СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средневековая цивилизация в Европе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Средневековая цивилизация в Европе.»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Средневековая цивилизация в Европе.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся со Средневековой Европой.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.




Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про Средневековую Европу

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают,записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.


Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.










СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца 5 - 6 вв. до 16 в. (или включая его). Этот период в свою очередь делят на:

· раннее Средневековье (6-10 вв.),

· высокое или середину Средневековья (11-13 вв.),

· и позднее или эпоху Возрождения (14-16 вв.).

По числу значимых для эпохи событий в культурной жизни 14-16 вв. в Западной Европе иногда рассматривают как самостоятельный этап в развитии. Формирование характерных признаков средневековой культуры осуществлялось в разных регионах мира не в одно и то же время, также как различной оказывалась степень наследуемости признаков прежних этапов. В одних регионах, как то:

· Северо-Западная, Центральная и Восточная Европа, ряд территорий в Центральной Азии, Океании, Индонезия и др. в большей мере сохраняют элементы культурного развития, свойственные Древнему времени.

· Что касается юга и юго-востока Европы, то здесь культурное развитие опирается на традиции, сложившиеся еще в Римское время.

· Города Италии и юга Франции, Испании, территории Балканского полуострова отличаются интенсивностью культурного обмена, "оглядкой" на прошлое, сохранением рудиментов прошлых достижений в разных областях.

Со Средних веков берет начало процесс "культурной колонизации" этносов, находящихся на стадиально иных уровнях культурного развития и это, в первую очередь, относится к приобщению их к господствующей религии. Так, франки силой пытаются приобщить к своей культуре (христианской) саксов, германцев и др. племена, сохранявших политеистические верования, в отличие от римлян, которые никогда при завоевании чужих земель не заставляли принимать свою веру и не насаждали своих богов. Культурная колонизация сопровождала с 15 в. завоевательную политику испанцев, португальцев, голландцев, а позже и всех других государств, приступивших к захвату колониальных владений.

Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессе (корни которого не до конца понятны науке) происходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира и вытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новые культурные симбиозы, будущие социальные противоречия, как, например в Испании, завоеванной в 8 в. н. э. арабами-мусульманами. В этом плане Средневековье схоже с предшествующим культурным периодом. В меньшей мере варварские завоевания затронули Восточную Римскую империю - Византию. Поэтому культурное развитие этого государства до 15 в. не прерывалось.

На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них крупным было государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств. Поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.

Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.






Записывают за преподавателем

Высказывают своё мнение

IV этап Освоение новых знаний



1. Материально-культурное развитие Западной Европы

Развитие тех или иных регионов в Средние века отличалось не одинаковыми темпами и разной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Скажем, народы кочевые, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Качество их труда и результаты деятельности были намного ниже тех, которые были у коренных жителей. Процесс дезурбанизации (переселения народов из разрушенных городов в сельские местности) в период раннего Средневековья также означал для городских жителей переход к новым видам труда. Средневековье жило за счет натуральной формы хозяйствования - все необходимое производилось самими крестьянами, за исключением, пожалуй, изделий из железа. Практически повсеместно пахали либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С 9-10 вв. врпервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до 18 в. Водяные мельницы были редкостью. Ветряные же появились лишь в 12 в. Голод - постоянный спутник этого периода. Освоение бобовых культур означало появление белковой пищи для множества бедных крестьян.

Каменное строительство. Средневековье характеризовалось развертыванием каменного строительства в период 10-12 вв., и появлением первых артелей или цехов свободных каменщиков. Каменное строительство было следствием снижения волн переселений и возможностью стабильной жизни. Начался интенсивный рост городов. Города, заселяемые ремесленниками и торговцами, а также другим свободным людом, выкупают свои земли у феодалов. На их территориях начинают строить: храмы, часовни, цеховые дома, дома для городских жителей. Строительство характеризовалось использованием новых технологий, когда камень стали резать, широко использовать приемы арочных перекрытий, витражей, украшения зданий и усовершенствования их конструкций (консолей, растяжек и др.). Поскольку земли было мало, городская застройка средневекового города отличалась большой плотностью, улицы были узкими. Дома росли вверх. Средневековый город был грязным - нечистоты зачастую выливали прямо на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни городов были эпидемии, уносившие жизни множества жителей. В эти века соборы и дворцы возводились несколькими поколениями строителей (соборы в Париже, Шартре, Амьене, и др.).

Технический прогресс. Технический прогресс в Средние века имел, например, в Европе чисто количественный характер (это касается и Китая, который, безусловно, в отношении изобретений стоял далеко впереди Европы). На пути любого усовершенствования стояло два официальных препятствия: церковь и цеховой устав. Первая запрещала новшества по идеологическим соображениям, вторые по соображениям боязни конкуренции. Ремесленники в городах были распределены по цехам. Внецеховая организация до определенного срока была практически невозможна, т.к. цехи распределяли: количество производимой продукции, материал, места для сбыта; определяли время продаж и количество товара для продажи; следили за качеством товара и за станками, на которых производилась продукция. Цеховой устав регламентировал как труд, так и свободное время, одежду, праздники и даже практику хорового пения в цеховом доме во время праздников. В среде ремесленников существовало поверье, согласно которому нельзя было расставаться с известными тебе секретами мастерства и передавать их другим. Поэтому технологии, если и записывались, то шифрами, секреты ремесла передавались по наследству только близким, а иногда оставались загадкой для последующих поколений. Таков трактат Теофила Пресвитера, ювелира и металловеда, "О различных искусствах" (11-начало 12 вв.). Подмастерья и ученики должны были проводить в странствиях по несколько лет, чтобы собрать по крупицам профессиональные знания.

Торговля. Торговля осуществлялась либо на обмен, либо на деньги. Деньги имели право чеканить крупные феодалы, лица, бравшие патент на чеканку. Монеты разных городов или местностей имели разный вес серебра, имели разную покупательную способность.

Отсутствие систематической торговли вызвало к жизни проведение ярмарок, которые приурочивались к религиозным праздникам. Местные рынки образовывались под стенами княжеского замка, крупные ярмарки в городах, специализировавшихся на производстве той или иной продукции. Купцы, организованные в цехи, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупнейшей организацией, объединявшей купцов нескольких европейских государств, был Ганзейский союз. Время его зарождения не известно, но в 1300 г. в его состав входило 70 и более городов между Ливонией и Голландией. Они делились на четыре участка, во главе каждого участка стоял крупный город, имевший связи с более мелкими. Их число колебалось от 8 до 29. Так, Кельн имел связи с 29 городами, Брунсвик - с 14 и т.д. В городах имелись складские помещения, агенты, гостиницы, в которых могли останавливаться купцы. В Любеке хранился архив, собирались конгрессы каждые три года, на них принимались постановления, обязательные для всех членов Ганзейского союза. Восточные купцы создавали свои корпорации, которые открывали консульства на побережье Средиземного моря. Они ведали складами, фрахтованием судов, поиском товаров и т.п. Материально-культурному развитию в некоторой степени содействовали крестовые походы, в результате которых в Европу были завезены многие сорта растений, были заимствованы технические идеи.

2. Социально-политическая культура средневековой Европы

В начальный период средних веков земельная собственность распределялась между феодалами, церковью и крестьянскими общинами. Земли свободных крестьянских общин постепенно присоединялись к землям светских или церковных феодалов под разными предлогами вместе с живущими на них крестьянами. Так шло закабаление ранее свободных крестьян, которые к 11 в. попали в разную степень наследственной личной и экономической зависимости. За пользование землей крестьянин должен был отдавать часть урожая феодалу (а церкви 1/10 всего производимого в хозяйстве), работать на барской пашне или в мастерских, молоть хлеб на барской мельнице, участвовать в различных работах, защищать его земли в случае военной опасности. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в разных государствах имел разные сроки.

















Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя


VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§4-5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!