Средства игротерапии в развитии эмоционально-коммуникативного компонента межличностного общения младших подростков с задержкой психического развития
Баранова Галина Анатольевна,
доцент кафедры дошкольного и начального общего образования
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области»,
кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула
Тышкевич Екатерина Владимировна,
учитель-дефектолог ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся
с ОВЗ № 4», г. Тула
Аннотация. В статье представлены результаты диагностического исследования уровня эмоционально-коммуникативных барьеров в межличностном общении у младших подростков с задержкой психического развития как важной части развития личности, а также предлагаются упражнения из арсенала игротерапии по коррекции данного феномена.
Ключевые слова: межличностное общение, эмоционально-коммуникативная сторона личности, младшие подростки, задержка психического развития (ЗПР), игротерапия.
Межличностное общение – важная психологическая характеристика личности подростка со сверстниками, которое играет важную роль в жизни подростка.
Подросток с задержкой психического развития (далее – ЗПР) имеет характерные черты, которые затрудняют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При изучении данного феномена важно сформировать эмоционально-коммуникативную сторону личности, т.е. эмоциональный и коммуникативный компоненты личности подростка по В.Н. Кунициной [2].
Одной из сторон нашего исследования было выявление уровня эмоциональных барьеров («помех»), которые создают препятствия в процессе общения у младших подростков с ЗПР, что позволило нам получить представления об аффективной контактности в общении между детьми и окружающими их людьми.
Для диагностики использовалась методика «Диагностика помех в установлении эмоционально-коммуникативных контактов» В. Бойко [1]. В исследовании принимали участие 6 подростков (4 мальчика и 2 девочки) с лёгкой степенью ЗПР.
В результате мы получили следующие данные: большинство испытуемых продемонстрировали высокий результат (50 %), у 17 % уровень эмоционально-коммуникативных барьеров соответствовал средним показателям, и у 33% респондентов исследование показало низкий уровень выше представленных барьеров.
Высокий уровень «помех» в установлении эмоционально-коммуникативных контактов означает, что эмоции препятствуют подросткам осуществлять взаимодействие с социумом.
Средний уровень «помех» свидетельствует о том, что повседневные эмоции подростков в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
Низкий уровень «помех» означает, что у подростков есть некоторые эмоциональные, а значит и коммуникативные проблемы в повседневном межличностном общении.
В целом, можно сделать вывод о высоком уровне эмоционально-коммуникативных барьеров в межличностном общении подростков. Это выражается в непонимании собеседника, трудностях в сопереживании и участии, принятии окружающих людей.
Именно поэтому, одним из направлений коррекции межличностного общения должна служить оптимизация эмоционально-коммуникативной стороны личности младших подростков.
Коррекционную программу для подростков мы предлагаем осуществлять посредством игротерапии. Игротерапия – метод влияния на развитие личности с психотерапевтическим воздействием на взрослых и детей с использованием различных игр, заданий и упражнений. Игра снимает застенчивость, тревожность, беспокойство, позволяет проверить себя в разнообразных ситуациях общения, способствует образованию дружеских отношений между членами группы.
Для коррекции уровня эмоционально-коммуникативных барьеров в нашей коррекционно - развивающей программе используются следующие упражнения: снятие напряжённости в процессе общения со сверстниками, участники сидят в удобном положении и передают клубок ниток по кругу.
Передача клубка сопровождается репликами о том, что подросток чувствует, что желает и окружающим. Благодаря этому упражнению можно увидеть подростков, испытывающих аффективные и коммуникативные затруднения в общении. Игра имитирует единое целое всей группы.
Следующее упражнение - на умение передавать положительное эмоциональное состояние, на невербальное общение. Подростки в кругу мимикой передают счастливое настроение. Далее, мы предлагаем ученикам упражнение «Я и мои противоречия», направленное на формирование внутренней гармонии и удовлетворённости, снятие страхов и опасений, которые мешают межличностному общению подростков.
Четвёртое упражнение связано с формированием эффективных приемов общения. Это:
- знакомство с приемами общения;
- расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
- развитие базовых коммуникативных умений.
Заключительное упражнение направлено на закрепление навыков уверенного общения, обучение умениям управлять отрицательными эмоциями (обида, злость, ярость). Формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.
Следует заметить, что представленные упражнения помогают подростку открыть коммуникативную и эмоциональную стороны межличностного общения.
Итак, в ходе нашей работы по изучению эмоционально-коммуникативного компонента в межличностном общении мы исследовали уровень эмоционально-коммуникативных барьеров и выявили высокую степень их выраженности. На основе полученных результатов разработали комплекс упражнений с использованием средств игротерапии. Включили данный комплекс упражнений в коррекционно - развивающую работу, направленную на развитие эмоционально-коммуникативного компонента межличностного общения младших подростков.
Список источников
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Серия: Психологический практикум. М., 2007. С. 239.
2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.