СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства обучения на уроках географии и иусловия ихэффективного использования

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый эффективной становится та система, вкоторой не только для учителя, но и для ребёнка понятно,значение каждого выполненногозадания и балла заработу.  Также необходима глубокая связь с практикой, усиление воспитательной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Средства обучения на уроках географии и иусловия ихэффективного использования»

Средства обучения на уроках географии и условия их эффективного использования. Презентацию разработала учитель географии I квалификационной категории МОУ СОШ № 48 Шлихта Альфия Сагитовна

Средства обучения на уроках географии и условия их эффективного использования.

Презентацию разработала учитель географии I квалификационной категории МОУ СОШ № 48

Шлихта Альфия Сагитовна

 “  Учись быть первым! ” Закон “ Об образовании ” допускает :  -различные типы школ  -творческий подход г организации процесса обучения  -альтернатива в выборе программ  -альтернатива в выборе учебника  -альтернатива в выборе средств обучения  -оснащённость Вывод : эффективность процесса обучения напрямую зависит от условий  проведения урока Оптимальные результаты в решении учебной и воспитательной задачи средства обучения Учебный процесс Обучение Потребности

“ Учись быть первым! ”

Закон “ Об образовании ” допускает :

-различные типы школ

-творческий подход г организации процесса обучения

-альтернатива в выборе программ

-альтернатива в выборе учебника

-альтернатива в выборе средств обучения

-оснащённость

Вывод : эффективность процесса обучения напрямую зависит от условий

проведения урока

Оптимальные результаты в решении учебной и воспитательной задачи

средства обучения

Учебный процесс

Обучение

Потребности

Понятие о средствах обучения география. 1960г. - издан, “ Педагогический словарь ” , где термин не значился. Он использовался для обозначения деятельности учителя, учащихся учебного оборудования и учебно-наглядных пособий. 1967г. – в книге “ Основы дидактики ” , автор Б.П.Есипов пишет, что термин “ средства обучения ” применяется для обозначения предметов учебного оборудования, в других целях он не используется.

Понятие о средствах обучения география.

1960г. - издан, Педагогический словарь , где термин не значился. Он использовался для обозначения деятельности учителя, учащихся учебного оборудования и учебно-наглядных пособий.

1967г. – в книге Основы дидактики , автор Б.П.Есипов пишет, что термин средства обучения применяется для обозначения предметов учебного оборудования, в других целях он не используется.

Средства обучения предметы окружающей действительности объекты специально изготовленные естественные часть учебного оборудования  ,  которое включается в учебный процесс в целях обучения и воспитания учащихся

Средства обучения

предметы окружающей действительности

объекты

специально изготовленные

естественные

часть учебного оборудования , которое включается в учебный процесс в целях обучения и воспитания учащихся

Ориентировать учащихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их географического мышления; формировать практические знания и умения прикладного характера Тема Цель Задачи - реализовать принцип вариативности в системе географического образования; - усилить личностную направленность географического образования; - использовать дифференцированное и индивидуальное обучение; - развивать познавательный интерес к предмету «География»; - обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения; - совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни; - развивать умения применять на практике, в повседневной жизни полученные географические знания.

Ориентировать учащихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их географического мышления; формировать практические знания и умения прикладного характера

Тема

Цель

Задачи

- реализовать принцип вариативности в системе географического образования;

- усилить личностную направленность географического образования;

- использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;

- развивать познавательный интерес к предмету «География»;

- обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

- совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;

- развивать умения применять на практике, в повседневной жизни полученные географические знания.

 Значения средств обучения особенности предмета специфика знаний и умений с природой с другими странами постигает тайны планеты населением вникает в толщу земной коры и атмосферы хозяйством страны

Значения средств обучения

особенности предмета

специфика знаний и умений

с природой

с другими странами

постигает тайны планеты

населением

вникает в толщу земной коры и атмосферы

хозяйством страны

Средства обучения картины таблицы карты коллекции приборы инструменты Вся учебная информация применяется в операционной деятельности учащихся при выполнение практический работ : измерение на местности, картометрические измерения, метеорологические наблюдения и т.д.   «География без применения этих... средств и география с применением их — это две совершенно различные вещи; насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая увлекательна и интересна» Н. Н. Баранский

Средства обучения

картины

таблицы

карты

коллекции

приборы

инструменты

Вся учебная информация применяется в операционной деятельности учащихся при выполнение практический работ : измерение на местности, картометрические измерения, метеорологические наблюдения и т.д.

«География без применения этих... средств и география с применением их — это две совершенно различные вещи; насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая увлекательна и интересна»

Н. Н. Баранский

Своеобразный “ Географический тренажер ” Для ориентации в природных, социально – экономических и политических условиях современной жизни Практические знания и умения Позволяют показать свои знания Все функции проверки знаний, умений и навыков осуществляется довольно полно и эффективно

Своеобразный “ Географический тренажер ”

Для ориентации в природных, социально – экономических и политических условиях современной жизни

Практические знания и умения

Позволяют показать свои знания

Все функции проверки знаний, умений и навыков осуществляется довольно полно и эффективно

Стволом всей системы практических работ по географии является формирование основных картографических умений учащихся (прежде всего, определение географического положения объекта). Моя задача как учителя — не только выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ, но и вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых при этом знаний и умений.

Стволом всей системы практических работ по географии является формирование основных картографических умений учащихся (прежде всего, определение географического положения объекта).

Моя задача как учителя — не только выстроить систему интеллектуально усложняющихся работ, но и вести постоянный мониторинг качества вырабатываемых при этом знаний и умений.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Неотъемлемая часть процесса обучения, они способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования: Практические работы 1. Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов. 2. Использую инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения. 3. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели. 4. Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Неотъемлемая часть процесса обучения, они способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Чтобы избежать у учеников перегрузки, низкой успеваемости по предмету, я выдвигаю следующие требования:

Практические работы

1. Знакомлю школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов.

2. Использую инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.

3. Создаю творческую атмосферу сотрудничества, не сковывая инициативу школьников, а предлагаю им различные пути достижения намеченной цели.

4. Использую игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию ученика).

Самой эффективный становится та система, в которой не только для учителя, но и для ребёнка понятно, значение каждого балла . • “ 5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении; • “ 4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию; • “ 3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении; • “ 2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления; • “ 1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Самой эффективный становится та система, в которой не только для учителя, но и для ребёнка понятно, значение каждого балла .

• “ 5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

• “ 4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

• “ 3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

• “ 2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

• “ 1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ УПРАЖНЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ ТРЕНИРОВКА Духовная составляющая ЗНАЮ ХОЧУ Отметка Уровень и вектор Формируется через самостоятельную деятельность Формируется в совместной деятельности УМЕЮ МОГУ Уровень Уровень Биологическая составляющая Рис. Структура учебного успеха ученика

ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ ТРЕНИРОВКА

Духовная составляющая

ЗНАЮ

ХОЧУ

Отметка

Уровень и вектор

Формируется через самостоятельную деятельность

Формируется в совместной деятельности

УМЕЮ

МОГУ

Уровень

Уровень

Биологическая составляющая

Рис. Структура учебного успеха ученика

«Путешествие с Национальным Географическим Обществом» «100 чудес света» «На перекрестках планеты Земля» «Таинственная Африка» «Маршрутами нового тысячелетия» Моя домашняя фильмотека Использование источников вне учебной информации Способствует 3) Поддерживает актуальный уровень предмета. 1) Связи учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся 2) Дополняет предмет новыми сведениями;

«Путешествие с Национальным Географическим Обществом»

«100 чудес света»

«На перекрестках планеты Земля»

«Таинственная Африка»

«Маршрутами нового тысячелетия»

Моя домашняя фильмотека

Использование источников вне учебной информации

Способствует

3) Поддерживает актуальный уровень предмета.

1) Связи учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся

2) Дополняет предмет новыми сведениями;

Использование аудиовизуальных средств в обучении Дает возможности значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических работ пример Прошу выслушать выпуски «Новостей» 2. Условными знаками прошу обозначить причины их упоминания 1. На контурную карту нанести объекты, о которых упоминалось в выпуске

Использование аудиовизуальных средств в обучении

Дает возможности значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических работ

пример

Прошу выслушать выпуски «Новостей»

2. Условными знаками прошу обозначить причины их упоминания

1. На контурную карту нанести объекты, о которых упоминалось в выпуске

ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ

ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ

СМЕШАННЫЕ ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

СМЕШАННЫЕ ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА

СТЕПИ

СТЕПИ

ТАЙГА

ТАЙГА

Практическая работа в группах СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ тщательные подготовки элементарные знания Важна не форма, а содержание.

Практическая работа в группах

СЛОЖНЫЕ

ПРОСТЫЕ

тщательные подготовки

элементарные знания

Важна не форма, а содержание.

а) способ оценивания и схема результативности обсуждаются перед началом работы. На доске вывешивается таблица «Результативность решения практических упражнений по группам», с помощью которой ведется учет набранных баллов на каждом этапе.

а) способ оценивания и схема результативности обсуждаются перед началом работы. На доске вывешивается таблица «Результативность решения практических упражнений по группам», с помощью которой ведется учет набранных баллов на каждом этапе.

б) Практическая работа проходит с постепенным выполнением заданий каждой группой (для удобства и сокращения времени проверки групповых работ заранее готовлю ключи-ответы).    в) Рефлексия проводится путем анализа таблицы «Результативность решения практических упражнений по группам», поскольку в ней наглядно видно, на каком этапе у членов команды и какие компетенции нуждаются в дополнительных тренировках.

б) Практическая работа проходит с постепенным выполнением заданий каждой группой (для удобства и сокращения времени проверки групповых работ заранее готовлю ключи-ответы).

в) Рефлексия проводится путем анализа таблицы «Результативность решения практических упражнений по группам», поскольку в ней наглядно видно, на каком этапе у членов команды и какие компетенции нуждаются в дополнительных тренировках.

играя , мы учимся - для проведения практической работы класс делится на группы. каждая группа должна пройти за время урока пять станций: «Дорожкино», «Лукошкина», «Ложкина» (на каждой станции находятся памятки работы по данному этапу). - движение проходит по часовой стрелке. - при переходе от станции к станции каждому члену группы необходимо иметь при себе: атлас, ручку, линейку. - задания выполняются индивидуально в тетрадях для практических работ. - каждый член группы на каждом этапе получает индивидуальную карточку-задание. В тетради записывает № станции и ответы на задания (в тетради записываются только ответы). - после выполнения работы карточки-задания остаются на месте, а группа переходит на другую станцию. - для работы на каждой станции отводится 5 – 6 минут. - переход производится по сигналу, за задержку выставляются штрафные баллы. - по окончании работы в тетради каждого должно быть 5 ответов, по количеству станций.

играя , мы учимся

- для проведения практической работы класс делится на группы.

  • каждая группа должна пройти за время урока пять станций: «Дорожкино», «Лукошкина», «Ложкина» (на каждой станции находятся памятки работы по данному этапу).

- движение проходит по часовой стрелке.

- при переходе от станции к станции каждому члену группы необходимо иметь при себе: атлас, ручку, линейку.

- задания выполняются индивидуально в тетрадях для практических работ.

- каждый член группы на каждом этапе получает индивидуальную карточку-задание. В тетради записывает № станции и ответы на задания (в тетради записываются только ответы).

- после выполнения работы карточки-задания остаются на месте, а группа переходит на другую станцию.

- для работы на каждой станции отводится 5 – 6 минут.

- переход производится по сигналу, за задержку выставляются штрафные баллы.

- по окончании работы в тетради каждого должно быть 5 ответов, по количеству станций.

«Экономико-географическое моделирование». Исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Основные положительные моменты ЭГ моделирования: • развивает и закрепляет: - умение работать с различными картами, анализировать и обобщать полученную информацию. - основные сведения о межотраслевых комплексах и отдельных отраслях хозяйства России. - значение факторов размещения производства в приложении к реальным географическим условиям  России, природным и трудовым ресурсам ; • позволяет учителю разнообразить традиционную классно-урочную систему и домашние задания, показать реальный прикладной характер географической науки, повысить её статус в глазах учеников ; • формирует у учащихся творческих подход к решению нестандартных задач, возможность проявить себя при индивидуальной и групповой работе.

«Экономико-географическое моделирование».

Исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Основные положительные моменты ЭГ моделирования:

• развивает и закрепляет:

- умение работать с различными картами, анализировать и обобщать полученную информацию.

- основные сведения о межотраслевых комплексах и отдельных отраслях хозяйства России.

- значение факторов размещения производства в приложении к реальным географическим условиям

России, природным и трудовым ресурсам ;

• позволяет учителю разнообразить традиционную классно-урочную систему и домашние задания, показать реальный прикладной характер географической науки, повысить её статус в глазах учеников ;

• формирует у учащихся творческих подход к решению нестандартных задач, возможность проявить себя при индивидуальной и групповой работе.

В целом система моделирования выглядит примерно так: Отрасль\МОК Что моделируем Что формируем, закрепляем и повторяем Примечание АПК Ищем субъект федерации для посева зерновых, технических культур, размещения птицефермы, свинофермы. Почвы, агроклиматические ресурсы России, факторы размещения и отраслевой состав сельского хозяйства, зональная специфика, административно-территориальное устройство РФ. Не забываем про импортную конкуренцию!

В целом система моделирования выглядит примерно так:

Отрасль\МОК

Что моделируем

Что формируем, закрепляем и повторяем

Примечание

АПК

Ищем субъект федерации для посева зерновых, технических культур, размещения птицефермы, свинофермы.

Почвы, агроклиматические ресурсы России, факторы размещения и отраслевой состав сельского хозяйства, зональная специфика, административно-территориальное устройство РФ.

Не забываем про импортную конкуренцию!

Роль математико-статистических данных Условием успешной разработки содержательных аспектов географических теорий Широко используется математическая статистика Позволяют создавать особые описания географических явлений Даёт более строгую, научно доказанную информацию

Роль математико-статистических данных

Условием успешной разработки содержательных аспектов географических теорий

Широко используется математическая статистика

Позволяют создавать особые описания географических явлений

Даёт более строгую, научно доказанную информацию

Картографический метод исследования. Карта Это средство моделирования, источник получения содержательных знаний с помощью различных технологий их анализа. Такой метод является картографическим методом исследования.

Картографический метод исследования.

Карта

Это средство моделирования, источник получения содержательных знаний с помощью различных технологий их анализа. Такой метод является картографическим методом исследования.

видеофрагменты, анимационные схемы повышают уровень восприятия познавательного материала Цель :  использовать не только ИТ а также виды работ ; работа с картой, с планом, с использованием чертёжных инструментов ( миллиметровая бумага, карандаш, линейка) ориентируются в мультимедиа учебнике, выполняют практические задания по указанию учителя ; разработка презентации – эстетический и информационный фон урока

видеофрагменты, анимационные схемы повышают уровень восприятия познавательного материала

Цель : использовать не только ИТ а также виды работ ; работа с картой, с планом, с использованием чертёжных инструментов ( миллиметровая бумага, карандаш, линейка)

ориентируются в мультимедиа учебнике, выполняют практические задания по указанию учителя ;

разработка презентации – эстетический и информационный фон урока

Использование интерактивной доски на уроках географии Электронные ресурсы : издательство “ Кирилл и Мефодий ” (диски и интегрированный программный продукт) ;  интерактивная доска ; электронные карты ;

Использование интерактивной доски на уроках географии

Электронные ресурсы :

  • издательство “ Кирилл и Мефодий ” (диски и интегрированный программный продукт) ;
  • интерактивная доска ;
  • электронные карты ;
Современный кабинет географии Шлихта Альфии Сагитовны

Современный кабинет географии

Шлихта Альфии Сагитовны

Модернизация школьного образования набирает силу. Об этом свидетельствуют интенсивных форм и методов обучения и воспитания, стремление многих учителей работать по-новому . Необходимо глубокая связь с практикой, усиление воспитательной направленности. Надо готовить детей к другим подходам, к жизни в будущем. Не ждать когда дети захотят учится, помогать им готовится к самостоятельной трудовой жизни. Спасибо за внимание!

Модернизация школьного образования набирает силу. Об этом свидетельствуют интенсивных форм и методов обучения и воспитания, стремление многих учителей работать по-новому . Необходимо глубокая связь с практикой, усиление воспитательной направленности. Надо готовить детей к другим подходам, к жизни в будущем. Не ждать когда дети захотят учится, помогать им готовится к самостоятельной трудовой жизни.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!