Средства и формы воспитательного процесса. Проблемы выбора форм и методов
Подготовила студентка
21 А группы
ЗФО
Королева Н.В.
Форма воспитательной работы
- внешнее выражение какого-либо содержания;
- совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
СЛОВЕСТНО-
ТИПЫ
Пять типов форм воспитательной работы
ИГРОВЫЕ
ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ
ОБРАЗНО-
ТРУДОВЫЕ
По времени проведения формы делятся на :
- кратковременные;
- продолжительные;
- традиционные.
Мероприятие-
это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них.
Игровые формы работы -
это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Словесно-логические формы
Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у воспитуемых. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обсуждение проблем.
Образно-художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела воспитуемых, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.
Психологические формы
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.
Средства воспитательного процесса
- Виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт)
- Предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства)
- Процессы произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, природа)
- Конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники)
Средствами воспитания могут являться различные виды деятельности. Кроме учения и труда, занятия с детьми в более свободной форме и обстановке помогают :
- сблизиться с детьми, лучше узнать и установить хорошие отношения;
- показать неожиданные и привлекательные стороны личности учителя;
- пережить счастливые минуты единения;
- дать учителю ощущение необходимости его работы, значимость, признания.
Проблема выбора форм и методов воспитания
Вопрос о выборе форм и методов воспитательной работы встает прежде всего перед педагогом. При его решении целесообразно руководствоваться следующими положениями:
1) Учесть воспитательные задачи, которые определены на очередной период работы;
2) На основе задач определить содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
3) Составить набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом:
а) принципов организации воспитательного процесса;
б) возможностей, подготовленности детей, интересов и потребностей;
в) материальной базы;
г) внешних условий (культурные центры, производственное окружение);
д) возможностей педагогов, родителей;
4) Организовать поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
5) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Проблема выбора форм и методов воспитания
Использование методов воспитательного процесса:
- педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника;
- каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога;
- правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников.
Методы осуществления воспитательного процесса
В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:
1. Воспитание словом.
2. Воспитание делом.
3. Воспитание ситуацией.
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
6. Воспитание отношениями.
В классификации С.А.Смирнова , где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:
- методы формирования социального опыта детей;
- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
- методы самоопределения личности ребенка;
- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.
В классификации Г.И.Щукиной
главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:
Методы формирования сознания
Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности
Рассказ, беседа, диспут, пример
Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации
Методы стимулирования деятельности
Соревнование, поощрение, наказание
При выборе методов и форм воспитательной работы следует:
- 1) учитывать интересы и потребности каждого;
- 2) индивидуальные цели не должны противоречить общим целям группы, объединения;
- 3) коллективная работа должна позволять каждому найти значимое место в общем деле;
- 4) данная форма и метод является по исполнению неповторимыми.
Контрольные вопросы:
- Назовите типы форм воспитательной работы и приведите по одному примеру.
- Какими средствами воспитательной работы пользуется учитель?
- Чем руководствуется педагог при выборе методов и форм работы с детьми?
- Какую классификацию методов вы используете в своей воспитательной работе?
Список литературы:
- Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. - СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN - 5-42365-74-65.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
- Учебно-методическое пособие для студентов II курса очной и заочной формы обучения. Составитель к.п.н., доц. Т.А. Креславская. – РИУ ТвГУ,2015.