масса которого 1 г (вес 0,1 Н). На фабрике решили выпустить канаты разных сечений: 1 см2, 2 см2, 3 см2 ….,10 см2.

Какую нагрузку они могут выдержать?

Сначала идёт обсуждение, как решить задачу. Если решение не предложено, смотрим слайд - подсказку.

Записываем решение у доски (работает сильный ученик).

Дано:

F - ?

____

S1 =1мм2

S =1см2

F1 =0,1 Н

Решение

1 мм2=0,01см2

F=(S/S1)F1

F= (1см2 /0,01см2 )* 0,1 Н = 10 Н

Устно находим силы, которые выдерживают остальные канаты 20, 30, .., 100 Н.

Рассмотрим отношение.

F/S = 10

F1/S1 =10

Устно для всех остальных канатов, во всех случаях отношение равно 10.

Вывод: Канаты разные, а величина F/S =F1/S1 одинакова.

Величина р = F/S называется давлением.

Рефлексия. Задача рефлексии – осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форм. Формирование у школьников привычки к систематическому развѐрнутому словесному разъяснению всех совершаемых действий (а это возможно только в условиях совместной деятельности или учебного сотрудничества) способствует возникновению рефлексии, иначе говоря, способности рассматривать и оценивать собственные действия, умения анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?» – в ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия. Рефлексия, как средство развития регулятивных УУД, используется на уроках в виде: словесного анализа, ответов на вопросы, продолжи предложение (мне понравилось…, мне было трудно…), игры «Верно-неверно», знаково-символические средства, таблицы.

Волшебная лестница знаний”:

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:

1-я ступенька - испытываю затруднения;

2-я ступенька - усвоил новые знания, но ещё нужна помощь;

3-я ступенька - усвоил новые знания и научился применять их.

Тестовая форма рефлексии:

    1. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
      А. Меняй силу и площадь поверхности тела;
      Б. Смазывай поверхность разными смазками;
      В. Меняй цвет тела.
      2. Для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или брёвен, чтобы …
      А. Увеличить давление на почву.
      Б. Не испачкаться.
      В. Уменьшить давление на почву.
      3. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на пол. Что ты ей посоветуешь?
      А. надеть туфли на каблуках;
      Б. надеть лыжи.

4. Стены зданий устанавливают на широком фундаменте …
А. Чтобы увеличить давление на грунт.
Б. Чтобы уменьшить давление на грунт.
В. Для красоты.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Педагогическое общение. Наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Хотя программное содержание и формы образовательной деятельности за последние 10-15 лет претерпели существенные изменения, стиль общения «учитель — ученик» не претерпел столь значительных изменений. В определѐнной степени причиной этого является консерватизм педагогических установок, определяющих авторитарное отношение учителя к обучающемуся. Можно выделить две основные позиции педагога – авторитарную и партнѐрскую. Партнерская позиция может быть признана адекватной возрастно-психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую, очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости.

Итак, мы пришли к осознанию того, что учитель - организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!