СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековый город

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Средневековый город" проводится в 6 классах согласно программе.

Просмотр содержимого документа
«Средневековый город»

Тема урока : Средневековый город


Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями

  • Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость

  • Прививать навыки общения с компьютером

  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся

Задачи урока:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"

  • Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов

  • Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов

  • Формирование умения слушать одноклассников

  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание

Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков", Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке")

Пакет документов для учащихся:  "Предпосылки образования средневековых городов" (учебник Ф.А. Михайловского "История средних веков", с. 167-168), 

- стихотворение Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" (отрывок), 

 - тест "Сравнение средневекового крестьянина и горожанина"

Учитель использует на уроке компьютерную презентацию

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление нового знания.

1 этап. Проверка домашнего задания.

Повторение домашнего задания через ассоциации

На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) 

Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?"

Ученики объясняют.

Проблемные задания:

Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" 

Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."

Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию 

Общность происхождения

  • Общие занятия

  • Похожий образ жизни

  • Одинаковые права и обязанности

Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы 

Ученики называют свои символы.

Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). 

Учитель вводит понятие "сословие", о котором разговор пойдет на следующих уроках.

Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах , спрашивая учащихся: "Кто это такие?"

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: сегодня мы поведем речь о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.


2 этап. Объяснение нового материала.

Учитель просит записать в тетради число и тему урока - "Средневековый город" 

Учитель: Что такое город?

Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Дети записывают в тетрадь это определение.

Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город".

Дети называют. Учитель записывает ответы на доске, выделяя корень.

Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города.

Дети называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.

Учитель: Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков .Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?

Учитель предлагает ученикам заполнить на доске схему "Причины возникновения городов".

Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают записи.

Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране 

обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу

Вопрос прежний: "Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"

Ученики исследуют предложенные материалы. Дают ответы.

Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". 

Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей?

Ученики: Воцарение спокойствия в Европе.

Учитель: Где же возникали города? 

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель выводит на экран схему образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.

Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.

Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" 

Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.

Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

На экране проходит ряд слайдов с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).

Учитель повторяет вопросы: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.

Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь".

Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что - его мозгом и душой? Почему?

Учащиеся: Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа (учащиеся комментируют)

Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.

Работа с историческим источником - стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" –

Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.

Учитель: Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулу (на экране проецируются две формулы:

БАНИ = (колодцы - ворота) : каменные мосты + фонтаны : часы с боем

ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки + фонтаны : ворота)

Учащиеся делают подсчеты и дают ответы: "Бань в Нюрнберге - 13, водяных мельниц - 84".

Учитель:  Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?

Ученики: Горожане.

Учитель: Чем занимались горожане?

Ученики: Ремеслом и торговлей.

Учитель: А как назывались деревенские жители?

Ученики: Земледельцы, крестьяне.

Учитель: Каково их основное занятие?

Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)

Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.

Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах 

Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином 

Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой. Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране - верный 

. Учащиеся проверяют себя.

3 этап. Закрепление нового знания.

Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране 

Учащиеся выходят к ноутбуку и сами, работая с компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ (не менее 5 - 7 вопросов).

Примерные вопросы:

" 1. Город - это

А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.

2. Города основывались:

А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах

3. Сердцем города являлся:

А) рынок, Б) собор, В) мост".

Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? 

Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.

Это задание может быть задано на дом. Следующий урок начинается с обсуждения символа города.

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было интересным, запоминающимся, необычным?

  3. Что показалось скучным?

  4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учащиеся высказываются по желанию и по выбору учителя.

Домашнее задание: "Возникновение средневековых городов. Жизнь и быт горожан", разработать символ средневекового города.

Литература к уроку:

  1. Ф.А.Михайловский. История средних веков.- М.: Русское слово, 2013.

  2. Ф.А.Михайловский. История средних веков. 6 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Русское слово, 2017.

  3. (CD) История средних веков. 6 класс. Образовательная коллекция "1С". - ООО "1С-Паблишинг", 2005, ООО "КОРДИС & МЕДИА", 2005.

  4. Материалы Интернета (иллюстрации по теме "Средневековый город»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!