СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства развития мотивации познавательной деятельности на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для развития мотивации познавательной деятельности обучающихся на уроках для учителей физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Средства развития мотивации познавательной деятельности на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО»

Средства развития мотивации познавательной деятельности на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО


Автор Битков Сергей Иванович,

учитель физической культуры

Аннотация


Работа посвящена актуальной проблеме формирования и развития мотивации познавательной деятельности на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО. В работе рассмотрены условия, при которых развивается познавательная активность учащихся, методы мотивации познавательной активности, используемые на уроках, технологии, повышающие мотивацию познавательной деятельности, результаты формирования метапредметных связей с другими предметами.

Данная разработка может быть полезной учителям не только физической культуры, но и общеобразовательных школ в целом.



Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский


Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого он приобретает знания, познает законы окружающего мира и не только взаимодействует с ним, но и изменяет его.

«Познавательный интерес имеет огромную побуждающую силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний» – Божович Л.И.

В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотив не только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер их протекания. Чтобы стимулировать мотивацию к познавательной деятельности на уроках физической культуры, нужно использовать определенные приемы и методы, рекомендуемые специалистами.


  1. Условия, при которых развивается познавательная активность учащихся

  • пробуждение интереса к изучаемому предмету;

  • разнообразие видов деятельности на уроке;

  • осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения намеченных учителем действий на уроке;

  • связь нового материала с ранее изученным;

  • доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью трудности, сложности;

  • своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся;

  • яркость, эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоционального тонуса.


  1. Методы мотивации

  • эмоциональные:

  • поощрение;

  • порицание;

  • учебно-познавательная игра;

  • создание ситуации успеха;

  • стимулирующее оценивание;

  • свободный выбор задания;

  • удовлетворение желания быть замеченным;

  • познавательные:

  • опора на жизненный опыт;

  • познавательный интерес;

  • создание проблемной ситуации;

  • побуждение к поиску;

  • выполнение творческих заданий;

  • «мозговой штурм»;

  • социальные:

  • развитие желания быть полезным;

  • побуждение подражать лучшим;

  • создание ситуации взаимопомощи;

  • поиск контактов и сотрудничества;

  • заинтересованность в результате;

  • взаимопроверка;

  • взаимооценка;

  • волевые:

  • информирование об обязательных результатах обучения;

  • формирование ответственного отношения к учебе;

  • предъявление учебных требований;

  • познавательные затруднения;

  • самооценка и коррекция деятельности;

  • рефлексия.


  1. Технологии, повышающие мотивацию познавательной деятельности


  • Информационные технологии

Выбор данной технологии обусловлен широкими возможностями электронных носителей, медиа ресурсов. Каждый ребенок может за компьютером проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической культуре. Использование информационной технологии дает возможность ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята учатся грамотно выражать свои мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут диалог, учатся владеть спортивной терминологией.


  • Игровые технологии

Игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре обычное становится необычным, а значит особенно ярким и привлекательным.

Принципы игровой технологии:

  • принцип постепенности – от простого к сложному.

  • принцип наглядности – использовать различные наглядные пособия, что создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его (например, презентации, видео).

  • принцип доступности – подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

  • принцип прочности – изученный материал путём многократных повторений доводится до прочного навыка.

Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений.

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Игры подразделяются на следующие группы:

  • некомандные игры – где отсутствуют общие цели для участников. В таких играх дети следуют определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Удочка», «Пустое место», «Чай - чай - выручай», «День и ночь» и т.п.

  • игры переходные к командным – где отсутствует постоянная единая цель для играющих, необходимость действовать в интересах других участников. Именно в таких играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Светофор», «Жуки», «Два медведя»;

  • командные игры – игры, которые характеризуются совместной деятельностью, цель которой заключается в достижении общей цели: «Пионербол», «Волейбол», «Лапта» и т.п.

Поскольку подвижные игры организуются в виде соревнова­ния двух или более команд, проходят в обстановке эмоционального подъема, активного переживания всех членов команды за каждого ее участника, то такая обстановка способствует воспитанию устойчи­вости к стрессовым ситуациям психического плана.

Во время проведе­ния подвижных игр у педагогов открывается широкая возможность наблюдать за поведением детей, распознавать индивидуальные черты характера, уровень физического развития, координации движений. Такие наблюдения позволяют усовершенствовать процесс физического и нравственного воспитания на основе индивидуального подхода к каждому ребенку, позволяет ориентировать детей на выбор вида спорта, отвечающего их индивидуальным анатомо-морфологическим, физическим и психическим особенностям. Использование подвижных игр на занятиях позволяет бороться с психической монотонностью, возникающей в процессе занятия.

На уроках физической культуры у младших школьников для развития быстроты используются следующие подвиж­ные игры:

- День и ночь, Попади в мяч, Подвижная цель, Волк во рву, Гонка мячей по шеренгам, Увернись от мяча, Салки, Альпинисты, Команда быстроногих, Вызов номеров, Удочка, Два лагеря, Сокол и голуби, Зайцы в огороде, Лиса в курятнике.

Для развития силы:

- Перетягивание каната, Перетяни через черту, Вытяни из круга, Затяни в круг, Очисти свой сад от камней, Борьба за флажки, Достань булаву.

Для развития выносливости:

- Третий лишний, Караси и щука, Салки "ноги от земли", Лиса в курятнике, Волк во рву, Перебежка с выручкой.

Для развития ловкости:

- Рыбак и рак, Охотники и утки, Обгони мяч, Гонка мячей по кругу, Не давай мяч водящему, Альпинисты, Увернись от мяча, Мяч ловцу, Лиса и гуси, Через кочки и пенечки, Бой петухов, Хищная птица и т.д.


  • Здоровьесберегающие технологии

Применение данной технологии помогает организовать деятельность учащихся по формированию здорового образа жизни. Дети учатся сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и интересно. Активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни.


  1. Метапредметные связи

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

Важнейшая особенность использования различных технологий на уроках физкультуры – связь с иными предметами. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. Результатами формирования метапредметных связей с другой деятельностью являются способности:

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Для повышения мотивации нужна стимуляция, нестандартные ситуации, свежие приемы. Поэтому в учебно-воспитательный процесс следует вводить проектную деятельность, уроки здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в олимпиадах, конкурсах, предметной неделе физической культуры, соревнованиях и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!