СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов

Просмотр содержимого документа
«Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов»

Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов Подготовила студентка 21 А группы ЗФО Королева Н.В.

Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов

Подготовила студентка

21 А группы

ЗФО

Королева Н.В.

 Форма воспитательной работы внешнее выражение какого-либо содержания; совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

Форма воспитательной работы

  • внешнее выражение какого-либо содержания;
  • совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
СЛОВЕСТНО- ТИПЫ Пять типов форм воспитательной работы  ИГРОВЫЕ ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ ОБРАЗНО- ТРУДОВЫЕ

СЛОВЕСТНО-

ТИПЫ

Пять типов форм воспитательной работы

ИГРОВЫЕ

ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ

ОБРАЗНО-

ТРУДОВЫЕ

По времени проведения формы делятся на : - кратковременные; - продолжительные; - традиционные.

По времени проведения формы делятся на :

- кратковременные;

- продолжительные;

- традиционные.

Мероприятие-  это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них.

Мероприятие-

это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них.

Игровые формы работы -  это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

Игровые формы работы -

это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

Словесно-логические формы  Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у воспитуемых. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обсуждение проблем.

Словесно-логические формы

Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у воспитуемых. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обсуждение проблем.

Образно-художественные формы.  Они объединяют в себе такие дела воспитуемых, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Образно-художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела воспитуемых, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Психологические формы  В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Психологические формы

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Средства воспитательного процесса Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт) Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства) Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа) Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)

Средства воспитательного процесса

  • Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт)
  • Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства)
  • Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа)
  • Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)
  Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности.  Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают : сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения; показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя; пережить счастливые минуты единения; дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.

Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают :

  • сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения;
  • показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя;
  • пережить счастливые минуты единения;
  • дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.
Проблема выбора форм и методов воспитания  Вопрос о выборе форм и методов воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями: 1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы; 2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей. 3) Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:  а) принципов организации воспитательного процесса;  б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;  в) материальной базы;  г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);  д) возможностей педагогов, родителей; 4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания; 5) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Проблема выбора форм и методов воспитания

Вопрос о выборе форм и методов воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:

1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы;

2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.

3) Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:

а) принципов организации воспитательного процесса;

б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;

в) материальной базы;

г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);

д) возможностей педагогов, родителей;

4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

5) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Проблема выбора форм и методов воспитания

Проблема выбора форм и методов воспитания

Использование методов воспитательного процесса: педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника; каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога; правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников.

Использование методов воспитательного процесса:

  • педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника;
  • каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога;
  • правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников.
Методы осуществления воспитательного процесса В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания: 1. Воспитание словом. 2. Воспитание делом. 3. Воспитание ситуацией. 4. Воспитание игрой. 5. Воспитание общением. 6. Воспитание отношениями.

Методы осуществления воспитательного процесса

В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А.Смирнова , где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов: - методы формирования социального опыта детей; - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения; - методы самоопределения личности ребенка; - методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации С.А.Смирнова , где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

- методы формирования социального опыта детей;

- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

- методы самоопределения личности ребенка;

- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И.Щукиной  главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов: Методы формирования сознания Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности Рассказ, беседа, диспут, пример Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации Методы стимулирования деятельности Соревнование, поощрение, наказание

В классификации Г.И.Щукиной

главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

Методы формирования сознания

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Рассказ, беседа, диспут, пример

Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации

Методы стимулирования деятельности

Соревнование, поощрение, наказание

При выборе методов и форм воспитательной работы следует:   1) учитывать интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не должны противоречить общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа должна позволять каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма и метод является по исполнению неповторимыми.

При выборе методов и форм воспитательной работы следует:

  • 1) учитывать интересы и потребности каждого;
  • 2) индивидуальные цели не должны противоречить общим целям группы, объединения;
  • 3) коллективная работа должна позволять каждому найти значимое место в общем деле;
  • 4) данная форма и метод является по исполнению неповторимыми.
Контрольные вопросы: Назовите типы форм воспитательной работы и приведите по одному примеру. Какими средствами воспитательной работы пользуется учитель?   Чем руководствуется педагог при выборе методов и форм работы с детьми? Какую классификацию методов вы используете в своей воспитательной работе?

Контрольные вопросы:

  • Назовите типы форм воспитательной работы и приведите по одному примеру.
  • Какими средствами воспитательной работы пользуется учитель?
  •   Чем руководствуется педагог при выборе методов и форм работы с детьми?
  • Какую классификацию методов вы используете в своей воспитательной работе?
Список литературы: Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр

Список литературы:

  • Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
  • Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  • Учебно-методическое пособие для студентов II курса очной и заочной формы обучения. Составитель к.п.н., доц. Т.А. Креславская. – РИУ ТвГУ,2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!