СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства хореографии в формировании эстетической культуры личности старшего дошкольника

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры старшего дошкольника на основе средств хореографии. Расматриваются возможности и влияние средств хореографии, предлагаются методические материалы анкетирования и диагностики, для выявления сформированности эстетической культуры детей. 

Просмотр содержимого документа
«Средства хореографии в формировании эстетической культуры личности старшего дошкольника»


А.Ю. Синяева

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»,

г. Оренбург








СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА


Аннотация. Статья раскрывает возможности формирования эстетической культуры старшего дошкольника на основе средств хореографии. Рассматриваются возможности и влияние средств хореографии, предлагаются методические материалы анкетирования и диагностики, для выявления сформированности эстетической культуры детей.


Ключевые слова: средства хореографии; эстетическая культура; личность; танец.

Хореография выступает как богатый источник эстетического воздействия на ребёнка. Она формирует эстетическое «Я» ребенка, знакомит с основами танцевальной культуры, этикета, манеры поведения.

Чувство прекрасного необходимо не только в хореографическом классе, но жизни в целом. Все это годами воспитываются педагогами-хореографами и определяет успех во многих делах. Умение видеть красоту движет детей, занимающихся хореографией, вперед [2, с. 7].

Очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательской деятельности. Хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с эстетической культурой, искусством, понимание языка, любовь и хороший вкус [3, с. 11].

Усилия педагога направлены на формирование у старшего дошкольника мировоззрения, на высокую эстетическую культуру,


художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы.

Поэтому первый уровень формирования эстетической культуры на занятиях хореографией – это образование и обучение его как исполнителя.

Второй уровень – это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, эстетической культуры.

Родители отдают детей на занятия хореографией, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения эстетических потребностей, средством развития эстетической культуры и вкуса. Поэтому отношение старшего дошкольника к занятиям носит индивидуальный и выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует и привлекает.

Следует вывод, что занятия хореографией имеют большое значение для эстетического развития детей и формирования основ культуры. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту, подтянутость, вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.

Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. Педагог на занятиях хореографией постоянно занимается эстетическим воспитанием детей и формированием в них эстетической культуры, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к восприятию и созиданию действительности. В основе этого лежит формирование любви к своей культуре, творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения [1, с. 50].

Важным источником и средством формирования эстетической культуры, выработки у подрастающего поколения эстетического отношения к миру, развития человеческих эмоций, является эстетическое воспитание.

Главным аспектом эстетического воспитания в формировании эстетической культуры личности старшего дошкольника является хореографическое искусство. Внедрение в дополнительную программу занятий этим искусством приносят ребёнку такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [2, с. 3-4].

Хореография имеет большое значение в эстетическом развитии старшего дошкольника, поскольку средства танцевального искусства прививают любовь к прекрасному.

В хореографическом искусстве, так же как и в любом другом, выделяются различные направления и средства, существующие независимо, и оказывающие постоянное влияние на существование и развитие друг друга.

К ним относятся:

 Народный танец;

 Классический танец;

 Современный танец;

 Историко-бытовой танец;



 Эстрадный танец [5, с. 5].


Каждое из таких направлений содержит самостоятельные стили, которые непременно соприкасаются, нередко заимствуя друг у друга новые формы и пластические особенности. Несмотря на их разнообразие, возникают и развиваются новые, а некоторые, в силу разных причин, прекращают своё функционирование. Происходит своеобразный естественный отбор – на смену старому приходит новое. Некоторые виды хореографического искусства продолжают существовать на протяжении столетий. Они растут и развиваются, встречают на своём пути различные сложности, препятствия, взлёты и падения, но по-прежнему остаются любимыми у профессионалов и зрителей.

В России хореографическое искусство достигло больших творческих высот. Об этом свидетельствуют богатейшие и разнообразные репертуары российских театров, успехи профессиональных коллективов, открытие новых профессиональных образовательных заведений, создание различных танцевальных проектов, а также колоссальный рост современной хореографии за последнее десятилетие. И, безусловно, эти успехи подтверждаются деятельностью любительских коллективов, работающих в направлениях современного, народного и классического танцев [5, с. 5].

В таблице 1 подробно рассматриваются основные направления хореографического искусства, на основе которых создаются различные по форме и содержанию хореографические произведения [5, с. 6].


Таблица 1 – Основные направления хореографического искусства


Хореографическое искусство

Народный танец

-является своеобразным отражением социальных и эстетических взглядов людей, их трудовой деятельности, бытовых условий, нравов, обычаев, религиозных верований, а также многовековой истории существования наших предков. Народный танец – результат коллективного творчества, и, переходя от исполнителя к исполнителю, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня и виртуозной техники. В танце народ создаёт идеальный образ героя, к

которому стремится и который утверждает в определённой художественной форме. Отражая действительность посредством пластики человеческого тела, танец передаёт миропонимание народа, его представление о прекрасном, что является одной из главных его эстетических особенностей [5, с. 8].

Классификация:

-фольклор,

-характерный танец,

-народно-сценический танец,

-стилизованный народный танец.

хореографию, которая подчиняет себе все перечисленные элементы и является центром их синтеза. Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, с одной стороны, театральный танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Всю последнюю треть XIX века классический танец русского балета совершенствовался в строго установленных эстетических границах женских и мужских вариациях, pas de deux, pas de trios, массовых танцев кордебалета Великий мастер Петипа создал многочисленные образцы классического танца в своих оригинальных балетах. [6, c. 63 – 64]. В начале XX века балетмейстер М. Фокин начал разрабатывать новационную эстетику «большого» балета. Он обновил содержание и форму, создал новый тип спектакля – одноактный балет, подчинённый сквозному действию, где содержание раскрывалось в единстве выразительных средств. Сегодня классический танец является прочным фундаментом, на котором формируются различные балетные театры России, Европы, Америки, Азии и Африки, а также основой народно-сценического танца, различных техник танца модерн и джаз танца.

Классификация:

-деми классический танец;

-характерный танец.





исключалось. Танец рассматривался как носитель определённой идеи и поэтому вызывал определённые эмоции, пробуждая в зрителе свободные ассоциации. Современный танец оказал большое влияние на развитие классической хореографии. Многие крупные балетмейстеры XX в. – А. Горский, М. Фокин, Д. Баланчин, Ю. Григорович – сделали определённые открытия в этом направлении хореографического искусства, но всё же элементы современного танца претворялись ими на основе концепции классической хореографии.

Классификация:

-джаз (Лирический джаз, афро-джаз, Классический джаз, бродвейский, фолк),

-модерн (фолк, техники танца модерн - Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI), Техника релиз (Release based Technique), Техника Каннингхэм (Cunningham Technique), Техника Хоукинс (Hawkins Technique), Техника Хортон (Lester Horton Technique), Техника Лимон (Jose Limon Technique), Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-Weidman Technique), Техника Грэм (Graham Technique)),

- Contemporary,

-уличная культура (фанк, хип-хоп, street, брейк данс)



Значительный интерес представляет анализ исследований российских и зарубежных авторов в области эстетической культуры, выполненных на протяжении последних десятилетий. Эстетическая культура старшего дошкольника рассматривается как неотъемлемая составляющая их духовной жизни.

Формирование у старшего дошкольника эстетической культуры рассматривается в структуре хореографии как педагогически организованный процесс личностного развития эстетических качеств ребенка — субъекта эстетической деятельности в системе дополнительного образования. Особое место в данном процессе занимает эстетическое образование. Главное эстетическое требование, грация и красота движения, является формой двигательной активности человека, поэтому очевидно, что средства хореографии имеют большое значение в ознакомлении с эстетическими ценностями.

На основании этого, рекомендованы методические материалы, которые позволяют средствами хореографии развивать двигательную активность старшего дошкольника, способствуя формированию эстетической культуры.



Диагностический материал

Индивидуальный профиль способностей


Опираясь на теорию Б.Т. Лихачева, можно выделить следующие уровни эстетической воспитанности:

Оптимальный, который предполагает нормальное развитие анализаторов, психических и эмоциональных процессов. Так, в проявлении авторской позиции, в исполнении, импровизации в хореографии: обучающийся проявляет хороший уровень сформированности эстетического вкуса при подборе музыки и хореографического текста; использует сопоставление образов хореографии с изобразительным искусством и поэзией; кроме хореографии занимается и другими видами художественно- эстетической деятельности.

Специализированный, который приводит к некоторой односторонности в развитии, ибо деятельность ребенка только в одном каком-либо направлении (музыка, изобразительное искусство, литература и т.д.) ограничивает его в развитии сущностных сил и подавляет проявление богатых детских возможностей в других областях человеческой деятельности. В хореографии этот уровень проявляется в сосредоточении внимания на технике движений, недостаточно внимательном отношении к


выбору музыкального произведения, выражению музыкального образа в танце. Мало интересуется другими видами художественно-эстетической деятельности.

Поверхностный уровень образуется, если возникает разрыв между развитием анализаторов, психических процессов ребенка и его эмоциональным реагированием на произведения искусства и явления действительности.

Владение каким-либо языком искусства недостаточное для выражения образа, эмоционального состояния. Не проявляет устойчивость в увлечениях какими-либо видами художественно-эстетической деятельности.


Показатели эстетической воспитанности.

Эстетический вкус, особенности восприятия (анкетирование):

 Оптимальный уровень – Богатство, интегрированность испытанных эмоционально-чувственных переживаний, образность, оригинальность языка; оценки и суждения носят индивидуальный характер.

 Специализированный уровень – Замечают наиболее яркие, интересные моменты в хореографии и строят на этом свои суждения и оценки; оценки и суждения касаются технической, хореографической стороны произведения.

 Поверхностный уровень – Оценка ограничивается словами «нравится», «не нравится», эмоциональность восприятия почти не проявляется; неспособность высказать эстетическую оценку и суждения по поводу значимости произведения.


Авторство:

 Оптимальный уровень – Музыку для танца выбирают не случайно, а вдумчиво, соотнося стиль музыки и хореографии. Движения выражают характер музыки, а не инсценируют текст песни, разнообразны. Стремятся выразить в танце нравственно-эстетические чувства и переживания.

 Специализированный уровень – Выбирают музыкальный материал для танца из знакомого репертуара, или «из того, что есть» наиболее хорошего эстетического уровня. Склонны использовать элементы инсценировки текста песни в танце, выбор движений не разнообразен. Выражая настроение в танце, не всегда сохраняют целостность образа.

 Поверхностный уровень – Подбор музыкального материала низкого эстетического уровня (популярные песни сомнительного содержания, неподходящая для танца музыка). Необузданное самовыражение (повторение однообразных движений, бессмысленное топтание на месте и другое). Подражание, имитация.


Эстетический кругозор:

 Оптимальный уровень – Познавательные проекты, интегрированные знания из разных областей применяет в хореографии. Интересуется биографией известных артистов. Посещает культурные мероприятия часто.




 Специализированный уровень – Принимает участие более чем в половине предложенных программой познавательных проектах. Знания по отдельным видам хореографического искусства. Посещает культурные мероприятия иногда, в основном по хореографии.

 Поверхностный уровень – Не принимает участие в познавательных проектах или не доводит работу до завершения. Знания поверхностны. Посещает культурные мероприятия редко.


Используя данные показатели, а также критерии эстетической воспитанности (эстетический вкус, эстетический кругозор, уровень развития восприятия), можно оценить эстетическую воспитанность в области музыки и танца.


Диагностическая карта воспитанника (из опыта работы педагога)

Фамилия, имя

Осанка

Пластичность

Координированность

Ориентация в пространстве








Осанка

Оценивается умение ребенка удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам («восьмерке») и «зигзагу» (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по «восьмерке» и «зигзагу». Правильная (прямая) осанка характеризуется следующими признаками: положение головы прямое, подбородок слегка приподнят, плечи на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.

Высокий уровень слитные и плавные движения при ходьбе без груза по скамейке и удержание правильной осанки с мешочком на голове при ходьбе по «восьмерке» и «зигзагу». Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.

Средний уровень – удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.

Низкий уровень правильная осанка нарушается наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины сразу же после её фиксации у стены, задания выполняются с большим напряжением.

Пластичность: определяется степенью слитности движения: из полуприседа (спина круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение – полуприсед.


Высокий уровень – плавное, слитное выполнение задания с хорошей амплитудой движения.

Средний уровень выполнение задания с нарушением слитности, с малой амплитудой движения.

Низкий уровень выполнение задания резко с нарушением слитности, с малой амплитудой движения, упражнение трудно узнаваемое.

Координированность: оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

Высокий уровень – четкое выполнение упражнений, правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

Средний уровень – четкое выполнение упражнений, при переходе от одного упражнения к другому возникают некоторые трудности, слитность выполнения упражнений незначительно нарушается, соблюдение динамической осанки.

Низкий уровень – нечеткое выполнение упражнений, значительные ошибки при переходе от одного упражнения к другому, выполнение упражнения правильное на 2-3 повторе, остановки, неуверенность.

Ориентация в пространстве: умение держать центр, работать в паре, по линиям и диагоналям, при поворотах на 360° градусов держать «точку», быстро ориентироваться в новом помещении, на незнакомой сцене.

Высокий уровень – четкое перестроение с одной фигуры на другую, правильный переход от одного рисунка к другому, синхронное исполнение движений с партнером, умение держать «точку» при различных поворотах.

Средний уровень – четкое перестроение из одного рисунка в другой, умение держать центр, синхронная работа в парах; нечеткое ориентирование в пространстве, при переходе от одного упражнения к другому возникают некоторые трудности.

Низкий уровень – нечеткое исполнение переходов из одного рисунка к другому, отсутствие умения держать центр, при поворотах на 360° держать «точку», не всегда соблюдаются интервалы, правильная ориентация на 2-3 повторе, остановки.


Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Сфера, 2006. – 206с.

2. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст] / М. Белов. – М.: Сфера, 2001. – 46с.

3. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей личностно - деятельностный подход [Текст] / Е. Н. Брусницына. – М.: 2007. – 16с.




Скачать

© 2021 625 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!