СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средние века: время рыцарей и замков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирует представление о Средневековье; зна­комит с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

Просмотр содержимого документа
«Средние века: время рыцарей и замков»

Тема: Средние века: время рыцарей и замков

Цели: формировать представление о Средневековье; позна­комить с эпохой Средних веков, достижениями, особенностями, нормами морали.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно выде­лять и формулировать познавательные цели, осознанно и про­извольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать ка­чество и уровень усвоения материала; личностные - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: учебник

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Назовите государства Древнего мира.

• Что такое иероглиф?

• В честь кого строили храмы в Древнем Египте?

• Что такое пирамиды? Кто такие фараоны?

• Что является сердцем Афин?

• Назовите знаменитую древнюю постройку в Афинах. (Пар­фенон.)

• Назовите древние постройки в Риме. (Римский форум, Пан­теон, Колизей.)

2. Тест

1. Главная площадь Рима:

а) Форум б) Капитолий в) Палатин

2. Жилище для богов в Древнем Египте:

а) храм б) саркофаг в) пирамида

3. Гробница фараона в Древнем Египте:

а) храм б) пирамида в) сфинкс

4. На берегах этой реки возникло Египетское государство:

а) Нил б) Амазонка в) Дон

5. Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фараонов:

а) Сфинкс б) Апис в) Хеопс

6. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать:

а) Амон-Ра б) Эхнатон в) Тот

7. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь б) Агора в) Академия

3. Индивидуальное задание на карточке

— Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Главная площадь Рима - ... (Форум). Жилище для богов в Древнем Египте — ... (храм). Гробница фараона в Древнем Египте — ... (пирами­да). Египетское государство возникло на берегу реки ... (Нил). Существо с телом льва и головой человека, охраняющее гробницы египетских фа­раонов, — ... (Сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший лю­дей читать и писать, — ... (Тот). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется ... (Акрополь).

III. Самоопределение к деятельности

(У каждого на парте стихотворение.)

— Прочитайте. Добавьте в стихотворение нужное слово.

На щите моем эмблема

И девиз «Любовь и честь!».

Докажу я непременно,

Что они на свете есть.

Я невинных защищаю,

Преступления отмщаю —

Лишь за правду должен биться

Каждый благородный... (рыцарь).

— Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей.)

— Когда жили рыцари?

(Ученики затрудняются ответить на данный вопрос или от­вечают неточно.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Средние века: время рыцарей и замков».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о Средних веках.)

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.

— Предлагаю поработать сегодня по плану из следующих во­просов.

(План записан на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику С. 15

— Что означает слово «средний»? (1) Обычно словом «средний» называют что-то посредственное, ничем не примечательное. Например, средние успехи в работе, учебе. 2) То, что находит­ся в середине чего-либо, как среда в середине рабочей недели.)

— Какое из этих значений больше подходит для определения эпохи? Почему? (Подходит второе значение, так как Средние века — это период между Древним миром и Новым временем.)

— Какая же эпоха в истории называется Средними веками? (Предположения детей.)

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В книге, в учеб­нике.)

— Прочитаем текст на с. 15. (Ученики читают текст.)

— Что вы узнали о Средневековье? (Ответы детей.) (Учитель делает дополнения. См. дополнительный материал к уроку.)

— Постараемся ответить на второй вопрос: какие религии воз­никли в Средневековье?

С развитием общества изменились и верования людей. По­явились новые боги, старых забывали. Многобожие, или полите­изм, уступало место единобожию — монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграли и географическое положе­ние стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространять­ся следующие мировые религии.

С. 17-18

— Какие? И вновь обратимся к учебнику. (В Средневековье распространяются мировые религии: иудаизм, христианство, ислам и буддизм.)

— Как назывались здания для молитв? (У христиан — церкви, соборы; у мусульман — мечети; у буддистов — храмы; у иудаистов — синагога.)

Христианство появилось в I в. в восточной провинции Рим­ской империи — Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочелове­ка и Спасителя мира. Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия).

Ислам — тоже одна из мировых религий. Это слово по-арабски означает «покорность». Ислам возник в Аравии в VII в. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии — их называют му­сульманами — поклоняются единому Богу, Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман — Коране.

Раньше всех этих религий возник буддизм. Это было в Ин­дии, в V—VI вв. до н. э. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного со­вершенства. Будде поклоняются народы Юго-Восточной и Цен­тральной Азии, отчасти Средней Азии и Сибири.

Иудаизм — вера в единого Бога. Названа по имени одного из родоначальников евреев Иуды.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме

— Главным изобретением в Средневековье было книгопеча­тание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

— Кто открыл способ, как можно быстрее и легче создавать книги? (Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.)

VII. Применение новых знаний 

2. Творческие задания (на выбор)

1. Представьте себя рыцарем, живущим в старинном замке. Расскажите, каким вы представили себе замок. Чем занимались обитатели замка? Вам нужно принять гостей в своем замке. Как же вы будете развлекать их?

2. Какие знаки могли бы стать символами Средневековья? Нарисуйте. Обоснуйте свой рисунок.

3. Представьте себя участниками рыцарского турнира. Опи­шите его. Воспользуйтесь иллюстрацией на с. 19 учебника.

4. А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте вни­мательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.

3. Работа с загадками

— Отгадав загадки, вы узнаете о великих открытиях и изо­бретениях Средневековья, которыми мы пользуемся и се­годня.

Сидит Пахом на коне верхом,

Сам неграмотный, а читать помогает. (Очки.)

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон:

Один — разрезает, другая — цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает. (Нож, вилка.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

— Отгадайте слово по лексическому значению.

Застежка, обычно в виде твердого кружка, продеваемого в петлю. (Пуговица.)

— Как называется взрывчатое соединение или смесь? (Порох.)

— Какое изобретение было главным в Средние века? (Книго­печатание.)

VIII. Подведение итогов урока

— Посмотрите на план. На все ли вопросы плана мы нашли ответ?

— Достигли поставленной цели?

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 21 учеб­ника.)

— Какой вывод можем сделать? (Эпоха Средних веков остави­ла будущим поколениям опыт, достижения, внесла большой вклад в развитие всего человечества.)

IX. Рефлексия

— Что показалось на уроке наиболее интересным?

— Где можно применить новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? Какие трудности возникли в работе?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Я благодарю вас за сегодняшний урок и в знак благодарности приготовила для вас иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома. Будьте смелыми, отважными, честными, защи­щайте свою семью и Родину.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 15—21 учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!