СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является приложением к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения»

 Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения   9 класс  Выполнила: Коваленкова Любовь Евгеньевна, учитель МАОУ СОШ с. Яблочное

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

9 класс

Выполнила: Коваленкова Любовь Евгеньевна,

учитель МАОУ СОШ с. Яблочное

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения Смысловые и синтаксические отношения между частями сложного предложения выражаются при помощи следующих средств: а) интонации, б) союзов, в) союзных слов, г) порядка частей.

Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения

Смысловые и синтаксические отношения между частями сложного предложения выражаются при помощи следующих средств:

  • а) интонации,
  • б) союзов,
  • в) союзных слов,
  • г) порядка частей.
Бессоюзные предложения На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов). Я оглянулся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский). Любишь кататься — люби и саночки возить.

Бессоюзные предложения

  • На мхах, под деревьями лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой (И. Соколов-Микитов).
  • Я оглянулся: маяк горел белым огнём

(К. Паустовский).

  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
Интонация (наряду с порядком частей и другими синтаксическими средствами) служит для выражения различных отношений между частями сложного предложения: временны́х, противительных, причинных, условных и др. Сравните интонацию в следующих бессоюзных предложениях:  Рощи потемнели, холодеет глуб..на, петухи в селе пропели, зак..тилася луна (П.);  Чин след..вал ему — он службу вдруг оставил (Гр.);  А побьет он меня — выходите вы за св..тую правду-матушку (Л.);  Вода всему господин: воды и огонь бои(тся, ться) (Даль);  В жизни, хлопцы, так и бывает: по что пойдеш.., то и найдеш.. (Б. Пол.).

Интонация (наряду с порядком частей и другими синтаксическими средствами) служит для выражения различных отношений между частями сложного предложения: временны́х, противительных, причинных, условных и др.

Сравните интонацию в следующих бессоюзных предложениях: 

  • Рощи потемнели, холодеет глуб..на, петухи в селе пропели, зак..тилася луна (П.); 
  • Чин след..вал ему — он службу вдруг оставил (Гр.); 
  • А побьет он меня — выходите вы за св..тую правду-матушку (Л.); 
  • Вода всему господин: воды и огонь бои(тся, ться) (Даль); 
  • В жизни, хлопцы, так и бывает: по что пойдеш.., то и найдеш.. (Б. Пол.).
Сочинительные союзы (  связывают: однородные члены предложения и Соединительные и, да(=и), ни-ни, тоже, также Противительные простые предложения в сложное  – сложносочинённое ) а, но, да (=но), зато, однако, же Разделительные или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Сочинительные союзы

связывают: однородные члены предложения и

Соединительные

и, да(=и), ни-ни, тоже, также

Противительные

простые предложения в сложное  – сложносочинённое )

а, но, да (=но), зато, однако, же

Разделительные

или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Сложносочинённые предложения Потом все стихло, и только морская даль все так (же) монотонно, (не)громко шумела (К. Паустовский). Черная туча так(же) грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

  • Потом все стихло, и только морская даль все так (же) монотонно, (не)громко шумела (К. Паустовский).
  • Черная туча так(же) грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я не боюсь её (Л. Толстой).
 Подчинительные союзы Изъяснительные ( связывают простые предложения в сложное  – сложноподчинённое ) Временные как, чтобы, что, будто Причинные Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что Целевые Условные Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз Уступительные Сравнительные Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что Следствия Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно Так что

Подчинительные союзы

Изъяснительные

( связывают простые предложения в сложное  – сложноподчинённое )

Временные

как, чтобы, что, будто

Причинные

Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока

Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что

Целевые

Условные

Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы

Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз

Уступительные

Сравнительные

Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Следствия

Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно

Так что

Роль связующего элемента в сложноподчиненном предложении может выполнять  относительное (союзное) слово,  которое  является членом предложения, к нему можно задать вопрос Только как союзные слова : Кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько

Роль связующего элемента в сложноподчиненном предложении может выполнять  относительное (союзное) слово,  которое  является членом предложения, к нему можно задать вопрос

Только как союзные слова :

  • Кто,
  • какой,
  • который,
  • чей,
  • где,
  • куда,
  • откуда,
  • почему,
  • зачем,
  • сколько,
  • насколько
Сложноподчинённое предложение Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багря(н/нн)ые пожары (К. Паустовский). Туристы поднялись на холм, с которого открылся прекрасный вид на старый город. Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Сложноподчинённое предложение

  • Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багря(н/нн)ые пожары (К. Паустовский).
  • Туристы поднялись на холм, с которого открылся прекрасный вид на старый город.
  • Разрешите полюбопытствовать, кто имеет честь быть первым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).
Порядок частей сложного предложения тоже служит средством выражения отношений между ними ср.:  Мне стало грустно, и я ушел , —  Я ушел, и мне стало грустно.   В этих предложениях временны́е отношения с причинно-следственным оттенком воспринимаются по-разному в зависимости от порядка следования частей: возможная причина в первой части предложения стала следствием во второй, и наоборот. То же в бессоюзных сложных предложениях:  Пора вставать: уже семь часов . —  Уже семь часов — пора вставать.

Порядок частей сложного предложения тоже служит средством выражения отношений между ними

  • ср.:  Мне стало грустно, и я ушел , —  Я ушел, и мне стало грустно.  
  • В этих предложениях временны́е отношения с причинно-следственным оттенком воспринимаются по-разному в зависимости от порядка следования частей: возможная причина в первой части предложения стала следствием во второй, и наоборот.
  • То же в бессоюзных сложных предложениях:  Пора вставать: уже семь часов . —  Уже семь часов — пора вставать.
Найдите в тексте сложные предложения. Укажите, как связаны между собой образующие их части.  Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно. Снег был одет в жесткую сухую пленочку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на нее наступала волчья лапа, и легкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.  Как всегда, волки плелись гуськом: впереди седой, мрачный старик, хромавший от картечины в ноге, остальные — угрюмые и ободранные — старались поаккуратнее попадать в следы передних, чтобы не натруживать лап о неприятный, режущий наст.  Темными пятнами ползли мимо кустарники, большие бледные поля, по которым ветер гулял вольно и беззастенчиво, — и каждый одинокий кустик казался огромным и страшным; неизвестно было, не вскочит ли он вдруг, не побежит ли… Б. Зайцев.

Найдите в тексте сложные предложения. Укажите, как связаны между собой образующие их части.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно. Снег был одет в жесткую сухую пленочку, чуть-чуть хряскавшую всякий раз, как на нее наступала волчья лапа, и легкий холодный снежок змейками курился по этому насту и насмешливо сыпал в морды и лопатки волкам. Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.

Как всегда, волки плелись гуськом: впереди седой, мрачный старик, хромавший от картечины в ноге, остальные — угрюмые и ободранные — старались поаккуратнее попадать в следы передних, чтобы не натруживать лап о неприятный, режущий наст.

Темными пятнами ползли мимо кустарники, большие бледные поля, по которым ветер гулял вольно и беззастенчиво, — и каждый одинокий кустик казался огромным и страшным; неизвестно было, не вскочит ли он вдруг, не побежит ли…

Б. Зайцев.

Источники: https ://russkiiyazyk.ru / https://grammarian.school /

Источники:

  • https ://russkiiyazyk.ru /
  • https://grammarian.school /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!